Мудрый Юрист

Понятие и роль договора об организации перевозок грузов на железнодорожном транспорте

В настоящее время понятие договора об организации перевозок грузов сформулировано в ст. 798 ГК РФ. По договору об организации перевозок грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

Приведенное определение договора, на мой взгляд, не позволяет однозначно определить правовую природу договора, поэтому неудивительным представляется отсутствие единого мнения по вопросу его правовой характеристики среди специалистов в области транспортного права. Так, например, Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов характеризуют договор об организации перевозок, предшествующий реальному договору перевозки конкретного груза, как организационную предпосылку заключения договора перевозки груза, отличную от самого договора перевозки груза, с ними согласен В.Н. Гречуха, а также Г.П. Савичев. На мой взгляд, данная позиция применима к этому договору только с позиции менеджмента, но с точки зрения права налицо гражданско-правовой договор. Главной хозяйственной целью договоров об организации перевозок, по моему мнению, является планирование и организация перевозок сторонами соглашения на продолжительный период. Правовая же цель договора имеет существенное отличие от хозяйственной. В широком смысле правовой целью договора является упорядоченность и организация отношений сторон по заключению в будущем соответствующих транспортных договоров. В узком же смысле, если говорить о конкретных правовых целях каждой из сторон договора, они совпадают и могут быть выражены следующим образом: право требовать от контрагента заключения договоров перевозки грузов, а также договоров на подачу транспортных средств под погрузку и предъявление грузов к перевозке в согласованные сторонами сроки и на согласованных договором условиях. Правовая цель данного договора ставит вопрос о признании его предварительным. Формулировка ст. 798 ГК РФ, а также редакция положений ст. 429 ГК РФ, где говорится о предварительном договоре, продлили множество различных мнений по этому поводу. Удачно, на мой взгляд, высказал, характеризуя сущность предварительного договора, свое мнение О.С. Иоффе, который в 70-е гг. XX столетия отмечал, что он создает весьма своеобразную обязанность - по истечении определенного времени заключить предусмотренный им новый договор. Предварительный договор - это и есть соглашение о заключении договора в будущем, в котором определяются существенные условия основного договора. В настоящее время в ст. 429 ГК РФ устанавливается, что по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных основным договором. Установлены требования к форме договора. Он заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в простой письменной форме. Причем несоблюдение этого правила о форме договора влечет его ничтожность. Предварительный договор должен обязательно содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора. Срок, в который стороны обязуются заключить основной договор, к существенным условиям не относится. Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора. Законом также предусмотрены последствия отказа стороны от заключения договора и порядок прекращения его действия.

За признание договора организации перевозок предварительным высказывается достаточно большой круг ученых: А. Кабалкин, В.А. Косовская, Т.Е. Абова, Б.Д. Завидов. Г.П. Савичев также согласен с их позицией. Противниками модели предварительного договора выступают В.В. Витрянский, И.В. Елисеев и М.В. Кротов. Эти авторы строят свое мнение на невозможности использования реального договора перевозки грузов в качестве основного (главного) договора по отношению к договору об организации перевозки грузов, так как реальный договор перевозки грузов оформляет конкретные действия сторон по исполнению договора об организации перевозок грузов. Таким образом, форма реального договора перевозки груза (транспортная накладная) никак не может служить формой договора об организации перевозок грузов. На мой взгляд, и в этой позиции есть свое рациональное зерно, однако первая позиция мне кажется более убедительной.

Также на практике в договор об организации перевозок грузов довольно часто включают условия о порядке расчетов и об ответственности грузоотправителя (грузополучателя) за просрочку платежа. Представляется, что такие условия должны выполняться сторонами договора перевозки, поскольку их включение в организационный договор прямо предусмотрено ч. 2 ст. 798 ГК РФ. Это обстоятельство свидетельствует о такой специфической функции договора об организации перевозок, как восполнение содержания основного договора перевозки по сравнению с условиями, предусмотренными законом в стандартизированном бланке транспортной накладной.

Также нужно отметить и тот факт, что во исполнение договора организации перевозки грузов заключается не один, а множество договоров, что противоречит буквальному смыслу ст. 429 ГК РФ, где говорится о заключении одного договора. Более того, в ст. 798 ГК РФ речь идет о заключении в будущем совершенно разных типов договоров. Кроме договоров перевозки конкретного груза, которые, как известно, являются реальными, для реализации договора об организации перевозок необходимо также заключать договоры о подаче транспортных средств под погрузку и о предъявлении грузов к перевозке (ст. 791 ГК РФ). На мой взгляд, это недочет законодателя, который нечетко и неясно сформулировал эти нормы.

Необходимо также отметить, что договор организации перевозок является долгосрочным. Это означает, что действие этого договора распространяется на отношения сторон в течение достаточно длительного периода времени. Условия этого договора предусматривают периодическое заключение договоров перевозки в течение срока его действия. Данный договор предусматривает систематичность перевозок грузов, что закреплено в ч. 1 ст. 798 ГК РФ, а также временные рамки, в период которых груз должен быть принят и предъявлен к перевозке, что установлено ч. 2 вышеуказанной статьи.

Говоря о существенных условиях данного договора, нужно отметить, что таковыми являются: предмет договора, сроки предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, а также порядок расчетов. Остальные условия (ответственность за нарушение условий договора, маршруты перевозок, календарные графики подачи под погрузку тоннажа), как верно отмечает Т.Е. Абова, могут быть урегулированы уставами и кодексами, а также иными актами нормативного характера, но и их можно включить в договор организации перевозки по желанию сторон.

Предварительным договором может быть возложена обязанность заключить в будущем основной договор на одну сторону либо на обе. Особенностью договоров об организации перевозок является то обстоятельство, что они всегда являются взаимными.

Нужно отметить и тот факт, что, поскольку договор об организации перевозок не имеет своим предметом оказание услуг, выполнение работ, передачу вещей, а является договором организационного типа, его следует отнести к категории безвозмездных договоров.

Говоря об организационном характере предварительного договора, нужно отметить то, что он (договор) направлен на организацию заключения в будущем основного договора, но не на организацию услуг (О.А. Красавчиков).

Таким образом, договоры об организации перевозок можно охарактеризовать как разновидность консенсуального, двустороннего, взаимного, безвозмездного предварительного договора.