Мудрый Юрист

Механизм организации и осуществления деятельности органов государственной службы России

Глущенко П.П., доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России, декан юридического факультета Санкт-Петербургской академии управления и экономики.

Ковальчук В.Э., аспирант кафедры Санкт-Петербургского филиала Академии государственной службы.

В системе человеческих отношений в любом механизме их организации и осуществления категория ценности является мерилом эффективности, состоятельности государства, его государственного аппарата. Характеризуя, в свою очередь, ценность права, следует отметить, что эта категория проявляется только лишь при условии реализации его предписаний как такового. Практика функционирования органов госслужбы свидетельствует о том, что именно такая функция механизма их организации, как реализация правопредписаний в процессе их деятельности по обеспечению интересов государства, общества и защиты конституционных прав и свобод российских граждан, является одной из самых актуальных и значимых. Следовательно, функция правореализации представляет собой важную сторону предметной области для исследования со стороны ученых и практиков. Под ней в широком смысле слова большинство авторов понимают воплощение юридических норм в практическую деятельность <1>. Из экономического базиса невозможно вывести все особенности применения правовых норм и механизма воздействия правоприменительных актов на любые виды общественных отношений. Однако, с другой стороны, применение правопредписаний нельзя отрывать от материальной основы, объективных законов общественного развития, так как экономическое развитие в конечном счете в общем и целом представляет собой основные тенденции и направления политического, организационного, юридического, идеологического, духовного развития общества, а не наоборот <2>. Это значит, что соотношение в правовом механизме права и экономики представляет собой активный двухсторонний процесс взаимосвязи и взаимодействия, где каждая из сторон, в зависимости от сложившихся обстоятельств, может играть определяющую или определяемую роль. Вместе с тем ведущее значение в конечном счете принадлежит экономике, ибо она обусловливает структуру общества, политику государства, содержание права и порядок его реализации, правовой механизм управления, организации и осуществления любого вида деятельности, в том числе и деятельности органов государственной службы.

<1> Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. М., 1999. С. 253 - 262.
<2> Общая теория государства и права: Академический курс: В 2 т. Т. 1. / Отв. ред. проф. М.Н. Марченко. Теория государства. М.: Зерцало, 1998. С. 220 - 221.

Уместно здесь дать обобщенное определение применению права. В частности, С.С. Алексеев под применением права понимает властно-организующую деятельность компетентных органов и лиц, обеспечивающих в конкретных жизненных случаях реализацию юридических норм <3>. Другими словами, по своему содержанию и предназначению правоприменительная деятельность прослеживается, заключается в применении органами государственной службы соответствующих общим установлениям правовых норм, индивидуально-конкретных юридических предписаний, обращенных к персонально определенным субъектам, то есть в принятии решений по конкретным делам, имеющим юридический характер. В связи с этим обусловленность правоприменения экономическим строем общества обосновывается посредством воздействия последнего на правовую форму в целом, поэтому особенности правоприменительной деятельности тех или иных органов, и особенно входящих в систему государственной службы, в значительной степени зависят от явлений надстроечного порядка и не всегда экономически объяснимы. В свою очередь, своеобразие применения правовых способов, методов, форм, процедур правоприменительной деятельности, входящих составными частями в механизм организации функционирования органов государственной службы, определяется их местом в государственно-правовых отношениях, обслуживаемой ими сферой, поставленными перед ними задачами, компетенцией и другими обстоятельствами.

<3> Алексеев С.С. Право: Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 115.

Теория и практика функционирования органов государственной службы свидетельствуют о том, что правоприменение как таковое не базируется на субъективном свойстве того или иного органа или субъекта правоприменения, а имеет четко оговоренное в законе основание, то есть вступает в силу в случаях, когда закон должен действовать с учетом тех или иных конкретных обстоятельств, требующих установления и контроля за исполнением предписаний законов и подзаконных актов, а также тогда, когда имеется спор о праве, правах и обязанностях <4>. Правоприменение, как мы видим, имеет государственно-управленческую природу, так как именно на основе законопредписаний осуществляется государственное управление, а следовательно, государственная власть. Таким образом, следует отметить, что применение норм права носит государственно-властный характер, проявляющийся в том, что правоприменительной деятельностью занимаются в пределах своей компетенции органы государственной службы, их сотрудники <5>.

<4> Там же. С. 116.
<5> Бугель Н.В. Органы внутренних дел в правовом механизме Российского государства. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. С. 26; Оль П.А. Правопонимание: от плюрализма к единству: Монография. СПб., 2005.

Правоприменение как элемент механизма осуществления деятельности госслужащих имеет положительные результаты не только от их подготовленности, но прежде всего от качества законодательной базы, а точнее - ведомственного законодательства, то есть того, которое издается самими компетентными органами государственной службы. В этой связи, как нам представляется, уместным является уяснение соотношения правотворчества и правоприменения. В процессе правотворческой деятельности, также составной части механизма функционирования государственной службы, разрабатываются и принимаются (или отменяются) нормы права как типичные правила поведения, тогда как в процессе применения норм права издаются индивидуально-конкретные юридические акты, устанавливающие (закрепляющие, изменяющие, прекращающие) на основе правовых норм конкретные субъективные права и обязанности персонально указанных лиц при наличии (наступлении) соответствующих предусмотренных данными нормами фактических обстоятельств. Правотворчество оказывает общенормативное (абстрактное), организующее воздействие на типичные общественные отношения граждан в целом, в то время как правоприменение есть индивидуальное (казуальное) правовое воздействие на персонально определенных участников конкретных общественных отношений.

Значимая роль в механизме организации и осуществления функционирования органов госслужбы отводится режиму законности. К сожалению, как показывает практика, соблюдение законности в процессе функционирования органов государственной службы далеко от идеала. Неоднозначные процессы социально-экономических преобразований применительно к обеспечению и защите государственных интересов, прав и свобод человека обусловили не только позитивные, но и негативные результаты, обнажили старые и выявили новые социальные болезни. Другими словами, в настоящее время в России наблюдается значительное несоответствие между действительностью и юридическими нормами о правовом положении и предметах ведения органов госслужбы, правах и свободах человека, в силу чего предстоит значительная и вдумчивая работа по усовершенствованию механизма государственно-правового обеспечения деятельности органов государственной службы с тем, чтобы они смогли обеспечить эффективную защиту интересов государства и общества, социально-экономических прав граждан.