Мудрый Юрист

Время ожиданий ушло!

"Медицинский вестник", 2008, N 26

Интенсивный труд в неблагоприятных условиях - повседневная, к сожалению, реальность для многих медицинских работников и основная причина их частого нездоровья. Вот почему в течение последних трех лет в отрасли ежегодно регистрировалось 300-400 случаев профессиональных заболеваний. Остановить эту тревожную тенденцию можно лишь при комплексном подходе к улучшению условий труда, превращению его в здоровый и безопасный.

Сегодня многие элементы такого подхода есть. Их применение уже помогает органам управления здравоохранением в субъектах РФ и территориальным организациям отраслевого профсоюза, руководителям ЛПУ и их первичных профорганизаций организовывать охрану труда медиков более эффективно.

Это, во-первых, укрепление правовых основ охраны труда в федеральном законодательстве. Во-вторых, быстрое расширение практики издания региональных (на федеральной правовой базе) законодательных актов в данной области. В-третьих, сегодня становится нормой, что трехстороннее социально-экономическое соглашение региона (между территориальной администрацией, объединением работодателей и профобъединением) принимается только при наличии в нем раздела "Условия и охрана труда". Причем органичная часть раздела - программа улучшения этих условий - согласована с коллективными договорами медучреждений. В-четвертых, во многих органах управления здравоохранением введены должности специалистов по охране труда, координирующих эту деятельность в ЛПУ. А в 60% учреждений отрасли, имеющих 50 и более работников, появились инженеры по охране труда (их число за пятилетие выросло в 4 раза).

Такие предпосылки отрадны. Но усилия территориальных профорганизаций в создании здоровых и безопасных условий труда должны подкрепляться и примерами успешного опыта, считает руководство профсоюза. Так, 30.10.2007 г. на заседании президиума ЦК профсоюза были обсуждены совместные действия, предпринимаемые Удмуртским республиканским комитетом профсоюза и Минздравом края для снижения заболеваемости медицинских работников. Здесь одобрено и поддержано решение создать на период 2008-2010 гг. региональную отраслевую программу для комплексного изучения состояния здоровья медиков и планомерных действий по профилактике заболеваемости.

По примеру инициатив, подобных удмуртской, ряд регионов сделал и у себя правилом совместные заседания коллегии органа управления здравоохранением и президиума территориальной профорганизации. Объединение действий укрепляет контроль соблюдения норм охраны труда, возложенный как на государственных специалистов, так и на актив профсоюза. Хотя общественный контроль профсоюза имеет массовую базу - 27 штатных и 245 внештатных технических инспекторов труда, 25 тыс. уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, 10,5 тыс. совместных комитетов (комиссий), тем не менее, при государственной поддержке общее дело, бесспорно, выигрывает.

Чтобы контроль самого профсоюза становился квалифицированнее и действеннее, ЦК профсоюза разработал и утвердил в 2006-2007 годах новые нормативные акты по охране труда, куда входят положение об уполномоченном (доверенном лице) по охране труда, программа обучения таких лиц, отраслевое положение о конкурсе на звание "Лучший уполномоченный (доверенное лицо) по охране труда профсоюза работников здравоохранения РФ в 2008 г.". Новые документы уже пригодились профорганизациям Татарстана, Башкортостана, Краснодарского края, Вологодской и др. областей, в том числе и для морального и материального поощрения активных уполномоченных по охране труда и внештатных технических инспекторов.

Но усилия по улучшению условий труда наталкиваются на изъяны планирования: оно требует данных, полученных на основе аттестации рабочих мест, которая ранее велась крайне медленно, а отдельные регионы и не начинали ею заниматься. Даже когда президиум ЦК профсоюза 17.11.2006 г. рассмотрел вопрос об аттестации рабочих мест по условиям труда в здравоохранении и роли в этом территориальных профорганизаций, ситуация стала меняться не сразу. И хотя теперь добрые вести из регионов поступают чаще, во многих случаях, как показывает анализ, аттестацией занимаются, к сожалению, все еще бессистемно.

В чем же дело? Разве Минздравсоцразвития России не утвердил в целях реализации требований ст. 209 Трудового кодекса РФ приказом от 31.08.2007 г. N 569 "Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда"? Такой документ есть. Направленный в региональные организации профсоюза (письмо N 01-04Ш/694 от 12.12.2007 г.), он определяет как порядок аттестации рабочих мест по условиям труда, так и дату ее начала: 1 сентября 2008 г.

Времени уже в обрез. Однако дело стало из-за ряда принципиальных вопросов. Главный среди них - до сих пор не определенный Правительством РФ порядок финансирования мер по охране труда и проведению аттестации рабочих мест.

Еще 19.10.2000 г. Министерством здравоохранения РФ утвержден (при согласовании с ЦК профсоюза на основании ГОСТ 12.0.004-90) "Примерный отраслевой перечень работ, профессий и должностей работников организаций системы Минздрава России". Специфика их труда связана с дополнительными (повышенными) требованиями безопасности. А для организации обучения медиков безопасным приемам работы в таких условиях необходимы средства. Но из-за отсутствия решения Правительства РФ о порядке финансирования обучения его масштабы оставляют желать лучшего.

В декабре 2006 г. ЦК профсоюза обращался в Комитет Государственной думы РФ по труду и социальной политике с этим вопросом. Он предложил включить в Федеральный закон от 15.08.1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (с изменениями по состоянию на 22.12.2005 г.) статью о финансировании мер по улучшению условий и охраны труда в бюджетных организациях непроизводственной сферы (в т.ч. здравоохранения). Для решения давно назревшего вопроса комитет направил письмо Правительству РФ. Однако эта проблема, похоже, оказалась правительству "не по зубам". Как отмечалось позднее в постановлении VII Пленума ЦК профсоюза (31.10.2007 г.), финансирование мер по охране труда и аттестации рабочих мест по-прежнему не обеспечено. Поэтому пленум поручил ЦК профсоюза обратиться по тому же вопросу к Правительству РФ вновь. И 23.01.2008 г. такая просьба была им направлена председателю правительства повторно.

А между тем реформа оплаты труда медиков, также нуждающаяся в данных аттестации рабочих мест по условиям труда, уже на пороге!

ЦК профсоюза обратился к министру здравоохранения и социального развития РФ (17.01.2008 г.) с еще одной острой проблемой. Давно пора установить размеры и порядок обязательного страхования для медицинских, фармацевтических и иных работников федеральных специализированных организаций здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью. В результате проект такого документа подготовлен. Но до сих пор... не согласован!

В заключение напомню и о том, что в "верхах" застрял еще один крайне важный для охраны труда вопрос. Речь идет о восстановлении имевшейся полтора десятилетия назад статистической отчетности по заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Она позволила бы проводить углубленный анализ состояния здоровья работников всех отраслей, сделать оперативными меры профилактики. Вот почему руководство профсоюза в соответствии с поручением VII Пленума ЦК направило министру здравоохранения и социального развития РФ Т.А.Голиковой письмо (N 01-04K/30 от 25.01.2008 г.) с просьбой о восстановлении статистической отчетности. Однако решение пока не принято. Правда, частным порядком в Минздравсоцразвития РФ уже высказано мнение, что такая статотчетность будет введена, хотя и не ежегодная. Подождем?

Главный технический

инспектор труда ЦК профсоюза

работников здравоохранения РФ

В.С.ШИДЛОВСКИЙ