Мудрый Юрист

Создание центров здоровья для формирования здорового образа жизни у граждан РФ

"Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 9

В этом году но территории субъектов РФ начали проводиться мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни у граждан РФ, включая сокращение потребления ими алкоголя и табака. О том, что включают в себя эти мероприятия и из каких источников они будут финансироваться, мы поговорим в данной статье.

Мероприятия но формированию здорового образа жизни направлены на создание на функциональной основе в государственных учреждениях здравоохранения субъектов РФ и муниципальных образований центров здоровья, которые обеспечиваются оборудованием и специалистами за счет ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Кроме того, в рамках реализации этих мероприятий осуществляется финансовое обеспечение расходных обязательств РФ, предусмотренных в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств Минздравсоцразвития на проведение коммуникационных кампаний с целью ведения гражданами РФ здорового образа жизни.

Задачи центров здоровья

Как уже упоминалось ранее, центры здоровья создаются на основании решений органов исполнительной власти субъектов РФ:

Поскольку мероприятия, проводимые с целью формирования здорового образа жизни у граждан РФ, прежде всего направлены на создание таких центров, предлагаем рассмотреть задачи, которые они будут выполнять. Среди них:

На должность руководителя центра здоровья может назначаться лицо, имеющее высшее медицинское образование и сертификат специалиста по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье". В состав персонала центра в соответствии с его задачами включаются врачи-специалисты, получившие дополнительное профессиональное образование по программам в области формирования здорового образа жизни и медицинской профилактики.

Для выполнения в полной мере своих задач центр оснащается соответствующим оборудованием и работники медицинского учреждения, на базе которого этот центр создается, проходят соответствующую подготовку.

Условия предоставления субсидий на создание центров здоровья

Правила предоставления субсидий федерального бюджета на реализацию мероприятий по созданию центров здоровья утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 413 (далее - Правила N 413). В свою очередь, меры по выполнению этих мероприятий определены Минздравсоцразвития в Приказе N 302н <*>. Исходя из этих нормативных документов, субсидии предоставляются бюджетам субъектов РФ при выполнении четырех условий:

<*> Приказ Минздравсоцразвития России от 10.06.2009 N 302н "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 413 "О финансовом обеспечении в 2009 году за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака".
  1. наличие региональных целевых программ, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан РФ, включая сокращение потребления алкоголя и табака;
  2. выделение и подготовка площадей в государственных учреждениях здравоохранения субъектов РФ и муниципальных образований для организации на функциональной основе центров здоровья;
  3. наличие софинансирования из средств бюджетов субъектов РФ в размере не более 70% расходных обязательств;
  4. наличие соглашения между Минздравсоцразвития и высшим органом исполнительной власти субъекта РФ о реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан РФ, включая сокращение потребления алкоголя и табака. Форма соглашения приведена в Приложении 4 к Приказу N 302н.

При этом в рамках направленных на формирование здорового образа жизни у граждан РФ региональных целевых программ осуществляется проведение следующих мероприятий:

а) по оснащению центров здоровья оборудованием согласно Перечню, приведенному в Приложении 1 к Приказу N 302н, в который, в частности, включены:

б) по обеспечению подготовки медицинских кадров по специальностям, приведенным в Приложении 2 к Приказу N 302н, для их работы в центрах здоровья, в частности:

Кроме того, в рамках данных мероприятий осуществляется разработка и утверждение порядка передачи закупленного оборудования в собственность муниципальных образований.

Порядок выделения субсидий из федерального бюджета

Субсидии федерального бюджета перечисляются на счета территориальных ОФК, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ для последующего перечисления в бюджеты субъектов РФ в установленном Приказом Минфина России N 92н <*> порядке. Перечисление субсидий производится после того, как уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в Минздравсоцразвития представлена информация о выполнении всех четырех вышеперечисленных условий (п. 7 Правил N 413).

<*> Приказ Минфина России от 05.09.2008 N 92н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации".

Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в Минздравсоцразвития отчет о расходах бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, и осуществленных поставках оборудования по форме, утверждаемой Минздравсоцразвития.

Остаток не использованных в текущем финансовом году субсидий, потребность в которых сохраняется, подлежит использованию в очередном финансовом году на соответствующие цели. При установлении Минздравсоцразвития факта отсутствия потребности субъекта РФ в указанных субсидиях их остаток подлежит возврату в доход федерального бюджета. В случае неперечисления указанного остатка субсидий в доход федерального бюджета эти средства подлежат взысканию.

Контроль за расходами бюджетов субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, осуществляется Минздравсоцразвития и Росфиннадзором в соответствии с установленными полномочиями (п. 11 Правил N 413).

Оснащение центров здоровья оборудованием

Порядок передачи оборудования в собственность муниципальных образований субъекта РФ устанавливается соответствующими нормативными актами. Для примера рассмотрим Постановления Правительств:

Начнем с порядка передачи оборудования в собственность муниципальных образований Калининградской области, утвержденного Постановлением N 440.

Государственный заказчик - Агентство главного распорядителя средств бюджета Калининградской области предусматривает в государственном контракте на поставку оборудования для реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан РФ, получателей оборудования - муниципальные учреждения здравоохранения, которые принимают оборудование у поставщика. При этом проверку соответствия поставленного оборудования условиям государственного контракта осуществляет Министерство здравоохранения Калининградской области путем утверждения актов приема-передачи оборудования, подписываемых муниципальными учреждениями и поставщиком. Государственный контракт на поставку оборудования и акт приема-передачи, оформленный получателями оборудования, является основанием для возникновения у них права оперативного управления оборудованием и права собственности у соответствующего муниципального образования.

Более четкий порядок передачи в собственность муниципальных образований оборудования предусмотрен на территории Ивановской области. Согласно Приложению 2 к Постановлению N 204-п государственный контракт на поставку оборудования, предусматривающий обеспечение доставки, осуществление монтажа и пусконаладочных работ, заключается Департаментом здравоохранения Ивановской области с осуществляющими поставку оборудования организациями с указанием учреждений-получателей, в которые будет поставляться данное оборудование. Учреждения-получатели принимают на учет оборудование от организации-поставщика и обеспечивают его сохранность с момента получения.

В течение двух рабочих дней с даты ввода в эксплуатацию организацией-поставщиком оборудования они направляют в Департамент здравоохранения Ивановской области копии документов, подтверждающих доставку оборудования, актов их приема-передачи и ввода в эксплуатацию.

В свою очередь организации-поставщики представляют в Департамент здравоохранения Ивановской области документы, подтверждающие поставку оборудования (товарно-транспортные накладные, акты приема-передачи и ввода в эксплуатацию).

Департамент здравоохранения Ивановской области в течение трех рабочих дней с даты получения документов, подтверждающих поставку оборудования:

Департамент управления имуществом Ивановской области в свою очередь в течение семи рабочих дней с даты получения документов, подтверждающих поставку оборудования, готовит распоряжение о передаче имущества в собственность муниципальных образований Ивановской области, после чего в течение трех рабочих дней с даты издания распоряжения направляет в исполнительный орган муниципального образования акт приема-передачи оборудования в двух экземплярах (с описью) с указанием учреждения-получателя, вида, количества и стоимости оборудования.

Исполнительный орган муниципального образования (глава муниципального образования) в течение пяти рабочих дней с даты получения акта приема-передачи оборудования:

В заключение Департамент управления имуществом Ивановской области в течение двух рабочих дней с даты получения оформленного акта приема-передачи направляет в Департамент здравоохранения Ивановской области копии распорядительного акта о передаче имущества в собственность муниципального образования и оформленного акта приема-передачи.

Подготовка кадров для центров здоровья

Из п. 4 Постановления N 413 следует, что одно из условий предоставления субсидий из федерального бюджета Минздравсоцразвития бюджету субъекта РФ - обеспечение исполнительным органом власти подготовки медицинских кадров по специальностям, определенным в Приложении 2 к Приказу N 302н.

Например, реализация этого требования в Ивановской области осуществляется следующим образом. Денежные средства, выделенные из федерального бюджета в виде субсидий бюджету названного субъекта РФ, поступают уполномоченному органу субъекта РФ (Департаменту здравоохранения субъекта РФ). Далее эти средства доводятся до муниципальных образований, и главы городских округов организуют подготовку и повышение квалификации медицинских работников тех муниципальных учреждений здравоохранения, в которых предусмотрено открытие центра здоровья и которые в рамках реализации соответствующих мероприятий будут оказывать помощь гражданам РФ (п. 6 Постановления N 204-п).

Возможен также другой вариант подготовки медицинских кадров: когда ее организацией занимается непосредственно уполномоченный орган субъекта РФ (Департамент здравоохранения субъекта РФ), не привлекая к этому органы муниципальных образований (глав городских округов).

Бухгалтерский учет операций по поставке и передаче оборудования

В рассмотренных выше нормативных актах (Постановления NN 204-п, 440), регулирующих порядок обеспечения оборудованием центров здоровья, расположенных на территории Ивановской и Калининградской областей, условиями государственного контракта предусмотрена доставка оборудования поставщиком непосредственно учреждениям здравоохранения - получателям имущества. Данные операции в бухгалтерском учете оформляются в соответствии с требованиями п. п. 267 и 268 Инструкции N 148н <*>. Использование именно этих пунктов Инструкции обусловлено тем, что поставка оборудования государственным учреждениям здравоохранения осуществляется в рамках централизованного снабжения. Порядок применения названных пунктов рассмотрим на примере.

<*> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

Пример. Департаментом здравоохранения Ивановской области заключен с ООО "Медицинские технологии" государственный контракт без предоплаты на поставку оборудования с учетом монтажа, доставки и установки. В нем поименованы учреждения, в которые следует осуществить доставку оборудования. В частности, в МУЗ "Больница городского округа Кохма" в рамках этого контракта поступил кардиотренажер стоимостью 1 000 000 руб. с оформлением всех необходимых документов.

В бухгалтерском учете поставка оборудования будет отражена следующим образом:

         Содержание операции         
    Дебет   
   Кредит   
 Сумма,  
руб.
              Департамент здравоохранения Ивановской области             
Поступил в МУЗ "Больница городского  
округа Кохма" кардиотренажер
(на основании полученных
от ООО "Медицинские технологии"
оправдательных документов)
1 304 04 310
1 302 19 730
1 000 000
Произведена оплата поставленного     
оборудования
1 302 19 830
1 304 05 340
1 000 000
                   МУЗ "Больница городского округа Кохма"                
Поступил кардиотренажер              
от ООО "Медицинские технологии"
(при получении от Департамента
Извещения по ф. 0504805)
1 106 01 310
1 304 04 310
1 000 000
Принят к бюджетному учету            
кардиотренажер
1 101 04 310
1 106 01 410
1 000 000

Эксперт журнала

"Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Т.ОБУХОВА