Мудрый Юрист

Рецензия (демин а.в. Налоговое право России: учебное пособие) *

<*> Демин А.В. Налоговое право России: Учебное пособие. Красноярск, 2006. 463 с.

Козырин А.Н., профессор, доктор юридических наук.

Александр Владимирович Демин уже успел зарекомендовать себя как вдумчивый и основательный исследователь публичного права. Знакомый читателям своими работами по административному праву (в частности, по административному договору), он показал себя и как автор серьезных научных публикаций и учебных пособий по финансово-правовой проблематике. Поэтому появление в 2006 г. объемного учебного пособия по налоговому праву России не стало сюрпризом для тех, кто следит за тем, что происходит в отечественной науке финансового права.

Выходившие до этого публикации А.В. Демина по финансовому и налоговому праву подготовили появление в свет этого капитального учебного пособия, по целому ряду параметров выгодно отличающегося от многочисленных учебников и учебных пособий самого разного калибра, которыми сегодня в избытке заполнены полки столичных книжных магазинов.

При этом сразу же хочу оговориться, что в целом положительно оцениваю повышенную активность научно-методического поиска, проявляющуюся в неиссякаемом потоке новой учебной литературы по налоговому праву. На этапе, когда происходит формирование предмета учебной дисциплины, такое разнообразие авторских и оригинальных подходов крайне необходимо.

Правда, если отбросить, увы, значительное число работ откровенно компилятивного характера, а также те учебники и учебные пособия, которые порой трудно бывает текстуально отличить от нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения, в остатке мы получим не так уж и много книг, которые можно действительно порекомендовать сегодняшнему студенту. А сегодняшний студент изучает налоговое право "заинтересованно", "пристрастно", прекрасно понимая, что полученные знания ему обязательно вскоре понадобятся, какой бы отраслью права он ни решил заниматься впоследствии на практике или в академической науке.

Отсюда столь пристальное внимание к любой новой работе с собственным авторским почерком, способной не только обратить на себя внимание, но и заставить говорить о себе.

Первое, что обращает на себя внимание, - это само название книги. Автор озаглавил учебное пособие как "Налоговое право России". И содержание учебного пособия вполне соответствует его названию. Предметом курса является именно отечественное налоговое право; это выгодно отличает рецензируемую работу от учебников, названных своими авторами "Налоговое право", но которые, вместо того чтобы знакомить с догматикой налогового права, основами сравнительного права, дают информацию только по российскому налоговому законодательству.

Хорошо "смотрится" общая часть курса, особенно параграфы, посвященные таким вопросам, как предмет и метод налогового права. Авторский почерк на этих страницах проступает особенно явно. Это делает части учебного курса, традиционно воспринимаемые студенчеством как "скучные" и "обременительные", как раз напротив, интересными, насыщенными оригинальными авторскими мыслями. Правда, иногда автор забывает про то, что пишет учебное пособие, и явно уходит в монографический стиль, злоупотребляя в ряде случаев полемикой с позициями других исследователей, которые без особого ущерба для науки можно было бы попросту и "не заметить". Интересен и параграф, посвященный месту налогового права в правовой системе России. Размещенный в общей части курса, он готовит студентов к восприятию одной из сложнейших проблем правового регулирования налоговых отношений - так называемого коллизионного налогового права.

Отважусь поспорить с автором о том, что базовые категории предмета и метода налогового права можно включить в главу "Введение в налоговое право". Это не введение в налоговое право, а само налоговое право, не будет преувеличением сказать - его сердцевина. При этом сама идея главы "Введение в налоговое право" достойна поддержки, методически оправданна и даже необходима. Другое дело, что включить в нее следовало бы, на наш взгляд, материал, знакомящий с налогом как экономической категорией, налогообложением как признаком государства, местом налога в системе публичных финансов, основами социологии и философии налогообложения, понятием налоговой политики и т.д. И еще одно замечание. Очень трудно получается "открывать" учебный курс историко-правовыми сюжетами (личный опыт лектора, читающего налоговое право вот уже 15-й сезон). Поэтому вопрос о генезисе налогообложения, оставив в первой главе, следовало бы разместить после параграфов, знакомящих читателя с самим понятием налогообложения и налоговой функцией государства.

Авторский подход обнаруживается и в изложении вопроса о понятии, сущности и признаках налога. Заслуживает особого внимания мнение А.В. Демина о правомерности выделения принудительного характера налога в качестве его отдельного признака (с. 85). Правда, думается, что в дискуссии по этому вопросу еще рано ставить точку.

Много сделано автором и в плане систематизации знаний о правовой природе сбора (с. 92 - 106). До сих пор этот вопрос остается одной из наиболее "болезненных" тем общей части налогового права, порождающей не только острую полемику среди ученых, но и многочисленные судебные споры, "подогревающие" доктринальные разногласия.

В параграфе "Виды налогов" компактно и четко изложены основные подходы к классификации налогов. Однако автору, обладающему значительными творческими возможностями, хочу посоветовать даже в этих на первый взгляд "устоявшихся" вопросах выходить на новые теоретические сюжеты. Так, пора уже в учебной литературе поднять вопрос о прямых и косвенных налогах как о легальных категориях российского налогового права. Не будучи включенными в понятийный аппарат законодательства о налогах и сборах, категории "прямые" и "косвенные" налоги активно используются в таких источниках российского налогового права, как международные договоры Российской Федерации и иные международно-правовые акты (например, Соглашение 1998 г. о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами - участниками СНГ; Соглашение 2004 г. между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг). При этом на практике возникает значительное количество правовых "несостыковок", обусловленных несовершенством терминологического аппарата, которые давно уже вышли за рамки налогового законодательства и решаются в смежных отраслях законодательства, таких как бюджетное, валютное и внешнеторговое.

Много интересных подходов можно обнаружить, читая главы по исполнению налоговой обязанности, налоговому контролю и налоговой ответственности. Автор не уходит от сложных и неоднозначно решаемых вопросов налогового права, а пытается разобраться и проанализировать сформировавшиеся по таким вопросам позиции. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно, например, посмотреть ту часть учебного пособия, в которой он знакомит своего читателя с пеней в налоговом праве (с. 272 - 278).

Однако, думается, больше пользы (прежде всего самому автору) будет от замечаний и размышлений критического характера, возникающих после прочтения рецензируемой работы. Сформулирую основные.

  1. Налоговое право оперирует категориями "принципы налогообложения" и "принципы налогового права (законодательства)". Такая же ситуация, к примеру, сложилась и в бюджетном праве. В учебном пособии (с. 112 - 169) автор смешал экономические принципы налогообложения и правовые принципы - общие начала налогового законодательства, ошибочно назвав этот "коктейль" принципами налогообложения.
  2. Особые нарекания с методологической и дидактической точек зрения заслуживает глава 5, посвященная участникам налоговых правоотношений.

Во-первых, в предыдущих четырех главах автор не рассматривает (хотя бы на уровне отдельного параграфа) категорию налоговых правоотношений, однако в названии главы 5 он оперирует этой базовой категорией налогового права, несправедливо, на наш взгляд, обойденной вниманием в предыдущих главах.

Во-вторых, трудно понять, какими соображениями руководствовался автор, когда выстраивал структуру упомянутой главы, знакомя сначала с налогоплательщиками, налоговыми агентами, затем с банками и лишь затем... с налоговыми органами.

В-третьих, едва ли оправданна терминологическая чехарда, допущенная в этой главе (и встречаемая в иных вариациях в других главах учебного пособия). Я имею в виду ситуацию, когда сама глава называется "Участники налоговых правоотношений", а первый параграф этой главы назван: "Субъекты налогового права: общие положения". Как известно, "субъекты права" и "субъекты правоотношений" - категории близкие, но не совпадающие. И такие композиционные приемы, которые применил автор в этой главе, едва ли будут способствовать лучшему усвоению студентами вопросов теории налогового права.

  1. Не совсем понятен и принцип "микширования" элементов налогообложения в главе 6. Для того чтобы читатели, не успевшие пока познакомиться с работой А.В. Демина, могли понять, о чем идет речь, воспроизведу структуру этой главы.

Глава 6 "Элементы налогообложения":

§ 1. Понятие и состав элементов налогообложения.

§ 2. Налоговые льготы.

§ 3. Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени.

§ 4. Цена товаров (работ, услуг) для целей налогообложения.

Понимая, как много значит льготное налогообложение для реализации важнейших направлений социально-экономической политики государства, все же замечу, что считаю не совсем оправданной именно такую последовательность изложения материала.

  1. Недостаточно раскрытой в учебном пособии осталась и проблематика международного налогового права, правовых механизмов избежания двойного налогообложения. И это в то время, когда в литературе появляется большое число работ, авторы которых пропагандируют ошибочные взгляды о понятии и сути международного финансового и налогового права, отбрасывая по этому вопросу отечественную финансово-правовую науку на много десятилетий назад и невольно (или намеренно?) затушевывая различия между публичными и частными финансами. Думается, что такому талантливому исследователю, каким, безусловно, является А.В. Демин, было бы что сказать и по этому вопросу.

Вызывает восхищение умение автора компактно изложить систему налогов и сборов. Однако включение всех видов налогов - федеральных, региональных и местных - в одну главу, состоящую из 14 (!) параграфов, также представляется нам не самым удачным композиционным приемом. Вдобавок ко всему это приводит к такому раскладу, когда Общей части, включающей в себя девять глав, противостоит Особенная часть, состоящая всего лишь из двух глав. Искать симметрии в науке - дело неблагодарное, однако попробовать поправить структуру курса все же стоило бы.

В заключение еще раз отмечу, что рецензируемое учебное пособие отличают прежде всего авторский стиль, оригинальные подходы к изложению столь непростого и объемного учебного курса, каким налоговое право стало за последние годы.

Высказанные замечания и соображения, надеюсь, помогут автору еще раз посмотреть на собственную программу курса налогового права, убедиться в правильности своих подходов или попробовать усовершенствовать отдельные ее фрагменты, с тем чтобы порадовать в скором времени читателей, и прежде всего студенческую аудиторию, новым изданием "Налогового права России".

Пользуясь случаем, хочу пожелать автору новых научных и педагогических успехов и выразить заинтересованность в налаживании научных контактов и сотрудничества.