Мудрый Юрист

Надбавка за откровенность. Отправь данные о своей финансовой деятельности и узнай, какой будет надбавка на жнвлс в твоем регионе

"Фармацевтический вестник", 2009, N 26

Государство продолжает планомерно выполнять программу по стабилизации ситуации с ценообразованием на фармрынке. В распоряжении "ФВ" оказался проект методики определения предельных оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей для списка ЖНВЛС, подготовленный Федеральной службой по тарифам (ФСТ) согласно Постановлению Правительства N 654 от 08.08.2009 "О совершенствовании госрегулирования цен на ЖНВЛС". Согласно методике, размер надбавок будет устанавливаться исходя из предоставленных самими аптеками и дистрибьюторами данных об их финансово-хозяйственной деятельности. Аналитики считают, что решить вопрос с предоставлением достоверной финансовой информации чиновникам будет не легко: заметное число аптек и оптовых компаний аффилировано с представителями региональных властей, а значит, эти расчеты вряд ли будут объективными. Между тем изменения на рынке в случае принятия методики на вооружение могут оказаться существенными. Одним из вероятных последствий эксперты считают сокращение числа оптовых игроков.

Документ закрепляет принципы, уже не раз озвученные чиновниками: оптовая и розничная надбавки применяются только к фактической отпускной цене производителя, не превышающей зарегистрированную, сумма надбавок всех оптовиков не должна превышать предельную оптовую надбавку, а реализовывать ЖНВЛС оптовики смогут только при наличии протокола согласования цен поставки.

По мнению ФСТ, при расчете надбавок региональные власти должны стимулировать развитие прямых хозяйственных связей между производителями и потребителями (как оптовыми организациями, так и аптечными учреждениями), в т.ч. сокращение числа оптовиков. "Если методика будет утверждена в том виде, в котором она предлагается сейчас, то, скорее всего, действительно произойдет значительное сокращение числа оптовых компаний, - отмечает руководитель департамента аналитических исследований и консалтинга ЦМИ "Фармэксперт" Николай Беспалов. - Сам по себе этот факт для рынка в социальном отношении позитивен: чем меньше посредников, тем ниже конечная цена. Главное, чтобы на этом этапе не выпали те звенья цепи, без которых доставка товара в принципе будет невозможна - например, при поставке медикаментов в труднодоступные регионы".

Надбавки будут устанавливаться на основании данных о результатах финансово-хозяйственной деятельности аптек и региональных дистрибьюторов, а также исходя из уровня оптовых надбавок федеральных дистрибьюторов, работающих в каждом конкретном регионе. Чтобы отобрать пул аптек и дистрибьюторов, которые будут обязаны предоставлять данные о своей финансовой деятельности, ФСТ предлагает региональным властям такие критерии, как доля ЖНВЛС в общем объеме реализации, наибольший и средний уровень расходов на реализацию одной упаковки ЖНВЛС и пр. "Тот факт, что данные будут поступать непосредственно от организаций, задействованных в продаже ЛС, не пойдет на пользу методике расчета, поскольку многие региональные фармкомпании аффилированы с теми или иными представителями региональной власти, нередко находятся в собственности чиновников или их родственников. Это ставит под сомнение объективность расчетов, - говорит Николай Беспалов. - Остается также неясным, как будут отбираться из общей массы оптовики и аптеки, обязанные предоставлять информацию". По мнению аналитика, чтобы получить объективную картину, нужно учитывать позиции компаний на рынке, поэтому для создания справедливой модели расчетов необходимо привлекать не местные органы исполнительной власти, а независимый источник информации.

Для расчета размера надбавок аптеки и дистрибьюторы должны будут предоставить данные о доходах от реализации товаров, стоимости и количестве реализованных товаров в ценах приобретения, валовой прибыли, расходах на реализацию товаров (издержках обращения), внереализационных расходах и доходах, прибыли или убытке до налогообложения, стоимости и количестве товаров в очередном периоде регулирования. Организации должны будут показать доходы и расходы раздельно по всем видам деятельности, однако доходы и расходы по нерегулируемым видам деятельности при расчете надбавок учитываться не будут.

ФСТ также предлагает региональным властям дифференцировать средневзвешенные оптовые и розничные надбавки в зависимости от стоимости ЖНВЛС и с учетом региональных особенностей и структуры потребления препаратов в каждом регионе. Дифференциация надбавок будет осуществляться по четырем ценовым группам - до 50 руб., от 50 до 300, от 300 до 1 тыс. и свыше 1 тыс. руб. Чтобы предотвратить значительный рост цен на препараты в ценовых группах до 300 руб., методика допускает "расчетное перераспределение сумм валовой прибыли, необходимой для возмещения расходов по реализации ЖНВЛС в этих ценовых группах, на ценовые группы с более высокой доходностью". "Просто уровень наценки на дешевые препараты будет ниже необходимого для покрытия расходов, но эту разницу можно будет компенсировать за счет более дорогих препаратов", - поясняет Николай Беспалов.

В случае принятия проекта ФСТ в нынешнем виде на фармрынке может возникнуть искусственный дефицит ЖНВЛС. По данным розничного аудита ЦМИ "Фармэксперт" за 1-е полугодие 2009 г., ЖНВЛС занимают более 43% от объема фармрынка в денежном выражении. При этом в методике нет упоминания даже о минимальной прибыли для фармкомпаний. Аналитики считают, что дистрибьюторам будет неинтересно работать с ассортиментом, не приносящим прибыль, и они перестанут отгружать его в аптеки. "При существенном ужесточении ценообразования на ЖНВЛС и отсутствии регулирования цен в ОТС-сегменте аптеки будут отыгрываться на безрецептурных препаратах, а значит, вероятность дефицита снизится. Если зарегулировано будет все, то зарабатывать аптекам будет не на чем", - считает генеральный директор DSM Group Александр Кузин, отмечая, что 70% оборота аптек приходится на лекарства и заработать на парафармацевтике они не смогут.

При установлении надбавок на следующий год, говорится в документе, органы исполнительной власти должны проводить анализ влияния установленных ими надбавок как на доступность препаратов для населения, так и на финансовое состояние аптек и дистрибьюторов. Пересмотр уровня надбавок смогут инициировать не только региональные власти, но и аптеки и дистрибьюторы.

У участников фармрынка в запасе осталось четыре месяца, чтобы повлиять на судьбу надбавок. Это время отведено ФСТ в Постановлении Правительства РФ N 654 от 08.08.2009 "О совершенствовании госрегулирования цен на ЖНВЛС" на разработку методики и ее утверждение по согласованию с Минздравсоцразвития и Минпромторгом. К обсуждению проекта ФСТ будут привлечены и участники рынка.

Впрочем, наладить плотное взаимодействие по ценообразованию фармкомпаниям следует не только с ФСТ. До конца текущего года также должна быть подготовлена методика определения отпускной цены производителя, разработкой которой занимается Минздравсоцразвития.

М.САВЧЕНКОВА