Мудрый Юрист

Правовые особенности рекламы лс и медоборудования

"Московские аптеки", 2008, N 8

Существуют два основных правовых акта:

Федеральный закон РФ "О рекламе" от 3 марта 2006 г. N 38-ФЗ (ст. 5, 7, 24, 25).

Федеральный закон РФ "О лекарственных средствах" от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ.

Основные органы, рассматривающие дела о нарушении законодательства о рекламе - это ФАС РФ, УФАС регионов (новые Правила рассмотрения дел):

Суды общей юрисдикции:

Арбитражные суды:

Ответственность за нарушение законов о рекламе и о конкуренции:

Общие требования к рекламе лекарственных средств и медицинского оборудования (ст. 5 Закона о рекламе):

Запреты (ст. 24 Закона о рекламе):

Требования законодательства к рекламе лекарственных средств и медицинского оборудования:

Обязательное требование: сопровождение рекламы лекарственных средств, в том числе методов лечения, медицинской техники предупреждением о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получению консультаций специалистов.

Обязательно как в отношении лекарственных средств, так и медицинских услуг и медицинской техники!

Законом предусмотрены формулировки: "Перед употреблением необходимо ознакомиться с инструкцией" или "Имеются противопоказания. Необходимо проконсультироваться со специалистом". При этом: Закон оставляет право выбора указания одного из перечисленных предупреждений.

В связи со вступлением в силу Закона о рекламе вышло письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития "О маркировке лекарственных средств" от 29.08.06 N 01И-711/06, в котором говорится, что "...в соответствии со ст. 24 п. 6 указанного Закона сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования лекарственных средств и медицинской техники допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования. В связи с изложенным, информация о способе применения и использования лекарственного средства, размещаемая на упаковке, должна приводиться в редакции соответствующей инструкции по медицинскому применению лекарственного средства."

Требования законодательства к оформлению рекламы

Размер предупреждения должен отвечать следующим формальным критериям:

Типичные "просчеты" рекламодателей по практике 2007 года

  1. Московский институт психиатрии Росздрава распространял рекламу услуг без предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

(27 августа 2007 года дело рассмотрено ФАС России. Штраф - 40000 руб.)

  1. Без предупреждения распространялась реклама Центра медицинских услуг "Эдем", клиники "Вита плюс", медицинского центра "Медея".

(20 сентября 2007 года УФАС СПб, 2 октября 2007 года Арбитражный суд Ульяновской области, 4 октября 2007 года Тамбовское УФАС; штрафы - по 40000 руб.)

  1. Плакаты и буклеты рекламы витаминов Vitrum beauty и назального спрея "Аква-Марис", рекламируемые ООО "Имплозия" должны были сопровождаться предупреждением.

(26 сентября 2007 г. в 11-ом апелляционном Арбитражном суде. Штраф - 200000 руб.)

Реклама медицинской техники

  1. Текст предупреждения забыли включить в рекламу медицинской техники (!) - очков, солнцезащитных очков.

Справка: очки, солнцезащитные очки, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, относятся к медицинской технике.

(04 сентября 2007 года Самарское УФАС России вынесло устное предписание, так как случай был достаточно типичный, но в любом случае нужно об этом помнить).

  1. Гарантия положительного действия прибора и его эффективности, а также указание на отсутствие указания о необходимости обращения к врачу при рекламировании медицинской техники "Оскон".

(2 августа 2007 года - Арбитражный суд Санкт-Петербурга. Штраф - 120000 руб.). Аптека через газету распространила рекламу прибора медицинской техники "Оскон", которая содержала целый ряд нарушений Федеральных законов о рекламе.

Реклама автоматического моноблока для стерильного розлива жидких продуктов модель FMB-210 на сайте www.ift.ru была названа ФАС МО рекламой для медицинских и фармацевтических работников, которая не может распространяться среди "непрофессионалов".

(Решение ФАС МО по делу N КА-А40/6353-07 от 05 июля 2007 г.).

Требования к рекламе БАД и пищевых добавок

Реклама НЕ ДОЛЖНА:

Примеры типичных "ошибок"

  1. "Баксин - эффективен и безопасен. Доказано". В данной рекламе содержались не соответствующие действительности сведения о товаре, указывались его лечебные свойства - то есть положительное влияние на течение болезни, отсутствовала часть существенной информации о рекламируемом товаре, искажался смысл информации, потребитель вводился в заблуждение. В рекламе БАД к пище создавалось впечатление, что они являются лекарственными средствами и обладают лечебными свойствами и т.д.
  2. "Живитель НФП" - "Гепатит, цирроз не приговор".
  3. "Снимает алкогольную зависимость и на длительное время избавит от пагубного пристрастия. Помогите своим близким".
  4. "Препарат нового поколения. Создан с учетом взаимодействия компонентов. В каждой таблетке только совместимые вещества"; "Обеспечивает максимальное усвоение. На 30-50% эффективнее традиционных витаминно-минеральных комплексов".
  5. "...он даже способен усиливать действие медикаментозной терапии и посредством этого может удерживать перерождение доброкачественных новообразований в злокачественные".

Руководитель практики

по интеллектуальной собственности

компании "Пепеляев, Гольцблат

и партнеры"

Е.ТИЛЛИНГ