Мудрый Юрист

Конвенционный механизм расширения границ континентального шельфа и российская федерация (международно-правовые проблемы рассмотрения представления РФ в комиссии оон по границам континентального шельфа)

Гландин Сергей Викторович - аспирант центра международно-правовых исследований Института государства и права Российской академии наук.

Континентальный шельф является одним из новейших институтов международного морского права, пространственной сферой, на которую распространяется юрисдикция прибрежного государства в отношении природных ресурсов. Надлежащий международно-правовой режим континентального шельфа прибрежного государства по современному международному праву складывается из ряда факторов: имплементации в национальное законодательство Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее - Конвенция 1982 г. или Конвенция), соответствия национального законодательства нормам и принципам международного морского права и наличия делимитационных соглашений с прилежащими и противолежащими государствами.

Конвенция 1982 г., вступила в силу 16 ноября 1994 г., ратифицирована Российской Федерацией в 1997 г. <1> и является правовой основой установления юрисдикции над пространствами континентального шельфа омываемых морей.

<1> Собрание законодательства РФ. 1997. N 48. Ст. 5493.

Правовая природа континентального шельфа основана на критерии дистанции. Ipso facto и ab initio прибрежному государству принадлежат суверенные права на континентальный шельф шириной до 200 миль независимо от фиктивной или эффективной оккупации и независимо от провозглашения этих прав. При этом Конвенция 1982 г. не проводит зависимости международно-правового критерия континентального шельфа от физического факта существования геологического континентального шельфа.

Для учета растущих потребностей государств в природных ресурсах Мирового океана Конвенция 1982 г. в ст. 76 предусмотрела процедуру установления границ континентального шельфа прибрежного государства за пределами 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря (далее - механизм ст. 76 или конвенционный механизм). При физической ширине шельфа более 200 морских миль, но менее 350 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, континентальным шельфом прибрежного государства может считаться все морское дно и его недра до внешней границы, проходящей на расстоянии не далее 350 морских миль от указанных исходных линий или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты. В данном случае должны быть выполнены три условия:

  1. Внешняя граница континентального шельфа за пределами 200 миль устанавливается на основе рекомендаций Комиссии ООН по границам континентального шельфа (далее - Комиссия или Комиссия ООН).
  2. Соответствие заявляемой внешней границы континентального шельфа геологическим и гидрографическим параметрам ст. 76.
  3. Расширение континентального шельфа не должно наносить ущерба делимитации со смежными государствами.

Конвенционный механизм позволяет Российской Федерации претендовать на расширенную шельфовую зону Арктики, вплоть до Северного полюса, в секторе от 30 меридиана до 180°, с выходом на остров Врангеля, а также на анклав континентального шельфа за пределами 200 миль в Охотском море.

Морские пространства Северного Ледовитого океана - регион, географическим центром которого является Северный полюс. Общепризнанных географических границ Арктики не установлено. Арктическими государствами помимо России являются: Дания, Исландия, Канада, Норвегия и США. Правовой режим Арктики определяется нормами международного права и национальным законодательством арктических государств. Определение границ Арктики в приарктических странах различно <2>. В настоящее время все арктические государства, кроме США, ратифицировали Конвенцию 1982 г. При этом их законодательство о континентальном шельфе, а также экономических или рыболовных зонах распространяется на арктические районы <3>.

<2> См.: Колодкин А.Л., Волосов М.Е. Основные особенности правового режима Арктики в современный период // Морское право и международное сотрудничество. 1990. С. 24.
<3> См. подробнее: Ованесов М., Сорокин Р. Международно-правовой режим арктических пространств // Морской сборник. 1973. N 6; см. также: Барциц И. Российский арктический сектор: правовой статус // Журнал "Обозреватель" (Observer). 2000. N 12. С. 122.

В Арктике прилежащим государством для Российской Федерации является Норвегия, с которой до настоящего времени не заключено делимитационное соглашение по Баренцеву морю. Соглашение о линии разграничения морских пространств между США и СССР от 1 июня 1990 г. (далее - Соглашение 1990 г.) ввиду отсутствия надлежащей ратификации с российской стороны применяется временно, с периодическим продлением. Это не противоречит российскому законодательству <4>, и перспектива вступления в силу данного Соглашения 1990 г. взаимосвязана с внутригосударственной проблемой временного применения международных договоров.

<4> Лавров С.В., Министр иностранных дел. На страже национальных интересов. Доклад на заседании Морской коллегии РФ 17 декабря 2004 // Морские вести; http://www.morvesti.ru/slog/mvr-arj/2005/3/0.asp.

Протокол заседания Морской коллегии от 17 декабря 2004 г. утвержденный Председателем Правительства РФ, председателем Морской коллегии РФ Фрадковым М.Е., 29.12.2004 // Официальный сайт Правительства РФ: http://www. government.gov.ru/data/structdoc.html?he_id=1055&doid=1829.

Права Российской Федерации как продолжателя СССР на районы Арктики, прилегающие к ее побережью, закреплялись различными нормативными актами, начиная с Постановления Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. <5>, в котором территорией СССР провозглашались все "как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова", расположенные в Северном Ледовитом океане до Северного полюса в пределах между меридианами 32°04'35" восточной долготы и 168°49'30" западной долготы. Исключение было установлено для восточных островов архипелага Шпицберген, лежащих между 32° и 35° восточной долготы.

<5> СЗ СССР. 1926. N 32. Ст. 203.

После распада СССР права Российской Федерации в Арктических пространствах закреплены в Конституции РФ, Законе РФ "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. <6>, ФЗ "О континентальном шельфе" от 30 ноября 1995 г. <7> и ФЗ "Об исключительной экономической зоне РФ" от 17 декабря 1998 г. <8>. В настоящее время в Государственной Думе РФ в комитете по делам Севера и малочисленных народов готовится проект Закона "Об Арктической зоне".

<6> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 17. Ст. 594.
<7> Собрание законодательства РФ. 1995. N 49. Ст. 4694.
<8> Собрание законодательства РФ. 1998. N 51. Ст. 6273.

Теоретическая возможность расширить континентальный шельф за пределы 200 миль у прибрежных государств появилась с момента вступления в силу Конвенции 1982 г. Практическое воплощение конвенционный механизм получил с момента начала функционирования Комиссии ООН. Пунктом 8 ст. 76 Конвенции 1982 г. предусмотрено, что данные о границах континентального шельфа за пределами 200 морских миль представляются в Комиссию. Создание данного функционального органа системы ООН было предусмотрено для предотвращения разногласий между прибрежными государствами и для учета интересов как отдельных государств, так и всего международного сообщества в рамках уважения принципа общего наследия человечества.

В работе Комиссии, на основании Научно-технического руководства Комиссии, принятого 13 мая 1999 г. <9>, оценивается весь комплекс научных данных, предоставляемых прибрежным государством. В тесной связи находится сочетание правового, геологического и научно-технического материала. Это позволяет Комиссии дать рекомендации прибрежному государству, на основании которых границы шельфа будут являться окончательными и обязательными для всех.

<9> Док ООН CLCS/11 от 13 мая 1999; Док. CLCS/11/Add.1 от 3 сентября 1999; Док. CLCS/11/ приводится с последними изменениями от 24 февраля 2000 г.

В Морской доктрине РФ на период до 2020 г., утвержденной Указом Президента 27 июля 2001 г. N Пр-1387, одной из целей национальной морской политики признается реализация и защита суверенных прав на континентальном шельфе Российской Федерации по разведке и разработке его ресурсов. Актуальность вопроса определения внешней границы континентального шельфа Российской Федерации отражена в Федеральной целевой программе "Мировой океан", утвержденной Постановлением Правительства N 919 от 10 августа 1998 г. Возможность подачи Представления Российской Федерации по обоснованию внешней границы расширенного континентального шельфа в Северном Ледовитом и Тихом океанах возможна при соответствии требованиям ст. 76 Конвенции 1982 г. существующих гидрографических и геолого-геофизических данных, результатов обработки имеющихся материалов и исследований, проведенных геологической и геофизической наукой в рамках указанной Программы и до ее принятия.

В этой связи Министерство природных ресурсов РФ организовало в 2000 г. научную экспедицию "Транс-Арктика-2000" для определения внешней границы континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане. В ходе исследований были собраны доказательства, подтверждающие континентальный характер участков шельфа Арктики за пределами 200-мильной зоны. Данные экспедиции и сейсмическая изученность российского сектора Арктического океана позволяет использовать оба критерия для расширения континентального шельфа Российской Федерации: 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 метров <10>.

<10> См., например: Гуцуляк В.Н. Современный международно-правовой режим континентального шельфа // Морское право. 2003. N 2; http://www.sea-law.ru/journal/2003-07/gutsulyak.html.

Осадочный чехол изучен планомерной сейсмической съемкой по методике точечных сейсмозондирований методом отраженных волн (далее - МОВ), образующей грид 10 x 10 км, и с дрейфующих ледовых станций. Глубинное строение основных морфоструктур Арктического бассейна исследовано комплексом геолого-геофизических методов. Ведущий метод - глубинно-сейсмическое зондирование (далее - ГСЗ) по трем трансарктическим геотраверсам общей длиной 2300 км <11>. На основе площадной сейсмической съемки составлены компилятивные разрезы осадочного чехла по 34 сейсмическим профилям в Евразийском бассейне и 11 в Амеразийском. Положение акустического фундамента на компилятивных разрезах заверялось данными (далее - МОВ) по линиям дрейфов ледовых станций. На компилятивных профилях были определены точки 1-процентной мощности осадочного чехла, которые позволяют применить обе вышеназванные формулы для расширения континентального шельфа Российской Федерации за пределы 200-мильной зоны либо формулу 60 морских миль от подножия континентального склона.

<11> Тезисы доклада И.Ф. Глумова на VII конгрессе по истории океанографии на тему "Опыт применения геологических критериев статьи 76 при определении внешней границы расширенного континентального шельфа" // Официальный сайт МПР. 05.09.2003: http://www.mnr.gov.ru/part/?act=print&id=555&pid=140.

На основе материалов ГСЗ, с привлечением данных МОВ, батиметрии и потенциальных полей, построены модели коры хребта Ломоносова и поднятия Менделеева. Максимальная мощность коры на хребте Ломоносова оценивается в 26 км, на поднятии Менделеева - в 33 км. Установлена двухслойная структура кристаллической коры. На хребте Ломоносова мощности верхней (до 7 км) и нижней (до 9 км) коры соизмеримы. Мощность нижней коры (до 18 км) поднятия Менделеева превышает мощность его верхней коры (до 7 км) более чем в 2 раза, что соответствует моделям редуцированной континентальной коры. Таким образом, экспериментальные данные ГСЗ, МОВ, а также материалы морфоструктурного анализа рельефа дна и донного пробоотбора позволили сделать вывод о генетически континентальной коре указанных поднятий Амеразийского суббассейна.

Ключевым вопросом является характер сочленения хребта Ломоносова и поднятия Менделеева с прилегающими шельфами. Некоторые ученые считают, что это сочленение является исключительно тектоническим <12>. Подобное утверждение достоверно не подтверждается экспериментальными сейсмическими данными и является одной из гипотез. В результате проведенной работы был построен глубинный сейсмический разрез через поднятие Менделеева в широтном направлении из котловины Подводников в Канадскую котловину. Выделено 7 сейсмических слоев и охарактеризовано поведение границы, которое позволяет сделать предположение о континентальной природе хребта Менделеева. Концепция России при определении внешней границы расширенного континентального шельфа в Арктическом бассейне базируется на интерпретации хребта Ломоносова и поднятия Менделеева как естественного подводного продолжения материковой окраины Восточной Сибири.

<12> Symonds P.A., Coffin M.F., Taft G. and Kagami H. Ridge Issues // Continental shelf limits: the Scientific and Legal interface, P.J. Cook and C.M. Carleton (Eds.), Oxford University Press. N.Y., 2000. P. 285 - 307.

В 2002 г. во исполнение положений Морской доктрины РФ были изданы карты: "Ортографическая карта Арктического бассейна" и "Рельеф дна Северного Ледовитого океана". Карты позволяют решать многоотраслевые задачи и реализовывать национальные интересы России в Арктике. Одна из основных целей картографической съемки океанического дна - возможность научно аргументировать претензии России на расширенный континентальный шельф в Комиссии ООН.

В 2001 г. через МИД РФ в Комиссию ООН был представлен пакет материалов, полученных в ходе выполнения региональных геолого-физических исследований России в Северном Ледовитом океане и систематизированных с учетом требований Руководства Комиссии. Секретариат ООН 20 декабря 2001 г. зарегистрировал Представление РФ с прилагаемыми географическими координатами точек, определяющими границы континентального шельфа в Северном Ледовитом и Тихом океанах за пределами 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Совокупная площадь морского дна, на которое распространяются данные Представления, составляет 1,2 млн. кв. км.

В соответствии с правилом 49 Правил Процедуры Комиссии <13> (далее - Правила или ПП), Представление была направлено всем государствам - членам ООН, включая государства - участников Конвенции 1982 г., чтобы обнародовать предложенные Россией внешние пределы континентального шельфа, указанные в Представлении.

<13> Док. ООН CLCS/3/Rev.3 и Поправка 1.

США, Канада, Норвегия, Японии и Дания направили свои вербальные ноты в Комиссию ООН для ознакомления со своей позицией относительно Представления РФ. Отдельного внимания требует категорическая рекомендация США отложить срок подачи Представления в Комиссию до 2010 г., пока остальные приарктические государства накопят десятилетний опыт изучения Арктики <14>. Вопреки правилу 45 ПП Комиссии, приложению I к Правилам, § 9.1.4 Руководства, Россия не представила в материалах первоначального Представления в Комиссию данные о морских или территориальных спорах с соседними государствами.

<14> Док. ООН CLCS.01.2001.LOS/USA. 18 March 2002.

В соответствии со ст. 5 приложения II к Конвенции 1982 г. на X сессии после неофициальных консультаций была избрана подкомиссия для изучения материалов Российской Федерации и составления рекомендаций. Подкомиссия сформулировала свои рекомендации Комиссии к 14 июня 2002 г. В июне 2002 г. на XI сессии Комиссии Представление России было рассмотрено. По результатам состоявшегося обсуждения был вынесен ряд общих рекомендаций, направленных РФ и Генеральному секретарю ООН. По предварительным результатам, Комиссия положительно восприняла Представление России относительно шельфа в Баренцевом море и рекомендовала продолжить переговоры с Норвегией о делимитации морской границы.

Для получения рекомендаций в Беринговом море Комиссия рекомендовала ускорить процесс ратификации Соглашения 1990 г.

Для установления суверенных прав на анклав континентального шельфа площадью 56,4 тыс. кв. км в Охотском море необходимо согласовать с Японией использовавшиеся исходные линии отсчета морских пространств. Исходные линии отсчета континентального шельфа должны иметь исключительно российскую принадлежность и не должны начинаться от побережья спорного района, на который претендует Япония. До окончательного урегулирования вопроса о принадлежности островов Курильской гряды Россия не может использовать их в качестве исходных линий для отсчета ширины всех морских пространств, в том числе и континентального шельфа за пределами 200 миль.

На XI сессии Комиссии России рекомендовано повторно уточнить данные Представления по расширенному шельфу Северного Ледовитого океана с необходимостью дополнительных обоснований. В частности, одно из основных замечаний высказанных Комиссией, касалось геологической природы двух подводных поднятий в Северном Ледовитом океане - хребта Ломоносова и поднятия Менделеева. Комиссия не нашла убедительными доказательства их континентальной природы, что не дает оснований на применение критериев построения границы континентального шельфа <15>. Для преодоления этих замечаний требуются дополнительные данные геолого-геофизических исследований, подтверждающие континентальную природу и структурную связь поднятий с прилегающим шельфом <16>. Информация, касающаяся итогов рассмотрения представления Комиссией, а также резюме ее рекомендаций содержатся в докладе Генерального секретаря ООН, озаглавленном "Мировой океан и морское право" <17>.

<15> Док. ООН CLCS/34.
<16> Жизнь по нашим понятиям // Журнал Министерства природных ресурсов РФ "Государственное управление ресурсами"; http://www. gosresurs.ru/jurnal/viewdoc/21.html.
<17> Док. ООН A/57/57/Add.1, пункты 27 - 41.

Другим серьезным замечанием Комиссии было отсутствие первичной информации о рельефе арктического дна. Без фактических батиметрических материалов в виде координат и оцифрованных значений невозможно оценить точность построения внешней границы континентального шельфа. По российским стандартам, связанным с оборонными интересами в Арктике, данная информация является секретной.

Несовершенство методологической базы, вызванное отсутствием практики в работе Комиссии, позволило дать лишь предварительные рекомендации, не являющиеся окончательными. Для России начался процесс согласования данных Представления. Одна из актуальных процедурных проблем в работе Комиссии - отсутствие сроков представления дополнительных данных и их согласования до получения окончательных рекомендаций. Процесс рассмотрения в Комиссии не ограничен по срокам и может значительно затянуться во времени. Член Комиссии, автор "ирландской формулы" определения толщины осадочных пород Дж. Гардинер назвал "пинг-понгом" процесс уточнения данных Представления на уровне Комиссия - Государство - заявитель <18>.

<18> Zinchenko Alexei A. Emerging issues in the work of the Commission on the limits of the continental shelf // Legal and Scientific aspects of continental shelf limits. Leiden; Boston, 2004. P. 225.

В 2005 г. для уточнения данных Представления РФ в Восточно-Сибирском море севернее острова Врангеля на вышеуказанном поднятии Менделеева российская экспедиция провела комплексные геолого-геофизические изыскания в зоне сопряжения этого поднятия с шельфом Восточно-Сибирского моря. ВНИИ "Океангеология" в 2006 г. провела аналогичные изыскания на хребте Ломоносова. Этот подводный хребет соединяет российскую часть Евразии и Канадский архипелаг. При рассмотрении он напоминает трансарктический мост протяженностью полторы тысячи километров, шириной тысячу километров <19>.

<19> Интервью "Российской газете" директора ВНИИ "Океангеология", доктора геолого-минералогических наук В. Поселова и А. Опекунова // http://www.rg.ru/2005/11/09/arktika.html.

Океанические хребты и поднятия срединной части Северного Ледовитого океана по своему глубинному строению и по характеру сочленения с сушей являются продолжением континентов. Для уточнения данных российского Представления, помимо материалов о геологической природе хребта Ломоносова и поднятия Менделеева, необходимо предоставить дополнительные научно-технические данные по зонам их сопряжения к прилегающим шельфам.

Пункт 3 ст. 76 Конвенции 1982 г. предусматривает: если любые поднятия коры в глубоководной части океана являются естественным продолжением материка, то они подпадают под юрисдикцию прибрежных государств. От окончательного решения вопроса о континентальной природе крупнейших поднятий Арктического бассейна зависит впоследствии правомочие Дании и Канады включить данные участки дна в свои Представления в Комиссию ООН. Решение вопроса о соответствии международно-правовым требованиям механизма ст. 76 вышеуказанных участков морского дна осложнено отсутствием в геологической науке единого мнения или общепризнанной теории о формировании рельефа дна Северного Ледовитого океана. Оппоненты РФ в Комиссии утверждают, что поднятие Менделеева - это мощное вулканическое плато, возникшее в более поздние геологические периоды, чем Евразийский континент <20>. Российским ученым необходимо опровергнуть данную точку зрения. В отечественной науке поднятие Менделеева считается древним раздвигом, в центральной части которого вследствие поднятия магмы образовалась океаническая кора <21>.

<20> См.: Forsyth, D.A. Morel-a-l'Huissier, P. Asudeh, I. and Green, A.G. 1986 Alfa Ridge and Iceland; Product of the same plume?; Journal of Geodynamics, v. 6. P. 197 - 214; Weber. J.R., and Sweeny, J.F., 1990, Ridges and basins in central Arctic Ocean in Grantz, A., Johnson, G.L., and Sweeney, J.F., eds., The Arctic region: Boulder, Colorado, Geological Society of America, Geology of North America, v. L. P. 305 - 336.
<21> См.: Геологическое строение и геоморфология Северного Ледовитого океана в связи с проблемой внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Арктическом бассейне / Под ред. В.Д. Каминского. СПб.: ВНИИ "Океангеология", 2000. С. 166.

Рассмотрение российского Представления в Комиссии продолжится с момента получения недостающих данных о принадлежности поднятия Менделеева к континенту. Первоначальные данные основывались на материалах российской экспедиции 2000 г. Была установлена толщина земной коры на поднятии Менделеева, равная тридцати километрам. Такая толщина дает основание утверждать о продолжении материка в этой части арктического морского дна. Геологическая наука считает, что молодые породы неконтинентального строения намного тоньше <22>. В подтверждение концепции экспедицией были доставлены элементы породы с поднятия Менделеева - граниты, возраст которых 600 млн. лет. Это подтверждает факт одновременного возникновения поднятия и континента. Доводы оппонентов:

<22> Там же. С. 167.<23> Jackson R. and G. Oakey. 1986. Sedimentary thickness map of the Arctic Ocean. Plate 5, The Arctic Ocean Region, Vol. L. of the Geology of North America. A. Grantz, L. Johnson, and Sweeney (Eds.), 1986. Geological Society of America.<24> Интервью "Российской газете" директора ВНИИ "Океангеология", доктора геолого-минералогических наук В. Поселова и А. Опекунова // http://www.rg.ru/2005/1 1/09/arktika.html.

В 2005 г. государственное научно-исследовательское судно "Академик Федоров" повторно произвело комплексные геолого-геофизические изыскания в зоне сопряжения поднятия Менделеева с шельфом Восточно-Сибирского моря. Было изучено геологическое строение верхней части осадочного чехла, определено время и условия его формирования. Данные сейсморазведки, аэрогеофизических исследований и пробы образцов породы подтверждают принадлежность поднятия Менделеева к континентальной коре.

Второй дискуссионный вопрос об арктическом шельфе РФ связан с хребтом Ломоносова. Как и в случае с поднятием Менделеева, в науке отсутствует консенсус. Официальная позиция России - хребет образует древняя континентальная кора. Доводы оппонентов:

Для разрешения вопроса существует необходимость в новых исследованиях. Данные экспедиции 2000 г. подтверждают смещения и перепады глубин в районе хребта, которые могут быть интерпретированы как разлом. Единственный довод в пользу российской версии - анализ пород. Хребет может быть признан частью континента при наличии на нем старых пород. Признание пород в данной части морского дна молодыми отклоняют претензии РФ на континентальный шельф в данной части Северного Ледовитого океана.

Позиция России первоначально подвергалась критике на основании односторонности предоставленной информации. Комиссия ООН на XI сессии заявила, что не располагает исходными материалами других приарктических государств <25>. Это актуальная правовая проблема. Существует ряд островных государств, готовящиеся Представления которых в Комиссию базируются исключительно на научно-технических материалах исследований других государств. Оценка информации, поступающей от прибрежного государства, является субъективной. В силу огромной протяженности береговой линии РФ в Северном Ледовитом океане ни одно государства a priori не может претендовать на столь обширный континентальный шельф.

<25> Док. ООН CLCS/11. P. 12 - 13.

Другой правовой проблемой является оценка качества предоставляемой в Комиссию информации. Россия первой из стран, ратифицировавших Конвенцию 1982 г., направила Представление в Комиссию, которая не располагает полномасштабными научными материалами других приарктических государств <26>. Данные возражения были отклонены. Норма об одностороннем характере предоставляемой Комиссии информации складывается в качестве обычной.

<26> Заявление председателя Комиссии по границам континентального шельфа о ходе работы в этой Комиссии, одиннадцатая сессия, CLCS/34.

Отсутствие у Комиссии полномасштабных научных данных других государств не может служить аргументом для опровержения доводов российского Представления. Под исходными материалами других государств понимаются геологические геофизические данные прилежащих и противолежащих государств, являющихся заинтересованными сторонами в деле рассмотрения Представления прибрежного государства. При рассмотрении Представлений Бразилии, Австралии и Ирландии Комиссия не выразила возражений против односторонности предоставленных научных данных <27>. Принцип свободы научных исследований в Мировом океане не лишает прибрежное государство приоритетного права на исследования в омываемых морях.

<27> Заявление председателя Комиссии по границам континентального шельфа о ходе работы в этой Комиссии, пятнадцатая сессия, CLCS/48, пункты 4 - 6.

В рамках программы уточнения данных Представления создается еще один прецедент. Российские атомные подводные лодки (далее - АПЛ) примут участие в работах по установлению границ континентального шельфа России в Арктике <28>. В настоящее время вопрос о применении АПЛ для промеров границы континентального шельфа в Арктике прорабатывается в Главном штабе ВМФ России. Ввиду климатических особенностей региона систематический промер большей части арктического шельфа, находящегося подо льдом, можно осуществлять только с борта АПЛ. Для уточнения данных о границе континентального шельфа России в Арктике в Комиссию необходимо представить детальные карты рельефа дна в оспариваемой зоне, которые не могут быть получены при использовании обычных научно-исследовательских средств. Согласно пункту 23 Правил Процедуры заседание Комиссии, подкомиссии или ее вспомогательных органов проводится при закрытых дверях. В соответствии с п. 2 приложения II Правил прибрежное государство, делающее представление, может отнести любые данные и другие материалы, которые оно представляет в соответствии с правилом 45 и которые недоступны в иных открытых источниках, к конфиденциальным. Это не ставит под угрозу секретность данных полученных российскими АПЛ.

<28> Российские атомные подводные лодки промерят границы континентального шельфа России в Арктике // Арктика сегодня; http://www.arctictoday.ru/news/841.html; РФ может расширить границы за счет Ледовитого океана // РИА "Новости". 21.03.2006; http://rian.ru/defense_safety/army_navy/20060321/44626959.html.

Для повышения геологической аргументации принятой концепции в 2007 г. МПР России планирует международную экспедицию в высокоширотную Арктику. Основная цель - исследование глубинной структуры коры в зонах сочленения хребта Ломоносова и поднятия Менделеева с прилегающими шельфами. Исследования предполагается выполнить комплексом геолого-геофизических методов, включающим сейсмические наблюдения ГСЗ и МОВ, высокоразрешающее сейсмическое профилирование, гравимагнитные измерения, донный пробоотбор с визуальным контролем.

В результате анализа и осмысления недостающих данных к концу 2007 г. будет предоставлена необходимая информация в Комиссию ООН <29>. Оптимальным для РФ, как и для любого прибрежного государства, вступившего в отношения с Комиссией, является вариант безусловного утверждения рекомендаций об установлении координат внешних границ расширенного континентального шельфа в соответствии с данными Представления.

<29> Протокол заседания морской коллегии от 8 июня 2005 г. N 2(9) утвержден Председателем Правительства РФ, председателем Морской коллегии при Правительстве РФ М.Е. Фрадковым 16 июня 2005 г. // http://www.government.ru/data/structdoc.html?he_id=1055&do_id=1924.

В результате положительного итога проверки принадлежности расширенного континентального шельфа в Северном Ледовитом океане нормам ст. 76 Конвенции и положениям Научно-технического руководства Комиссии Российская Федерация увеличит площадь континентального шельфа на 1,2 млн. км, что означает начало осуществления суверенных прав на его пространствах в Северном Ледовитом океане до точки Северного полюса. Благодаря быстрому развитию техники в наши дни уже в скором времени будет возможна разработка природных ресурсов в этой зоне.

Представление РФ в Комиссию ООН подготовлено в четком соответствии с критериями Конвенции 1982 г. и Руководства. В основе лежит огромный объем информация - данные российских исследований в Северном Ледовитом океане за сорокалетний период. Создана определенная практика рассмотрения данных Представления в Комиссии. Для упрощения процедуры рассмотрения данных других государств-заявителей существует необходимость в четком определении минимального объема представляемой геолого-геофизической и батиметрической информации. На начальном этапе взаимодействия прибрежного государства и Комиссии выявлены следующие правовые проблемы:

  1. Несовпадение внешних пределов.
  2. Использование различных баз данных.
  3. Использование различных методологий в их исследованиях.
  4. Применение различных критериев при интерпретации результатов.

Государству-заявителю необходимы четкие критерии, базирующиеся на единых стандартах геолого-геофизической информации. Основываясь на установленных критериях, прибрежное государство должно предоставить весь пакет информации, интересующей Комиссию, уже в первоначальном Представлении. В связи с проблемами рассмотрения российского Представления разумно предложить другим прибрежным государствам сделать упор на доказательствах природы принадлежности подводных хребтов и поднятий. Взаимодействие с Комиссией выявило трудности при использовании конвенционного механизма государством, обладающим мощным научно-техническим потенциалом и результатами многолетней научной деятельности. Подобный факт значительно затрудняет деятельность Комиссии и осложняет рассмотрение данных Представлений развивающихся и в первую очередь небольших островных государств. При этом деятельность Комиссии оправдывает возложенные на нее задачи, поскольку ставит раздел дна Мирового океана в рамки норм и принципов международного права.