Особенности процесса регионализации европейского союза
Клочкова Ю.А., старший преподаватель кафедры теории права Таганрогского государственного радиотехнического университета (ТРТУ).
Характерной особенностью современного мира является глобальная интеграция, сопровождающаяся изменением традиционных представлений о государстве. Следует признать, что в настоящее время мы сталкиваемся с кризисом национального государства, приводящим к уменьшению его роли и формированию отношений, основными участниками которых являются регионы и наднациональные институты. Боденовская теория незыблемости государственного суверенитета к XXI в. подлежит переосмыслению и нуждается в уточнении, поскольку под влиянием интеграционных процессов государства все чаще в добровольном порядке соглашаются на передачу своих компетенций наднациональным институтам.
В то же время регионы как территориальные единицы современных государств получают новые компетенции, появление которых приводит к усилению национального самосознания <1>. Таким образом, внутренние компетенции государств перераспределяются как в пользу наднациональных образований международного характера, так и в пользу территориальных единиц самих государств.
<1> Куарони К. Важный фактор интеграции // Европа. 2005. N 1.Классическим международным объединением, в котором процессы интеграции и регионализации происходят одновременно, является Европейский союз (ЕС).
ЕС является наиболее институциализированным региональным интеграционным объединением, деятельность институтов которого можно сравнить с деятельностью органов государства. Каждый из институтов ЕС представляет различные интересы (Совет - государств-членов, Европейский парламент - граждан, Комиссия - интересы Сообщества в целом). В процессе эволюции ЕС возрастает необходимость межинституционального сотрудничества как в рамках Союза в целом, так и на различных уровнях власти: наднациональном и национальном. Очевидно, что развитие европейских демократических процессов во многом зависит от эффективности такого сотрудничества.
Результатом реализации тенденции, направленной против централизации власти на уровне институтов ЕС, происходит процесс регионализации Союза, когда именно регионы, а не государства-члены рассматриваются в качестве второго уровня власти, способствующего формированию Европы, основанной на сотрудничестве наднационального и регионального уровней организации политической власти.
Таким образом, особенность ЕС заключается в объединении различных уровней власти: наднационального (институты ЕС), национального (правительства государств-членов) и регионального. Это отражает основной принцип функционирования Союза - единство в многообразии. Следовательно, возможно говорить о создании трехуровневой Европы, где каждый уровень организации политической власти наделен соответствующими полномочиями, исходя из принципа субсидиарности. Процесс регионализации в данном случае рассматривается как процесс перераспределения компетенций, когда, с одной стороны, наднациональные институты расширяют свои полномочия, а с другой - регионы заявляют о своем обязательном участии в решении ряда проблем, находящихся традиционно в компетенции государств.
Существует и вторая сторона региональной трансформации ЕС, связанная с процессом регионализации внутри самих государств - членов Союза, основанного на стремлении создать более гибкую систему управления и приблизить государство к гражданам.
Таким образом, интеграция ЕС происходит на фоне двух параллельных процессов: европейского регионализма, затрагивающего государства - члены ЕС и основанного на желании регионов принимать обязательные решения и отстаивать свои интересы на наднациональном уровне, и регионализации самого Союза.
Начало процессу европейской регионализации положило создание 5 мая 1949 г. первой региональной организации - Совета Европы. Затем, 12 января 1957 г. в Совете Европы была создана Постоянная Конференция местных и региональных властей Европы (с 17 января 1994 г. - Конгресс местных и региональных властей Европы), призванная объединить представителей региональных и местных органов власти. Данная цель получила свое оформление и закрепление в таких актах Совета Европы, как Европейская хартия о местном самоуправлении (1985), Европейская рамочная конвенция о трансграничном сотрудничестве между территориальными административными единицами или местными органами власти (1980), Европейская хартия о региональных языках и языках меньшинств (1992).
Договор 1957 г., учреждающий Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), не содержал конкретных положений, касающихся регионального уровня власти. Это было связано с тем, что ЕЭС представлял собой межгосударственное объединение, и преамбула Договора, учреждающего ЕЭС, указывала на стремление государств-членов "объединить свои народные хозяйства и содействовать их гармоничному развитию... с целью уменьшения дистанции между отдельными областями и преодоления отставания отдельных областей с неблагоприятными условиями развития". Данное положение также нашло отражение в ст. 158 Договора, учреждающего Европейское сообщество <2>. Для реализации указанных стремлений в соответствии со ст. 160 Договора, учреждающего Европейское Сообщество, был создан Европейский фонд регионального развития (ЕФРР).
<2> Документы Европейского союза. Т. VI. Консолидированная версия Договора о Европейском союзе и Договора, учреждающего Европейское сообщество. М., 2001 (далее ссылки на Договоры даются по данному изданию).Постепенно процесс регионализации ЕС приобретает правовое измерение, способствующее институционализации этого процесса, что доказывает возрастание роли регионов в жизнедеятельности Европы.
В 1988 и 1991 гг. Европейский парламент принял Хартию Сообщества по проблемам регионализации и Хартию регионов Сообщества, в которых призвал государства-члены, отличающиеся централизованной структурой, начать или продолжить процесс регионализации <3>.
<3> European Parliament Resolution on Community regional policy and the role of the regions (18 November 1988): A2-218/88 // Official Journal. С. 326.После подписания Договора о Европейском союзе в 1992 г. начал свою деятельность Комитет регионов - консультативный орган, состоящий из представителей региональных и местных органов, призванный обеспечить региональную политику и координацию деятельности регионов на общеевропейском уровне (ст. ст. 263 - 265 Договора, учреждающего Европейское сообщество).
Согласно ст. 203 Договора, учреждающего Европейское сообщество, изменился порядок формирования Совета, в состав которого наряду с представителями государств-членов входят также министры регионального и муниципального уровня с правом участия в законотворческом процессе ЕС. Более того, закреплением в ст. 5 Договора, учреждающего Европейское сообщество, принципа субсидиарности в очередной раз подчеркивается значение регионального уровня власти.
Расширение Европейского союза, включение в него стран различной конфессиональной принадлежности (католицизм и православие), существенно различающихся по уровню экономического развития и историческому прошлому (страны с традиционно рыночной общественно-экономической организацией и страны некогда социалистической ориентации), только способствуют процессу регионализации.
Под термином "регион" Хартия Сообщества по проблемам регионализации, принятая Европейским парламентом в 1988 г., понимает гомогенное пространство, имеющее физико-географическую, этническую, культурную, языковую общность, а также общность хозяйственных структур и общность исторической судьбы <4>.
<4> Ibid.Регионы государств - членов ЕС очень различаются по размерам, юридическому статусу и объему правоспособности. В настоящий момент Европейский союз состоит из 25 стран, имеющих разные возможности, различное государственное устройство, разные модели организации политической жизни и территориального деления (например, в Германии федеральные земли имеют сравнительно большую власть, чем в Финляндии Греции, Ирландии, Португалии и Дании, где регионы имеют характер чисто административных единиц).
Параллельно процессу регионализации ЕС происходит процесс возрождения интереса к местным культурам и трансформация собственной идентичности государств - членов ЕС (территории с собственным языком и культурой: Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия, Аландские острова, Корсика, Фландрия, Валлония, Сардиния, Каталония, Страна Басков, Галисия).
Во многих государствах усиление роли регионов стало заметно в политической жизни: появились местные партии (Испания, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия и Словения), которые борются за сохранение собственной исторической, культурной и лингвистической самобытности. Крайним проявлением этого процесса стало появление партий, объединяющих националистов и ксенофобов (Нидерланды, Австрия, Франция, Польша, Германия и Италия).
Все это привело к тому, что на самом высоком уровне начали обсуждаться возможности изменения административно-территориального деления, отразившиеся во внесении соответствующих поправок в конституционные акты в Испании, Португалии, Италии, Финляндии, Дании, Великобритании, Бельгии, Германии <5>.
<5> Коданева С.И. Британский регионализм (конституционная реформа). М., 2004; Прохоров А. Единство непохожих // Европа. 2005. N 1; Степанов А. Обновление успешной модели // Европа. 2005. N 1; Михеев В. Неразделимо неоднородные // Европа. 2005. N 1; Шашков В. От унитаризма к федеративности // Европа. 2005. N 1.Особенностью регионализма Европейского союза является и то, что регионалисты с 1981 г. представлены в Европейском парламенте и входят в Европейскую федерацию региональных партий <6>.
<6> www.greens-efa.org.При этом следует также отметить, что интеграция способствует формированию так называемых еврорегионов, самостоятельными участниками которых являются как субъекты федеративных государств, так и административно-территориальные единицы государств унитарных. Еврорегионы создаются с учетом географической близости, сложившихся торговых и экономических связей, высокой степени взаимодополняемости в производстве, традиционной связанности инфраструктуры и открытости границ ("Балтика", "Буг", "Карпаты", "Неман" и др.). ЕС стимулирует подобное сотрудничество с помощью специальных программ Interreg, PHARE и Twinning.
С момента образования ЕС в 1992 г. возник совершенно "новый этап в процессе создания как никогда ранее сплоченного союза народов Европы, в котором решение принимается по возможности открыто и с учетом интереса граждан" (ст. 1 Договора о Европейском союзе). Эта формулировка отражает значительные перспективы усиления роли и влияния регионов на межнациональном уровне.
В ст. 23 Конституции Германии указывается, что федеральные земли принимают участие в делах ЕС через бундесрат. Для конкретизации этого предписания совместно с федеральным правительством принимаются соответствующие законы и соглашения (например, Закон о сотрудничестве Федерации и земель Германии в делах ЕС от 12 марта 1993 г. или соответствующее Соглашение между федеральным правительством и правительствами земель Германии от 25 октября 1993 г.) <7>.
<7> Конституции зарубежных государств / Сост. В.В. Маклаков. М., 2003.Кроме того, необходимо помнить, что именно регионы государств-членов реализуют решения, принятые институтами ЕС, и именно они ответственны за применение коммунитарного права в рамках тех компетенций, которые им переданы государством, поскольку своих исполнительных органов ЕС не имеет. Соответственно, вполне обоснованным является требование регионов участвовать в процессе принятия решений на уровне Европейского союза.
Таким образом, процесс регионализации происходит параллельно как внутри самих государств - членов ЕС, так и в самой организации, оказывая друг на друга существенное влияние. Особенностью регионализации является, с одной стороны, преодоление национальных границ, а с другой - сепаратизм регионов внутри государств - членов ЕС и трансформация представлений о национальной идентичности.
Очевидно, что невозможно создать систему, в которой региональные, национальные и наднациональные институты обладают равными правами и весом при принятии решений. Передача части своих внутренних компетенций наднациональным институтам не свидетельствует об ограничении суверенитета государств-членов, а тем более об отказе от него, поскольку данный процесс всегда происходит добровольно и на основе принципа единогласия и является результатом реализации суверенитета.
Вовлечение регионов в процессы принятия решений в рамках Европейского союза, участие в политической сфере, институализация интересов регионов способствуют демократизации Европейского союза, поиску компромисса во взаимоотношениях наднациональной власти и региональной и, как следствие, эффективному развитию ЕС.