Мудрый Юрист

Закупка оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга

"Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 10

Статьей 7 Федерального закона N 204-ФЗ <*> утвержден объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2009 г. Их распределение по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета осуществляется в соответствии с Приложением 12 к названному Закону. В частности, на закупку в 2009 г. оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях здравоохранения предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 531,5 млн. руб. по коду классификации расходов 055 0901 4850500 012. О порядке использования этих средств и пойдет речь в настоящей статье.

<*> Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов".

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 10 Федерального закона N 204-ФЗ порядок использования бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее - бюджетные ассигнования) на закупку оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях системы здравоохранения (далее - оборудование и расходные материалы) устанавливается Правительством РФ.

В соответствии с данной нормой в феврале 2009 г. Правительством РФ было принято Постановление N 122 <*>, которым, в частности, утвержден Перечень закупаемых в 2009 году за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения (далее - Перечень закупаемого имущества). В него включено следующее имущество:

<*> Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 122 "О закупке и передаче в 2009 году диагностических средств и антиретровирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C, а также оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях систем здравоохранения".
  1. Оборудование и расходные материалы для неонатального скрининга, в том числе:
  1. Оборудование и расходные материалы для аудиологического скрининга, в том числе:

Кроме Перечня закупаемого имущества, Постановлением N 122 утверждены:

Закупкой оборудования и расходных материалов поручено заниматься Минздравсоцразвития (п. 2 Постановления N 122).

Вместе с тем из названий утвержденных Постановлением N 122 Правил видно, что они применяются также для закупок диагностических средств и антиретровирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, которыми поручено заниматься Роспотребнадзору (п. 2 Постановления N 122). Однако в статье Правила финансового обеспечения и Правила передачи имущества рассматриваются только в рамках закупки оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга.

Правила финансового обеспечения

Правила финансового обеспечения устанавливают, в частности, порядок направления в 2009 г. бюджетных ассигнований, предусмотренных Минздравсоцразвития на приобретение оборудования и расходных материалов.

Процедура закупки начинается с представления в адрес Минздравсоцразвития заявок с указанием наименований учреждений и объемов поставок в соответствии с Перечнем закупаемого имущества. Данные заявки поступают в министерство:

Представленные заявки Минздравсоцразвития рассматривает в Порядке, установленном им в Приказе от 25.03.2009 N 133н, утверждает объемы поставок указанных в них средств и направляет сведения об утвержденных объемах подателям заявок. Затем, исходя из утвержденных объемов оборудования и расходных материалов, Минздравсоцразвития в порядке, установленном законодательством РФ, то есть в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", осуществляет размещение заказов на поставки названных средств путем проведения торгов и заключает государственные контракты на их поставку. При размещении заказов в государственных контрактах предусматриваются следующие условия:

Правила передачи имущества

Правила передачи имущества устанавливают порядок и условия передачи приобретенных в 2009 г. за счет бюджетных ассигнований оборудования и расходных материалов (далее - имущество) федеральным учреждениям, а также в собственность субъектов РФ с последующей их передачей при необходимости в собственность муниципальных образований.

В соответствии с заключенными Минздравсоцразвития государственными контрактами на поставку имущества с организациями, осуществляющими эту поставку (далее - организации-поставщики), имущество доставляется непосредственно учреждениям-получателям, которые в течение двух рабочих дней с даты его получения принимают его на ответственное хранение и направляют копии документов, подтверждающих его доставку, в вышестоящую организацию (п. 3 Правил передачи имущества).

В свою очередь организации-поставщики представляют в Минздравсоцразвития товарно-транспортные накладные (товарные накладные) и акты приема-передачи имущества и ввода оборудования в эксплуатацию. При этом акты для их утверждения составляются в двух экземплярах с целью последующего возврата 1-го экземпляра учреждению-поставщику (п. 4 Правил передачи имущества).

Минздравсоцразвития в течение 10 рабочих дней с даты получения названных документов (п. 5 Правил передачи имущества):

Затем в течение трех рабочих дней с даты издания распорядительных актов Минздравсоцразвития направляет в адрес ФМБА, РАМН и субъекта РФ документы, на основании которых имущество закрепляется на праве оперативного управления или на праве собственности, с указанием вида, количества и стоимости имущества по каждому учреждению-получателю, а именно (п. 6 Правил передачи имущества):

В свою очередь ФМБА, РАМН и субъект РФ в течение 10 рабочих дней с даты получения этих документов (п. 7 Правил передачи имущества):

Наряду с вышеперечисленными мероприятиями субъекты РФ в течение тех же 10 рабочих дней издают распорядительный акт о передаче имущества в муниципальную собственность (при необходимости передачи имущества муниципальным образованиям) (п. 8 Правил передачи имущества). После его издания в течение трех рабочих дней субъекты передают в адрес муниципальных образований документы, необходимые для передачи имущества в муниципальную собственность (акт приема-передачи имущества (акт ввода в эксплуатацию оборудования) в двух экземплярах и копии распорядительного акта субъекта РФ), с указанием вида, количества и стоимости имущества по каждому учреждению-получателю (п. 9 Правил передачи имущества).

Муниципальные образования после получения от субъектов РФ документов (п. 10 Правил передачи имущества):

Внимание! Учреждения-получатели производят списание полученного имущества с ответственного хранения и принимают его на учет на основании соответствующего распорядительного акта о передаче имущества (п. 11 Правил передачи имущества).

Документальное оформление централизованных закупок в бюджетном учете

Порядок учета операций по централизованному снабжению бюджетных учреждений (в том числе и учреждений здравоохранения) материальными ценностями установлен п.п. 264-271 Инструкции N 148н <*>.

<*> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

Участниками централизованного снабжения признаются заказчики, поставщики и грузополучатели. В роли заказчика выступает Минздравсоцразвития, уполномоченное Правительством РФ на централизованное заключение государственного контракта на закупку оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях системы здравоохранения. Поставщиками признаются организации, с которыми Минздравсоцразвития заключает государственные контракты на поставку указанного имущества грузополучателям, каковыми являются учреждения-получатели.

Приемка поставляемого имущества по централизованному снабжению (централизованной поставке) производится в установленном порядке с обязательным отражением в первичных документах поставщика дополнительных реквизитов:

Учреждение-получатель (грузополучатель) при получении от вышестоящего учреждения Извещения (ф. 0504805) в двух экземплярах об отправке в его адрес поставщиком имущества следит за его прибытием и сообщает вышестоящему учреждению о поступлении и отражении в учете данных ценностей, направляя ему второй экземпляр извещения. В случае неполучения материальных ценностей в период, достаточный для их транспортировки, об этом необходимо сообщить вышестоящему учреждению для принятия мер к розыску и доставке их адресату.

Напомним, условиями договора (государственного контракта) на поставку оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга предусмотрено исполнение обязательств в пользу грузополучателя. Следовательно, порядок отражения операций по централизованному снабжению названным имуществом в бюджетном учете заказчика и учреждения-получателя (грузополучателя) идентичен порядку отражения операций по централизованному снабжению медицинским и компьютерным оборудованием в рамках программы по развитию службы крови. В связи с этим бухгалтерские проводки по оплате, передаче и принятию к учету оборудования и расходных материалов в данной статье, по мнению автора, приводить нецелесообразно.

Заключительные положения

Как уже упоминалось ранее, рассмотренные в статье Правила финансового обеспечения и Правила передачи имущества применяются также при закупке и передаче диагностических средств и антиретровирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С. Только их закупкой в соответствии с Перечнем закупаемых в 2009 году за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета диагностических средств и антиретровирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, утвержденным Постановлением N 122, поручено заниматься Роспотребнадзору. Данное ведомство в этом случае выступает в роли заказчика.

В соответствии с Приложением 12 к Федеральному закону N 204-ФЗ на эти цели в 2009 г. предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 8900,0 млн. руб. по коду классификации расходов 141 0901 4850400 012.

Редактор журнала

"Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение"

В.ЛАХМАТОВА