Мудрый Юрист

Правовая природа бланкового векселя

Бакшеева Ю.Н., старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Забайкальского института предпринимательства СибУПК.

Статья 10 Положения о переводном и простом векселе (далее - Положение) <1> предоставляет векселедателю право выдачи бланкового векселя (бланко-вексель, или неполный вексель), т.е. векселя, "не заполненного к моменту выдачи", который заполняется после выбытия векселя из рук векселедателя на основании соглашения между ним и ремитентом.

<1> СЗ СССР. 1937. N 52. Отдел первый. Ст. 221.

По определению В.А. Белова, бланковый вексель - это подписанный лист бумаги, содержащий, по крайней мере, вексельную метку и предложение (либо обещание) уплатить, выданный в расчете на его последующее заполнение в соответствии с условиями соглашения лица, подписавшего бланк (бланкодателя), с первым приобретателем <2>. Потребность в такого рода документах возникает "в случае договора поставки, когда еще не установлены окончательно цена товара и срок поставки. Причем выдача такого бланка предполагает высокую степень доверия между векселеучастниками, поскольку с момента внесения лицом, к которому перешел этот незавершенный документ, всех недостающих реквизитов бланк приобретает юридическую силу векселя (независимо от того, внесены недостающие реквизиты в соответствии с предоставленными полномочиями или нет)" <3>.

<2> Белов В.А. Вексельное законодательство России: Научно-практический комментарий. 2-е изд. М.: ЮрИнформ, 1999. С. 117.
<3> Добрынина Л.Ю. Вексельное право России: Учебное и практическое пособие. М.: Изд-во "Спарк", 1998. С. 20 - 21.

В современной цивилистической доктрине не сложилось единого мнения о количестве реквизитов бланкового векселя. Бланко-вексель может не содержать любого обязательного реквизита или нескольких реквизитов. По мнению Е.А. Крашенинникова, "единственная обязательная принадлежность, которая не может отсутствовать даже на бланко-векселе, - это подпись бланкодателя, поскольку обязательство не может возникнуть без подписи, т.е. без волеизъявления обязанного лица. Таким образом, бланковый вексель может представлять собой чистый лист бумаги, подписанный бланкодателем" <4>. Однако в этом случае будет трудно отличить бланковый вексель от иного гражданско-правового документа, поскольку законодательство не предусматривает оформления векселей на бланках установленной формы, что подтверждает и практика арбитражных судов <5>.

<4> Крашенинников Е.А. Заметки о бланко-векселе // Очерки по торговому праву. Вып. 5. Ярославль, 1998. С. 81 - 82.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография Л.А. Новоселовой "Вексель в хозяйственном обороте. Комментарий практики рассмотрения споров" включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2003 (издание четвертое, переработанное и дополненное).

<5> См.: Новоселова Л.А. Вексель в хозяйственном обороте: Комментарий практики рассмотрения споров. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 1999. С. 8 - 11.

А.Э. Вормс выделял следующие признаки бланко-векселя: 1) он подписан и выдан с тем, чтобы уполномочить бланкодержателя на превращение его в вексель, т.е. в нем умышленно опущены реквизиты; 2) при его выдаче между лицом, выдающим бланк, и лицом, принимающим его, состоялось соглашение относительно условий восполнения недостающих реквизитов векселя <6>.

<6> Вормс А.Э. Вексельные бланки // Сборник статей по гражданскому и торговому праву памяти Г.Ф. Шершеневича. СПб., 1915. С. 8.

Следует сразу отметить, что бланкодержатель или его представитель имеет право восполнить только недостающую часть текста. В то же время любое изменение, дополнение, подчистка или уничтожение текста бланкодателем должно рассматриваться как подлог векселя.

Вместе с тем важным является вопрос о том, какой вексель имеет место: простой или переводной. Ведь правовое положение векселедателя по переводному и по простому векселю отличается. В.А. Белов полагает, что в бланковом векселе должны быть указаны подпись бланкодателя (будущего векселедателя), вексельная метка и то, какой это должен быть вексель - простой или переводной, т.е. обещание или предложение уплатить. Без подписи и вексельной метки невозможно установить, что перед нами именно вексельный бланк, а не бланк какого-нибудь иного документа; без указания же о содержании векселя невозможно определить правовое положение бланкодателя <7>.

<7> Белов В.А. Малоизвестная экзотика // ЭЖ-Юрист. 2003. N 36. С. 2.

Применение бланковых векселей порождает еще одну проблему. В частности, как отличить вексельный бланк от векселя, в котором отсутствуют необходимые реквизиты. Ведь в силу п. 2 ст. 144 ГК РФ отсутствие обязательных реквизитов ценной бумаги или несоответствие ценной бумаги установленной для нее форме влечет ее ничтожность.

По мнению В.А. Белова, следует исходить из презумпции о том, что пропуск в документе каких-либо вексельных реквизитов и его выпуск в оборот осуществлены сознательно и, следовательно, перед нами намеренно составленный вексельный бланк. Обратное должно быть доказано заинтересованными лицами <8>.

<8> Белов В.А. Указ. соч. С. 2.

Буквальное толкование ст. 10 Положения влечет возможность признания бланкового векселя ценной бумагой. В свое время А.Э. Вормсом было высказано мнение о том, что вексельный бланк является "ценной бумагой с неопределенным содержанием", поскольку "обязательственные права из этого документа выясняются лишь по заполнении его согласно с содержанием договора о заполнении" <9>.

<9> Вормс А.Э. Вексельные бланки // Сборник статей по гражданскому и торговому праву памяти Г.Ф. Шершеневича. СПб., 1915. С. 465.

В связи с этим можно отметить, что в цивилистической доктрине того периода уже сложилось систематическое учение о ценных бумагах, в том числе и общее понятие ценной бумаги. М.М. Агарков определял ценные бумаги как "документы, предъявление которых необходимо для осуществления выраженного в них права" <10>. В.М. Гордон в качестве одного из характерных признаков ценной бумаги указывал ее литеральность, означающую возможность требовать исполнения только того, что в ней буквально записано <11>.

<10> Агарков М.М. Основы банковского права. Учение о ценных бумагах. М., 1994.
<11> Гордон В.М. Система советского торгового права. М., 1927. С. 7.

Таким образом, вексельное законодательство вступило в противоречие с общими положениями о ценных бумагах, закрепленными в гражданском законодательстве. Согласно п. 1 ст. 142 ГК РФ для ценной бумаги характерны такие признаки, как установленная законом форма и обязательные реквизиты. Во-вторых, всякая ценная бумага должна удостоверять определенные права, которые имеет указанный в бумаге законный владелец в отношении обязанного лица, также обозначенного в бумаге <12>. Однако законодатель, учитывая то, что вексель является строго формальным документом и отсутствие хотя бы одного из необходимых реквизитов влечет недействительность векселя, все же закрепил в ст. 10 Положения возможность выдачи незаполненного векселя.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) (под ред. О.Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации - КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2005 (издание третье, исправленное, дополненное и переработанное).

<12> Комментарий к ГК РФ, части первой (постатейный). 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. О.Н. Садикова. М.: Юридическая фирма "КОНТРАКТ"; ИНФРА-М, 2003. С. 354 - 355.

Вексельный бланк не обладает указанными признаками и, следовательно, не может быть признан ценной бумагой.

Нельзя рассматривать бланко-вексель и как вексельное обязательство, осложненное отлагательными условиями. В силу п. 1 ст. 157 ГК РФ сделка считается совершенной под отлагательным условием, если стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит.

Следует считать, что условие не должно зависеть от действий (воли) участников сделки. В пользу такого вывода говорит как само понятие "условие", так и правила п. 3 ст. 157 ГК РФ, согласно которым действия сторон не должны влиять на наступление или ненаступление условия <13>.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) (под ред. О.Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации - КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2005 (издание третье, исправленное, дополненное и переработанное).

<13> Комментарий к ГК РФ, части первой (постатейный). 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. О.Н. Садикова. М.: Юридическая фирма "КОНТРАКТ"; ИНФРА-М, 2003. С. 402.

Подвергая справедливой критике точку зрения о наличии в вексельном бланке обязательства, осложненного отлагательными условиями, Г.А. Вакулина подчеркивает: "Заполнение бланка - это действие, которое неизбежно предполагается самой природой вексельного бланка. Следовательно, оно не может рассматриваться как условие сделки в смысле ст. 157 ГК РФ" <14>.

<14> Вакулина Г.А. Вексель как объект гражданских прав (теоретико-правовые вопросы) // Проблемы современного российского права: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. Е.Г. Бельковой. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004. С. 56.

Интересной представляется позиция В.А. Белова, который акцентирует внимание на понятии бланкового векселя как на "документе особого рода... Можно сказать, что вексельный бланк - это документ, несущий в себе часть текста векселя, или еще иначе - текст, позволяющий заключить о намерении бланкодателя выступить векселедателем простого или переводного векселя, подлежащего созданию в будущем... Очевидно, что вексельный бланк включает в себя субъективное право его законного держателя на заполнение... Содержание этого права определяется не вексельным бланком, а соглашением между бланкодателем и первым приобретателем, несоблюдение которого, однако, не может быть поставлено в вину добросовестным приобретателям ни векселя, ни вексельного бланка" <15>. Не имея требуемых законодательством реквизитов, такой документ не может признаваться векселем <16>.

<15> Белов В.А. Малоизвестная экзотика // ЭЖ-Юрист. 2003. N 6. С. 2.
<16> Белов В.А. Вексельное законодательство России: Научно-практический комментарий. 2-е изд. М.: ЮрИнформ, 1999. С. 118.

Согласно ст. 10 Положения, если вексель, не заполненный к моменту выдачи, был заполнен в противоречии с состоявшимся соглашением, то несоблюдение этих соглашений не может быть противопоставлено векселедержателю, если только он не приобрел вексель недобросовестно или же, приобретая его, не совершил грубой неосторожности. То есть если бланкополучатель заполнил вексель в противоречии с соглашением, то этим создает действительный полный вексель, удостоверяющий право требовать уплаты денежной суммы <17>. Вексельный должник не может отказаться оплатить такой вексель, ссылаясь на нарушение соглашения.

<17> Абрамова Е.Н. Составление векселя. СПб.: Юридический центр Пресс, 2006. С. 83.

Как исключение из правила должник может отказаться от оплаты векселя, ссылаясь на несоблюдение соглашения, только если векселедержатель приобрел его недобросовестно или, приобретая его, совершил грубую неосторожность. При этом бремя доказывания данного факта лежит на должнике. Следовательно, презюмируется, что вексель составлен в полном соответствии с волей векселедателя и получен векселедержателем добросовестно, пока не будет доказано обратное.