Мудрый Юрист

Переход учреждений здравоохранения на новую отраслевую систему оплаты труда

"Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 9

Статьей 144 ТК РФ Правительству РФ предоставлено право устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. Реализовывая предоставленное право, им принято Постановление N 605 <*>, в соответствии с которым в период с 01.09.2007 по 31.12.2008 в Российской Федерации следует осуществить постепенный переход федеральных бюджетных учреждений, в том числе учреждений здравоохранения, на новые отраслевые системы оплаты труда. В статье рассмотрены законодательные акты, которые приняты на сегодняшний день в связи с осуществлением данного перехода.

<*> Постановление Правительства РФ от 22.09.2007 N 605 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".

Для введения новых отраслевых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений (далее - новые системы оплаты труда) необходимо принятие целого ряда нормативно-правовых актов. В связи с этим п. 1 Постановления N 605 утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей (далее - Положение об установлении систем оплаты труда). Вместе с тем п. 6 Минздравсоцразвития поручено:

Далее ознакомимся с законодательными актами, разработанными и принятыми Минздравсоцразвития во исполнение вышеперечисленных поручений.

Методические рекомендации

Учитывая требования Постановления N 605 и утвержденного им Положения об установлении систем оплаты труда, Минздравсоцразвития Приказом от 22.10.2007 N 663 утвердило Методические рекомендации по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда (далее - Методические рекомендации). Они разработаны с целью оказания методической помощи федеральным органам исполнительной власти, иным государственным органам и организациям, а также подведомственным им федеральным бюджетным учреждениям по введению в них новых систем оплаты труда.

В частности, п.п. 3 и 4 Методических рекомендаций определено, что новые системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами РФ в соответствии с требованиями ТК РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ с учетом:

<*> Выпуск 1 "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства", утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31/3-30.
<**> Утвержден Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37.

Кроме этого, необходимо учитывать государственные гарантии по оплате труда работников, предоставляемые государством как участником трудовых отношений. В частности, ст. 130 ТК РФ определено следующее:

Согласно п. 5 Методических рекомендаций заработную плату при введении новых систем оплаты труда рекомендовано определять исходя из окладов (должностных окладов), тарифных ставок, ставок заработной платы, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Примечание. Оклад (должностной оклад) - это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ст. 129 ТК РФ).

Примечание. Тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ст. 129 ТК РФ).

Определение новых размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы на основе группировки должностей специалистов по категориям различных работ осуществляется руководителем федерального бюджетного учреждения с учетом уставных целей, требований к профессиональной квалификации и стандартам оказываемых федеральными бюджетными учреждениями государственных услуг и работ по следующим параметрам (п. 13 Методических рекомендаций):

При этом размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы утверждаются в соответствии со штатным расписанием локальным нормативным актом по согласованию с профсоюзом.

Квалификационные группы должностей работников

Как уже упоминалось ранее, Правительство РФ поручило Минздравсоцразвития до 1 июля 2008 г. внести предложения по установлению базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (п. 6 Постановления N 605). Для этого необходимо распределить все профессии работников бюджетных учреждений по квалификационным группам. В связи с этим Приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 N 525 утверждены Критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам, которые формируются с учетом вида экономической деятельности. Руководствуясь вышеназванным Приказом, Минздравсоцразвития на сегодняшний день приняло целый ряд приказов, утверждающих профессиональные квалификационные группы профессий рабочих и должностей служащих по различным отраслям. В частности, Приказом от 06.08.2007 N 526 приняты Профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников, а именно:

Кроме этого, в дополнение к Приказу N 526 Минздравсоцразвития выпустило Приказ N 149н <*>, которым утверждены перечни должностей:

<*> Приказ Минздравсоцразвития России от 31.03.2008 N 149н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг".

Однако на момент написания статьи оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам не утверждены.

Выплаты компенсационного характера

Выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822 (далее - выплаты компенсационного характера). Данные выплаты при переходе на новые системы оплаты труда предусматриваются работникам:

При этом минимальные размеры повышения оплаты труда за работу, связанную с отклонениями от нормальных условий, будут приняты Правительством РФ дополнительно. До их установления применяются размеры выплат, предусмотренные коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовым договором.

В соответствии с п. 15 Методических рекомендаций размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера при введении новых систем оплаты труда конкретизируются в трудовых договорах и устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников в виде:

Примечание. Размеры выплат компенсационного характера устанавливаются не ниже размеров, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и осуществляются в пределах ассигнований, выделенных главными распорядителями бюджетных средств на оплату труда работников федеральных бюджетных учреждений.

Выплаты стимулирующего характера

Выплаты стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях при введении новых систем оплаты труда устанавливаются в соответствии с Перечнем, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818 <*>. Данные выплаты определяются учреждениями самостоятельно в пределах фонда оплаты труда и предусматриваются:

<*> Приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 818 "Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях".

Они направлены на стимулирование работника к качественному результату труда, поощрение его за выполненную работу и устанавливаются с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, и рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти. При этом предполагается, что с 1 января 2010 г. объем средств на выплаты стимулирующего характера должен составлять не менее 30% ассигнований федерального бюджета, выделенных на оплату труда.

Учитывая вышеизложенное, можно отметить, что на момент написания статьи для перехода учреждений здравоохранения на новую систему оплаты труда не принят только нормативный правовой акт, утверждающий базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Заработная плата руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров

Согласно п. 7 Положения об установлении систем оплаты труда размер должностного оклада руководителя устанавливается трудовым договором и составляет три размера средней заработной платы работников основного персонала возглавляемого им учреждения (далее - работники основного персонала). Порядок его исчисления поручено разработать Минздравсоцразвития.

Исполняя данное поручение, Минздравсоцразвития Приказом от 08.04.2008 N 167н утвердило Порядок исчисления средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения (далее - Порядок N 167н). В соответствии с п. 3 средняя заработная плата работников основного персонала определяется путем деления суммы окладов (должностных окладов), ставок заработной платы и выплат стимулирующего характера работников основного персонала за отработанное в предшествующем календарном году время на сумму среднемесячной численности работников основного персонала за все месяцы календарного года, предшествующего установлению оклада руководителю.

Примечание. При расчете средней заработной платы работников основного персонала учитываются все выплаты стимулирующего характера независимо от источников, за счет которых они осуществляются. Однако следует помнить, что выплаты компенсационного характера при расчете не учитываются.

Перечни должностей, профессий работников учреждений, относящихся к основному персоналу по виду экономической деятельности, устанавливаются органами исполнительной власти (иным государственным органом или организацией, являющейся главным распорядителем средств федерального бюджета), в ведении которых находится учреждение, по согласованию с Минздравсоцразвития.

На сегодняшний день такой Перечень утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 18.04.2008 N 180н по виду экономической деятельности "Здравоохранение и предоставление социальных услуг" для расчета средней заработной платы руководителя федерального государственного учреждения "Федеральное бюро экспертизы" (далее - Перечень N 180н), в который включены 6 должностей: заведующий отделением, врач-методист, врач-терапевт, врач травматолог-ортопед, врач-невролог и ведущий научный сотрудник.

При определении среднемесячной численности работников основного персонала учреждения учитывается среднемесячная численность работников основного персонала, работающих на условиях полного и неполного рабочего времени, а также являющихся внешними совместителями (п. 4 Порядка N 167н).

Рассмотрим на примерах порядок расчета среднемесячной численности работников основного персонала и оклада руководителя (в примерах использованы условные данные).

Пример 1. Штатным расписанием бюро медико-социальной экспертизы предусмотрено 26 ставок. Из них в соответствии с Перечнем N 180н к основному персоналу относятся 15 ставок, а именно:

В бухгалтерию бюро подан табель учета рабочего времени работников, в соответствии с которым они фактически отработали в феврале 2008 г.:

Все работники основного персонала при пятидневной рабочей неделе работают на условиях полного рабочего времени по 40-часовой рабочей неделе, кроме:

В соответствии с п. 5 Порядка N 167н среднемесячная численность работников основного персонала бюро медико-социальной экспертизы, работающих на условиях полного рабочего времени, в феврале 2008 г. составила 10,7 чел. ((10 чел. x 29 кал. дн. + 12 кал. дн. + 8 кал. дн.) / 29 кал. дн.).

При этом работники основного персонала учреждения, работающие на условиях неполного рабочего времени, при определении среднемесячной численности работников основного персонала учитываются пропорционально отработанному времени (п. 6 Порядка N 167н).

Сначала определяем общее количество человеко-часов, отработанных Семеновой и Королевой: 4,8 ч. x 21 раб. дн. + 7,2 ч. x 21 раб. дн. = 252 чел.-ч.

Далее рассчитываем общее количество человеко-дней:

252 чел.-дн. / 8 ч. = 31,5 чел.-дн.

Среднемесячная численность этой категории работников в феврале 2008 г. составила 1,5 чел. (31,5 чел.-дн. / 21 раб. дн. в феврале).

Общая среднемесячная численность работников основного персонала бюро медико-социальной экспертизы в феврале 2008 г. равна 12,2 чел. (10,7 чел. + 1,5 чел.).

Примечание. Работник, работающий в учреждении на одной, более одной ставке (оформленный в учреждении как внутренний совместитель), учитывается в списочной численности работников основного персонала учреждения как один человек (целая единица) (п. 5 Порядка N 167н).

Пример 2. Заработная плата работников основного персонала учреждения здравоохранения за 2007 г. составила:

Необходимо рассчитать размер должностного оклада руководителя, который устанавливается ему с 01.12.2008 в связи с введением новой системы оплаты труда, при следующей среднемесячной численности работников основного персонала:

 Месяцы  
   Среднемесячная численность работников основного персонала   
за 2007 год, работающих на условиях
  полного   
рабочего
времени
   неполного   
рабочего
времени
     внешнего     
совместительства
     Итого     
Январь   
    17,5    
      1,4      
        -         
     18,9      
Февраль  
    17,5    
      1,4      
        -         
     18,9      
Март     
    17,5    
      1,4      
        -         
     18,9      
Апрель   
    18,3    
      0,9      
       1,2        
     20,4      
Май      
    18,3    
      0,9      
       1,2        
     20,4      
Июнь     
    17,8    
      1,2      
        -         
     19,0      
Июль     
    17,8    
      1,2      
        -         
     19,0      
Август   
    17,8    
      1,2      
        -         
     19,0      
Сентябрь 
    17,8    
      1,2      
        -         
     19,0      
Октябрь  
    17,8    
      1,2      
        -         
     19,0      
Ноябрь   
    18,3    
      0,9      
       1,2        
     20,4      
Декабрь  
    18,3    
      0,9      
       1,2        
     20,4      
Всего    
   214,7    
     13,8      
       4,8        
    233,3      

Размер должностного оклада руководителя учреждения здравоохранения в 2008 г. составит 15302 руб. ((980000 руб. + 210000 руб.) / 233,3 x 3)).

Примечание. Среднемесячная численность работников основного персонала учреждения, являющихся внешними совместителями, исчисляется в порядке, предусмотренном для работников основного персонала, работающих на условиях неполного рабочего времени (п. 7 Порядка N 167н).

Как определить размер должностного оклада руководителя вновь созданного учреждения здравоохранения? Уже упоминалось ранее, что в п. 6 Постановления N 605 говорится о том, что Минздравсоцразвития поручено давать разъяснения по применению настоящего Постановления. В связи с этим Приказом от 02.04.2008 N 158н им утверждены Разъяснения по отдельным вопросам установления должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения, которыми предусмотрено, что определение должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения за календарный год, предшествующий году установления его должностного оклада, размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения при создании новых федеральных бюджетных учреждений и в других случаях, когда невозможно произвести расчет средней заработной платы работников основного персонала, осуществляется главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находится данное учреждение.

Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10-30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений (п. 7 Положения N 605).

Выплаты компенсационного характера для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров бюджетных учреждений устанавливаются в соответствии с вышеупомянутым Перечнем, утвержденным Приказом N 822.

Выплаты стимулирующего характера для данной категории работников определяются федеральными органами исполнительной власти (п. 9 Положения об установлении систем оплаты труда). Например, руководителю учреждения, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, выплаты стимулирующего характера устанавливаются Правительством РФ, а их размер определяется с учетом результатов деятельности возглавляемого им учреждения.

С целью реализации данного Положения Минздравсоцразвития издан Приказ N 823 <*>, в котором разъясняется, что федеральные органы исполнительной власти (иные государственные органы и организации, являющиеся главными распорядителями средств федерального бюджета), в ведении которых находятся федеральные бюджетные учреждения, перешедшие на новые системы оплаты труда, вправе централизовать до 5% ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на оплату труда работников учреждений и гражданского персонала воинских частей подведомственных им учреждений, на выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений. Данные выплаты распространяются между подведомственными им учреждениями и используются до конца финансового года. Процент централизованных бюджетных ассигнований определяется в зависимости от размера фонда оплаты труда, планируемой суммы на выплаты стимулирующего характера с учетом деятельности учреждений, объемов работ, их сложности и социальной значимости. При этом показатели и условия стимулирования труда руководителя учреждения, позволяющие оценить результативность и качество работы учреждения, определяются главным распорядителем самостоятельно. Разработанные порядок и условия осуществления стимулирующих выплат, их размеры оговариваются в дополнительном соглашении к трудовому договору, заключенному с руководителем на срок до 1 года.

<*> Приказ Минздравсоцразвития России 29.12.2007 N 823 "Об утверждении разъяснения о реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. N 605 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинский частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений в части использования централизованных бюджетных ассигнований в размере до 5 процентов на выплаты стимулирующего характера руководителям федеральных бюджетных учреждений".

Изменения и дополнения, внесенные Правительством РФ в ранее принятые нормативные правовые акты

Говоря о новых системах оплаты труда, не можем не обратить ваше внимание на Постановление от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (далее - Постановление N 583), которое на момент написания статьи официально опубликовано не было <*>.

<*> Упомянутое Постановление вступит в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования.

В нем говорится, что Правительство РФ постановило ввести новые системы оплаты труда с 01.12.2008. Напомним, ранее Постановлением N 605 этот переход предусматривалось осуществить в период с 01.09.2007 по 31.12.2008.

В соответствии с п.п. 2 и 3 Постановления N 583 введение новых систем оплаты труда в отношении работников учреждений осуществляется руководителями этих учреждений - главными распорядителями средств федерального бюджета (далее - главные распорядители) с учетом того, что заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая согласно новым системам оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе ЕТС, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

Заслуживают также внимания учреждений здравоохранения новые поручения Правительства РФ, возложенные на Минздравсоцразвития в п. 6 Постановления N 583, в частности:

В свою очередь, учреждения (в том числе учреждения здравоохранения) - главные распорядители утверждают по согласованию с Минздравсоцразвития до 1 сентября 2008 г. примерные положения об оплате труда работников соответствующих учреждений с учетом утвержденных Минздравсоцразвития вышеупомянутых рекомендаций (п. 7 Постановления N 583).

Кроме этого, в соответствии с п. 14 Постановления N 583 с 1 декабря 2008 г. утратят силу ряд актов Правительства РФ согласно прилагаемому Перечню, в частности, п. 9 Перечня отменяет Постановление N 605. Следовательно, и Положение об установлении систем оплаты труда, утвержденное данным Постановлением, также утратит свою силу. В связи с этим п. 5 Постановления N 583 утверждено новое Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений (далее - Новое положение). Однако следует отметить, что его содержание претерпело незначительные изменения, в частности:

В заключение следует отметить, что остальные упомянутые в статье нормативные правовые акты РФ не утрачивают силу, они на основании п.п. 11-13 Постановления N 583 будут приведены в соответствие с требованиями настоящего Постановления.

Редактор журнала

"Бюджетные учреждения

здравоохранения:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

В.ЛАХМАТОВА