Мудрый Юрист

Поединок брони и снаряда. Так представители ФАС России характеризуют работу по внесению изменений и дополнений в федеральный закон № 94-ФЗ

"Фармацевтический вестник", 2009, N 26

Июльские поправки в Федеральный закон N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в частности появление новой главы об электронных аукционах, призваны способствовать предотвращению коррупции при размещении и проведении государственных и муниципальных закупок. Однако, по мнению представителей Федеральной антимонопольной службы (ФАС), еще не все проблемные вопросы сняты. В частности, ФАС намерена обратиться к Правительству РФ с просьбой принять постановление о порядке оценки, а также продолжить работу над нормативной документацией по электронным аукционам.

Вопросы текущих дополнений и изменений к Федеральному закону N 94-ФЗ, основные нарушения законодательства, а также практика электронных торгов были обсуждены во время "круглого стола", прошедшего в сети Интернет 10 августа в информационном центре "Гарант". В мероприятии приняли участие зам. руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Цариковский, начальник отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения госзаказа ФАС Андрей Маковлев, зам. руководителя Департамента г. Москвы по конкурентной политике Олег Бурцев и зам. директора, руководитель Экспертно-консультационного центра Института госзакупок РАГС при Президенте РФ Ольга Воробьева.

Как отметил в начале "круглого стола" Андрей Цариковский, с внесением в июле очередных поправок в Федеральный закон N 94-ФЗ сняты еще не все проблемные вопросы. Впрочем, по мнению г-на Цариковского, корректировка законодательства будет происходить, пока существует госзаказ. "Отыскиваются иногда такие лазейки и такие "партизанские" ходы, чтобы обойти закон о госзакупках, что просто удивляешься уму и сообразительности многих наших коллег-госчиновников, - констатировал Андрей Цариковский. - Поэтому во многом работа с законом N 94-ФЗ - это поединок брони и снаряда, когда лазейки то отыскиваются, то закрываются". Наиболее частым нарушением со дня принятия закона, по информации Андрея Маковлева, было нарушение сроков размещения информации. А в последнее время много нарушений связано с проведением конкурсов. "С 1 июля очень многие конкурсы стали аукционами. И многие поторопились провести конкурс, т.к. это более удобная для них форма. В спешке было сделано множество как технических, так и, на наш взгляд, умышленных ошибок. Это привело к всплеску количества жалоб", - отметил Андрей Цариковский.

В числе частых нарушений участники "круглого стола" назвали такие, как излишние требования к участникам размещения заказа, представления в составе заявки документов, не предусмотренных в законе для размещения заказов. Большое количество злоупотреблений наблюдается в сфере оценки. "Наиболее часто встречающиеся нарушения сопряжены с определением победителя по конкурсу, а именно нарушения, вызванные ненадлежащим установлением порядка оценки, либо их весовой значимости, либо иных критериев, подкритериев, влекущих изменения сути проведения торгов. Это вызвано тем, что порядок оценки пока не принят и заказчик определяет его самостоятельно", - пояснил г-н Маковлев. В последнее время у госзаказчиков стало "модным" повышать фактическую значимость субъективных критериев качества и квалификации за счет установления повышенных весов и ограничений по другим критериям, таких как срок или объем гарантий. "В результате существует разграничение критериев. Первые критерии, которые можно назвать субъективными, - это критерии качества и/или квалификации участника размещения заказа. Вторые являются числовыми, т.е. это критерии, поддающиеся формульной оценке, в т.ч. объем и срок предоставления гарантий качества. В порядке оценки используются механизмы, превращающие числовые критерии в критерии-"паразиты", по которым всем участникам размещения заказа будет присвоено одинаковое количество баллов, исключение, возможно, составит цена и качество. И можно прийти к такому знаменателю, что цена и качество будут иметь одинаковую значимость", - разъяснил Андрей Маковлев. В законе предусмотрены два требования, по которым антимонопольная служба может принимать решения о нарушениях законодательства: во-первых, если порядок оценки не позволяет избрать лучшие условия, лучшее предложение, во-вторых, если предусмотрена предельная значимость критерия качества и/или квалификации участника размещения заказа. "То, что очень часто творится с критериями оценки в документации, по форме верно, а, по сути - форменное издевательство", - возмущается г-н Цариковский. В итоге компании берутся, к примеру, сделать работы за копейку или предоставляют гарантии на тысячу лет. "К сожалению, недопустимо затянувшийся выпуск постановления правительства о порядке оценки приводит к плачевным результатам. У нас сейчас прошел большой ряд конкурсов, где вовсю применялись псевдоматематические методы, вернее, методы математические, но дающие псевдоконкурсность", - заявил Андрей Цариковский. Он подчеркнул, что ФАС намерена выйти на Правительство РФ с просьбой незамедлительно принять пусть даже несовершенный порядок оценки, с помощью которого можно будет положить конец произволу.

Участники "круглого стола" убеждены, что внесенные недавно поправки в Федеральный закон N 94-ФЗ, в частности появление новой главы об электронных аукционах, будут способствовать предотвращению коррупции при размещении и проведении государственных и муниципальных закупок. Уже сейчас появились три площадки, на которых будут проводиться электронные торги без ограничения, поначалу в экспериментальном режиме. Осенью 2009 г. ФАС намерена выбрать еще две площадки. Как подчеркнул статс-секретарь ФАС, сам по себе весь Федеральный закон N 94 в первую очередь антикоррупционный. "Когда принимался этот закон с его сверхжесткими формальными процедурами, очень часто приходилось слышать, что следование ему приводит к неэффективным экономическим решениям. Если дать много возможностей для принятия решения, это будет способствовать наиболее эффективным экономическим решениям, но создаст великолепные возможности для коррупции и наоборот. Поэтому при принятии Федерального закона N 94-ФЗ стоял выбор, что поставить во главу угла. Проведя анализ, мы поняли, что, может быть, теряем десятки миллионов от неэффективных экономических решений, принятых по этому закону, но на другой чаше весов были миллиарды, регулярно исчезающие из госбюджета. Поэтому выбор был сделан в пользу борьбы с коррупцией", - сообщил Андрей Цариковский. На его взгляд, постепенное переведение госзаказа на электронные площадки должно значительно повлиять на борьбу с коррупцией. Что же касается контроля госзакупок на электронных площадках, придется договариваться с какими-нибудь организациями, которые будут следить за электронной составляющей процесса. Антимонопольная служба в свою очередь будет отслеживать, как соблюдаются основные алгоритмы и, соответственно, федеральный закон по госзакупкам.

Вопрос организации электронных торгов вызвал бурное обсуждение. Так, Олег Бурцев обратился к гл. 3.1 Федерального закона N 308-ФЗ от 30.12.2008 "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". В этой главе прописаны принципиально новые правила проведения торгов, например анонимность, новая схема внесения обеспечения, большая прозрачность, доступность. По словам г-на Бурцева, основные моменты, которые необходимо решить для проведения торгов в электронном виде, соблюдая достаточно четкие требования гл. 3.1, это технологическое обеспечение, фактическое исполнение требований путем разработки необходимых регламентов и, конечно же, путем подготовки квалифицированных специалистов, а также доведение этой информации до членов конкурсной комиссии. Кроме того, вводится система заключения госконтрактов с помощью электронного документооборота. Как добавил Андрей Маковлев, новшеством является то, что если в нынешней ситуации на заключение контракта претендуют только первый и второй номер, то по электронным торгам их не менее пяти.

Существенно и то, что в связи с введением Всероссийского портала госзакупок с 01.01.2011 г. отменяется обязательная публикация о заказе в официальных печатных изданиях субъектов РФ и муниципалитетах. Андрей Маковлев пояснил, что данная мера направлена на развитие конкуренции, расширение информационного пространства, устранение некоторых формальных подходов, не обеспечивающих эффективность информационного поля. "К примеру, информация о заказе публиковалась в какой-нибудь газете с условным названием "Нарская калитка", приблизительно в четырех экземплярах для различных проверяющих органов, в т.ч. для ФАС, Счетной палаты и т.д. Больше эту газету не видел никто. Сайт данного муниципального образования таинственным образом не открывался именно на этой странице. Узнать кому-либо об этом заказе было невозможно. Чтобы устранить такие случаи и сделать информацию о госзаказе доступной для всех, и были внесены нововведения. А публикация, особенно учитывая такие случаи, становится бессмысленной", - пояснил Андрей Цариковский. Кроме того, обратила внимание участников "круглого стола" Ольга Воробьева, публикация о госзаказе является платной. Таким образом, в результате отмены требования о публикации часть бюджетных денег, в т.ч. муниципальных и субъекта РФ, будет сэкономлена.

В ходе обсуждения был затронут вопрос противоречия решений различных территориальных управлений ФАС и центрального аппарата. По словам Андрея Маковлева, служба готовит документы, которые в случае необходимости позволят обжаловать решения территориальных управлений в центральный аппарат ФАС России. "Скорее всего, это будет относиться к надзорному пересмотру решений", - сообщил он. При этом решения будут приниматься коллегиально, и никакое должностное лицо, будь то зам. руководителя или руководитель, не сможет его отменить. "Как часто говорит руководитель ФАС Игорь Артемьев: "Я не могу отменить решение комиссии, но вполне могу уволить ее председателя", - заключил г-н Цариковский.

О.КОНСТАНДОГЛО