Мудрый Юрист

Проповедь и отповедь казанского собора. Государство и бизнес обменялись взглядами на вопрос формирования торговых надбавок

"Фармацевтический вестник", 2009, N 28

Как изменит работу производственного, дистрибьюторского и розничного сектора фармрынка введение механизма госрегулирования цен на препараты Перечня ЖНВЛС, как новый порядок ценообразования будет реализован на практике и к каким результатам приведет в конечном итоге, говорили и пытались договориться представители 53 субъектов РФ, приехавшие в начале сентября в Казань для участия в работе Всероссийского совещания "Регулирование цен на лекарственные средства в РФ". По итогам обсуждения были приняты поправки к проекту "Методика формирования предельных оптовых и розничных надбавок на ЛС Перечня ЖНВЛС". Тем не менее, представители бизнеса остались в серьезном напряжении относительно дальнейших перспектив развития отечественного фармрынка и в насущную необходимость нового подхода к формированию цен не уверовали.

Нет контроля по закупкам

Совещание, организованное Федеральной службой по тарифам (ФСТ), наглядно показало, что тема ценообразования для всех без исключения участников сферы лекарственного обеспечения страны сегодня более чем актуальна. О важности вынесенных на повестку дня вопросов свидетельствовал и численный состав участников встречи. Заявки на участие подали около 250 представителей из всех федеральных округов страны. В списках же оргкомитета официально зарегистрировались почти 500 человек, в их числе - представители Правительства РФ, чиновники центрального аппарата и территориальных комитетов ФСТ, специалисты Росздравнадзора, Торгово-промышленной палаты, руководители региональных минздравов и управлений фармдеятельности, менеджмент производственных, дистрибьюторских и розничных компаний и т.д.

Суть всех выступлений, озвученных в ходе пленарных заседаний, касалась различных механизмов реализации антикризисных мер по противодействию неконтролируемому росту цен на ЛС. В частности, чиновники в один голос говорили о несовершенстве действующей ныне системы ценообразования на препараты ЖНВЛС, подкрепляя эти утверждения своими доводами и цифрами. Директор Департамента социального развития Правительства РФ Нелли Найговзина, приводя данные Росстата, обратила внимание аудитории на динамику изменения цен на ЛС. По ее словам, с марта 2008 г. по март 2009 г. официальный индекс потребительских цен увеличился на 15%. При этом розничные цены на ЛС в среднем по стране выросли на 29%: "В субъектах РФ наблюдается и значительный разброс цен. Если в марте 2008 г. на одно и то же лекарство максимальная цена превышала минимальную в среднем в пять раз, то в марте 2009 г. эта разница составила в среднем 10 раз, а на отдельные препараты - более чем 50".

Продолжая тему несовершенства действующей системы ценообразования, руководитель ФСТ России Сергей Новиков и зам. руководителя Росздравнадзора Елена Тельнова обозначили недостатки существующей системы. Проблемными моментами они назвали необязательность регистрации цен, существование различных подходов в субъектах РФ к формированию торговых надбавок, нехватку информации, необходимой для формирования стартовых цен, отсутствие четкого разграничения полномочий между регуляторными и контрольно-надзорными органами, а также отсутствие механизма контроля за сформированными ценами и недостаток прозрачности в ценообразовании.

Г-жа Тельнова обосновала необходимость совершенствования госрегулирования цен на ЛС несколькими причинами - появлением признаков финансового кризиса на фармрынке, преобладанием импортных препаратов и сырьевой зависимостью отечественного фармпрома: "Кроме того, сегодня мы имеем дело с несовершенством существующей системы ценообразования, отсутствием действенного контроля за результатом закупок лекарственных препаратов для госнужд, а также с отсутствием преференций для отечественных производителей".

Переходя к сути нововведений, представители власти неоднократно ссылались на Постановление Правительства РФ N 654 от 08.08.2009 "О совершенствовании государственного регулирования цен на ЖНВЛС", а также на проект "Методики определения органами исполнительной власти субъектов РФ предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на ЖНВЛС" (документы опубликованы на сайте "ФВ"). Как подчеркнули докладчики, необходимость принятия новых документов обусловлена тем, что действующий порядок формирования предельных оптовых и розничных надбавок на ЛС по сути не выполнял функции госрегулирования. Устанавливаемая регионами оптовая надбавка применялась не только к отпускной цене фармпроизводителя, но и к отпускной цене дистрибьютора. Таким образом, создавалась цепочка посредников, которые последовательно делали все новые и новые оптовые надбавки, что не могло не привести к необоснованному росту цен, особенно в кризис.

В ответ на это заявление присутствующие в зале представители фармбизнеса сразу оживились. Но в беседе с корреспондентом "ФВ" главные причины роста цен на ЛС участники фармрынка связывали с тем же ростом курсов иностранной валюты, с тем же доминированием на отечественном фармрынке импортных препаратов, а также с тем, что отечественные ЛС сегодня изготавливаются на основе импортных субстанций. Практически повторяли слова чиновников.

А розницу не спросили

На совещании были названы основные отличия, которые предусмотрены новой системой ценообразования. В частности, предприятия-производители должны обязательно регистрировать цену своей продукции. При этом, как подчеркнула Елена Тельнова, на рынок не смогут поступать препараты, которые не прошли регистрацию отпускной цены. Регистрация ЖНВЛС будет производиться одновременно с регистрацией предельной отпускной цены на препарат. Особо хочется отметить, что уже установлен срок и на регистрацию, и на перерегистрацию цен - до 1 марта 2010 г. Второе важное изменение коснется собственно порядка ценообразования. Если сегодня розничная цена формируется как от цены производителя, так и от цены предприятий оптовой торговли, то при введении нового механизма цена будет формироваться к фактической цене иностранного производителя, обозначенной в таможенной декларации, или к фактической отпускной цене отечественного производителя (причем без учета НДС). Расчет предельных отпускных цен производителей на ЖНВЛС будет осуществляться с учетом специфики фармотрасли по единой методике. Данная методика должна быть разработана Минздравсоцразвития России в четырехмесячный срок. Регистрация предельных отпускных цен иностранных производителей на ЖНВЛС будет вестись с учетом их минимальной цены в государстве-производителе и других государствах, где ЛС зарегистрированы. Новая система ценообразования также предусматривает введение протокола согласования при одновременном мониторинге цен и межведомственном обмене информацией. Что касается самого процесса ценообразования в отдельных регионах, то теперь региональные власти будут формировать предельные оптовые и предельные розничные торговые надбавки по единой методике, при этом данная методика должна быть разработана ФСТ в четырехмесячный срок. После того как будет утверждена единая методика, торговые надбавки должны быть пересмотрены в каждом регионе в месячный срок.

Достаточно жесткое мнение в отношении новой методики высказал генеральный директор республиканской сети ООО "Аптеки 36,6" (Казань) Артур Уразманов: "Удивительно, что при обсуждении проекта методики выступает один регулятор. Почему никто не спрашивает розницу, как необходимо формировать торговые надбавки? Как могут люди, не понимающие структуру бизнеса, создавать методику и затем внедрять ее? Мы работаем на фармрынке Татарстана, и та торговая надбавка, которая была зарегистрирована пять лет назад, нас вполне устраивает. Ничего не нужно здесь менять". Следует сказать, что выступление г-на Уразманова участниками секционного заседания было принято на ура.

Новая методика будет в Правительстве РФ уже в сентябре

Чтобы понять, какова цена вопроса, представители регионов приводили такие примеры: сегодня препараты ЖНВЛС составляют примерно 38-39% в общей структуре объема реализации (в денежном выражении). Представители фармбизнеса сетовали на то, что новая методика обсуждается и внедряется в срочном режиме, в то время как спешка и недоработка отдельных моментов может негативно отразиться на состоянии и развитии фармбизнеса. Участники секционного заседания предлагали определить пилотные территории страны, где эта программа будет обкатываться, и лишь после выводить ее на федеральный уровень. Представители опта и розницы также высказали опасения на предмет того, что размер новых торговых надбавок будет ниже существующих. При этом участники рынка прогнозируют, что аптекам и фармдистрибьюторам будет невыгодно работать с дешевой номенклатурой препаратов, в результате чего эти ЛС постепенно будут вымываться из аптечного и оптового ассортимента. Свой прогноз участники секционного заседания объяснили тем, что затраты на логистику дешевого и дорогого препарата одинаковые, причем выгоднее продавать дорогостоящие ЛС. Вместе с тем, по мнению экспертов, больше всего от нового механизма ценообразования пострадают фармдистрибьюторы, которым придется формировать цены не от зарегистрированной, а от фактической цены производителя (без учета НДС). Как подчеркнули участники совещания, пострадают и зарубежные производители, имеющие на территории РФ свои филиалы, поскольку цены в оптовом и розничном секторе будут формироваться в зависимости от фактической цены производителя. В результате все зарубежные поставщики должны будут перевести издержки на свои зарубежные головные компании.

Подводя итоги совещания, чиновники и регуляторы подчеркнули, что новая методика ценообразования реально позволит уменьшить цены в розничном секторе на 20-30%. Вместе с тем представители бизнеса поддержали мнение, озвученное председателем Брянской фармацевтической ассоциации Михаилом Ивановым, - несмотря на все нововведения, цены на препараты все равно будут расти и новый виток роста произойдет уже этой осенью.

По итогам совещания его участники внесли отдельные поправки в новую методику ценообразования. В частности, было предложено более конкретно определить критерии регулирования оптовых и розничных торговых надбавок с учетом дифференциации цен и более четко определить принципы отбора организаций для первоначального определения торговых надбавок. По предложению экспертов в проекте методики при расчете торговых надбавок следует уточнить вопросы НДС (здесь принимается во внимание то, что многие фарморганизации сегодня работают по упрощенной системе налогообложения). Кроме того, участники совещания рекомендовали более четко определить вопросы, касающиеся оснований для пересмотра торговых надбавок.

Как пообещали представители власти, в обновленном виде (с учетом внесенных дополнений и уточнений) проект методики должен лечь на стол Правительства РФ уже к середине сентября.

И.ПЕТРУХИНА