Мудрый Юрист

Для защиты есть профсоюз

"Медицинский вестник", 2009, N 23

После реформирования системы оплаты труда в отрасли прошло более полугода, и в редакцию "Медицинского вестника" начали обращаться читатели с вопросами, связанными с начислением зарплат. На наиболее распространенные из них отвечает секретарь ЦК Профсоюза работников здравоохранения РФ - заведующая отделом экономической работы и заработной платы Тамара Александровна Гончарова.

Отныне законодательством о разграничении полномочий органов исполнительной власти все вопросы по финансированию и организации деятельности государственных и муниципальных учреждений здравоохранения переданы в ведение органов исполнительной власти соответствующего уровня. Так, статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда. Такая система содержит размеры должностных окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, доплат и надбавок стимулирующего характера. Важно, что, согласно ст. 144 ТК РФ, системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в федеральных бюджетных учреждениях, государственных учреждениях субъектов РФ и муниципальных учреждениях коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, принятыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. А в государственных учреждениях субъектов РФ - с учетом законов и иных нормативных правовых актов конкретных субъектов РФ; в муниципальных учреждениях - еще и в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Порядок учета мнения первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов определен ст. 372 ТК РФ. Причем необходимо помнить нормы ст. 8 ТК РФ, согласно которым локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению.

Как сказано, конкретная система оплаты труда должна предусматривать еще 2 важнейших составных части: выплаты компенсационного характера (доплаты и надбавки, связанные с условиями труда, и иные выплаты) и доплаты и надбавки стимулирующего характера (премии за достижение каждым работником определенных показателей в выполняемой работе и иные поощрительные выплаты, доплаты и надбавки). Надо учесть, что ряд выплат компенсационного характера гарантирован ТК РФ. Согласно ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными условиями труда, на работах в местностях с особыми климатическими и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. При этом минимальные размеры отдельных выплат (за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, в сверхурочное время, в местностях с особыми климатическими условиями и др.) определены ТК РФ или соответствующими нормативными правовыми актами. Как отмечалось, конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, предписанном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором. При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, размер доплаты работнику устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

Но необходимо иметь в виду, что условия оплаты труда работников являются составной частью условий трудового договора. Если такие дополнительные выплаты и надбавки предусмотрены трудовым договором, то при их отмене необходимо соблюдение ст. 72 ТК РФ. В ней сказано, что изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора (за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ). Если изменение положений трудового договора об условиях оплаты труда все же неизбежно, надо обеспечить соблюдение ст. 74 ТК РФ. Она гласит: об изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца. В тех случаях, если условия оплаты труда работников не полностью оговорены трудовыми договорами, а часть из них, в том числе дополнительные надбавки и выплаты, установленные на уровне муниципалитета или учреждения, предусмотрены принятым в учреждении положением об оплате труда, отмена их может осуществляться посредством внесения изменений в положение об оплате труда. При этом также вступает в силу норма упомянутой выше ст. 135 ТК РФ. Она определяет, что локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения органа, представляющего интересы работников. Это значит, что целесообразность изменения условий оплаты труда должна определяться при участии профсоюзного комитета учреждения. Он высказывает свое мнение, как по данному вопросу, так и по порядку внесения изменений в положение об оплате труда.

В соответствии со ст. 372 ТК РФ принятый руководителем нормативный правовой акт, по которому согласие с профсоюзным комитетом в установленном порядке не достигнуто, может быть обжалован. Тогда дело передается на рассмотрение в государственную инспекцию труда или суд.

Редакционный материал