Мудрый Юрист

Правовая система: проблемные аспекты эволюции с.а. Маркова-мурашова,

Маркова-Мурашова С.А., доцент кафедры теории и истории государства и права Кубанского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

Мартынов В.Ф., доцент кафедры теории права и государства Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук.

Проводимые историко-правовые и теоретико-практические исследования, а также осуществляемые в различных сферах жизни общества реформы как в России, так и за рубежом направлены на создание жизнеспособной, эффективной правовой системы. Правовые системы хочется видеть гениально скомбинированными, отлаженно работающими комплексами, примерно такими, как образно характеризуют комплексные естественные системы, состоящие "как бы из "перьев", "маленьких шестерен" и "рычагов", которые природа скомбинировала бесконечно разнообразным, гениальным способом", авторы монографии "Эволюция, культура и правовая система: статьи о новой политической экологии" <1>. Но, к сожалению, национальные правовые системы далеки от идеала, да он практически и недостижим, так как системы динамичны, они постоянно развиваются в силу присущих им внутренних и внешних противоречий. Отсюда вытекает необходимость при исследовании правовой системы выявлять эти противоречия, находить пути их разрешения. Кроме того, каждая из систем существует и функционирует в определенной внешней среде. При этом системы создают собственные границы относительно окружающей среды, системы организуют, воспроизводят и поддерживают возможности и условия для других возможностей через их действия.

<1> Weimar R., Leidig G. Evolution, Kultur und Rechtssystem: Beitrage zur new political ecology. Wien, 2002. S. 36.

Для наилучшего понимания процессов формирования и действия правовой системы и как следствие - ее совершенствования и развития целесообразно ее рассмотреть с точки зрения понятия "резонанс". Так, при определенных условиях правовые системы и общественные системы выступают в резонансе друг с другом как вибрирующие системы. Резонанс позволяет достичь целостности. Это состояние не является особым случаем музыки или акустики, оно имеет значение для всех вибрирующих систем: для отрегулированного органического увеличения, для эволюции, для взаимодействия между людьми и обществами. Таким образом, можно описать общество и право как социальную согласованность их вибрирующих частей: как связь от социального резонанса.

Резонанс является тем, что удерживает "мир в самом внутреннем". Все во Вселенной, в том числе и общество, и правовые связи людей, находится во взаимодействии, которое можно понимать и описывать как резонанс один за другим согласованных колебаний.

Понятие резонанса как физического явления можно использовать и в юриспруденции, так как все общие структуры "составлены" из элементов, из субструктур, из кругов времени, из колебаний <2>. В результате эволюции всегда возникает новое, которое развивается, совершенствуется, разветвляется до невообразимой сложности. Эволюция содействует этой сложности. Она доводит каждую систему, в том числе и правовую, до сложности. Однако сложная система менее эффективна и может быть больше подвержена повреждениям именно вследствие этой сложности. Как известно, развитие социальных отношений приводит к такому их усложнению, что право, которое остается основным способом социального регулирования, просто "не успевает" за этой флуктуирующей стихийностью общественных отношений. Особенно это хорошо заметно в процессе реформирования политической системы и отношений собственности. Однако и в стабильной правовой системе, связанной с эффективно функционирующим законодательным органом, возникает проблема хаотичного потока законодательства. Иными словами, необходимость принятия правового решения, имеющего нормативный характер, оказывается столь велика, что законодательство перестает "встраиваться" в общую нормативную структуру правовой системы и становится "потоком", внутренне не структурированным и без каких-либо границ. Система также не справляется с основной движущей силой развития - противоречием.

<2> Weimar R., Leidig G. Op. cit. S. 43.

Вероятно, можно говорить, что чем комплекснее система, тем больше требуется координации. При этом комплексные системы удерживаются именно резонансом. Элементы, субсистемы являются вибрирующими системами, их целостность достигается благодаря резонансу, который осуществляет связь. Однако резонанс может быть нарушен разными способами. Однажды он может сам прерваться, а в это время колебание будет тормозиться, останавливаться, смягчаться и полностью остановится. Кроме того, извне может вмешаться инородная частота с новым резонансом. И наконец, возможно, что колебания в пределах системы так сильно синхронизируют себя, прибудут с такой силой в равном акте, что их амплитуды станут взаимно исключающими и приведут всю систему к разрушению. Такое нарушение резонанса, вызванное внешним случаем, будет иметь катастрофические последствия, в том числе и для правовых систем.

Вместе с тем система может реформировать себя до определенной степени сама. Одним из возможных выходов из этой ситуации, когда система строится как формальный объект, регистрирующий все виды связей в предмете, представляется опора на тот элемент предмета, который, обладая способностью саморазвития, может также и организовывать среду, с которой он вступает во взаимодействие, в стабильную организацию. С точки зрения диалектики Гегеля, субстанциональные отношения существуют как этап раскрытия закономерности предмета, его понятия и свободы. Действительность предмета в этом случае как раз и представляет собой не только сам по себе предмет в его бытии-в-себе, но и предмет, который организует совместно с окружающей его средой деятельную систему, причем и сам предмет, и окружающая его среда представляют собой существенные условия этой системы <3>. Для нас важно то, что субстанция выступает предметно. При этом существенным отличием субстанции является то, что она, "хотя и входит в систему, последняя не может ее определить, "оценить", ибо для нее все элементы на одно лицо, а этот - субстанциональный - элемент к тому же является "чужаком", пришедшим из досистемного мира" <4>.

<3> Гегель. Энциклопедия философских наук // Полн. собр. соч.: В 3 т. М.; Л., 1929. Т. 1. С. 251.
<4> Шулевский Н.Б. Принцип объективности в современном мышлении: Дис. ... д-ра. филос. наук. М., 1991. С. 103.

Советской юридической науке известна достаточно интересная попытка построить теорию права через развитие отдельной категории, порождающей правовую систему через восхождение от абстрактного к конкретному <5>.

<5> См.: Денисов Ю.А., Спиридонов Л.И. Абстрактное и конкретное в советском правоведении. Л., 1987.

Рассматривая правовую систему с точки зрения вибрирующей системы, мы можем констатировать, что национальная правовая система России находится в разбалансированном состоянии, это обусловлено как общим ходом историко-правового развития, так и трудностями современного периода. Национальная правовая система России испытала на себе все возможные варианты нарушения резонанса, поддерживающего порядок в такой сложной системе, как правовая. Иллюстрацией внутренней разбалансировки правовой системы является правовая система советского периода, в которой идеологичность носила двойной характер, что и привело систему к краху. Драма советской правовой системы состояла в противоречивости внешнего и внутреннего начал, где грубонормативное поведение, навязываемое официальным правопорядком без учета реальной экономической, культурной, национальной специфики общества, противополагалось извечному стремлению русского народа "уйти от внешнего принуждения, перейти от права в законах к морально правовому осознанию конкретно-национального смысла должного, желание повиноваться только ему" <6>.

<6> Синюков В.Н. Российская правовая система. Саратов, 1994. С. 137.

Проблемы современного периода связаны как с внутренним дисбалансом составных частей, так и с внешними вторжениями в правовую систему. К первым относятся проблемы в рамках системы правовых актов, законодательства в целом и системы права, которые являются важными субсистемами внутри правовой системы.

В качестве внешних факторов можно назвать стремление как государства, так и законодателя привести российское законодательство в соответствие с международными стандартами. Само по себе это стремление позитивно и может приветствоваться, но, накладываясь на объективную реальность, приводит к подрыву авторитета закона и формированию правового нигилизма у населения. Примерами этому могут служить конвенции и международные договоры, к которым присоединилась Россия <7>.

<7> Например, основным актом в деле реформирования уголовно-исполнительной системы являются "Минимальные стандартные правила обращения с заключенными", принятые Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с заключенными 30 августа 1955 г., которые одобрены Экономическим и Социальным Советом ООН в его Резолюциях 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 г., 2076 (XII) от 13 мая 1977 г. и 1984/47 от 25 мая 1984 г. См.: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными // Карта. 1996. N 10 - 11. Ст. 72.

Однако фактически международные стандарты и правила исполнения наказаний и обращения с осужденными не могут реализоваться. В ч. 4 ст. 3 УИК РФ даже сделана оговорка о том, что "рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказания и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей". См.: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М., 1997.

Основное требование, предусмотренное международными правовыми актами, - содержание лишенных свободы в камерах (помещениях) по одному-два человека, а тюремное учреждение не должно быть наполняемо более чем в пятьсот заключенных. А реальность нашей пенитенциарной системы намного обыденней и страшней. Каждый шестой следственный изолятор находится в аварийном состоянии, более половины переполнены в полтора-три раза. См.: Петрашев В.Н. Некоторые проблемы наказаний в новом УК Российской Федерации // Материалы межвузовской научно-практической конференции. Проблемы применения нового уголовного законодательства. Краснодар, 1997. С. 284.

Дополнительные трудности в развитие российской системы права вносят общемировые интеграционные процессы, сопровождаемые углублением взаимосвязи российского и международного права. Механическое заимствование международно-правовых принципов, институтов и норм, которые трудно внести в "системную ткань" российской правовой действительности, нередко вызывает противоречия в процессе реализации российских законов и иных нормативных актов.

Заметим, что выяснить имеющиеся недостатки легче, чем их исправить. Однако, сумев понять, что мешает правовой системе нормально функционировать, используя системный подход и учитывая интегративный характер правовой системы, можно выяснить и свести воедино все недостатки, которые существуют в рамках каждой из субсистем.

Например, если говорить о проблемах в таких субсистемных элементах правовой системы, как система права, система законодательства, можно выделить следующие проблемы, которые нуждаются в решении. В системе права это: необходимость формирования комплексных отраслей, право на самостоятельное существование суботраслей или подотраслей права, это новые взгляды и подходы к типологизации отраслей права, соотношение отрасли права и отрасли законодательства, признаки отрасли права, особенности деления права на частное и публичное и т.д.

К наиболее важным проблемам системы законодательства относятся: проблемы создания сводов законодательства в Российской Федерации и в ее субъектах, соответствие законодательства субъектов Федерации федеральному законодательству и т.д.

Поскольку в рамках настоящего исследования не ставилась цель комплексного анализа всех проблем, требующих разрешения в рамках национальной правовой системы, мы лишь теоретически наметили его возможные пути. Решение данных проблем возможно лишь комплексными усилиями ученых.

Рассмотрение правовой системы в таком аспекте позволяет с новой стороны понять и проанализировать и внешние, и внутренние факторы, способствующие как успехам, так и неудачам в процессе развития и совершенствования правовой системы.