Мудрый Юрист

Добровольная подмена

"Медицинский вестник", 2009, N 23

В конце июня глава Минздравсоцразвития РФ Татьяна Голикова подписала приказ N 377 "О неотложных мерах по обеспечению гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи". Это не что иное, как попытка навести порядок в области медицинских услуг, четко определив, какую помощь гражданин может получить бесплатно, а за что должен заплатить. Однако есть и еще одна сфера, требующая дополнительного регулирования: медицинское страхование. Ведь до сих пор в обществе, да и в отрасли нет четкого понимания разницы между обязательным и добровольным страхованием, из-за чего слишком часто пациента вынуждают приобретать страховку, а фактически платить за то, что он должен получать за счет государства или работодателя. Порассуждать над проблемой мы попросили участников медицинского рынка Центрального федерального округа.

Рокировочка

Итак, прежде всего, зададимся вопросом: почему россияне нередко прибегают к ДМС?

Того же мнения придерживается председатель Комитета по социальной политике Ивановской областной думы Анатолий Буров, который приводит пример с лекарственным обеспечением больниц:

Для Ивановской области это закономерно, ведь финансирование программы госгарантий идет с 40%-ным дефицитом. И на все статьи расходов здравоохранения денег не хватает. В результате сфера оказания медицинских услуг смещается от ОМС в сторону ДМС, поскольку государство не в состоянии (или не желает) обеспечивать гражданам гарантированные им же медуслуги в полном объеме, делает вывод г-н Буров.

Юристы задают резонный вопрос: так что же в данном случае является объектом страхования?

Страховая расплата

По мнению Валерия Анисина, мы имеем дело фактически с оказанием медицинским учреждением платной услуги под красивой "вывеской" медицинского страхования. Г-н Буров тоже утверждает, что ДМС теснейшим образом связано с организацией платных медуслуг населению.

Вообще, предостерегает исполнительный директор ТФОМС по Ивановской области Юрий Тюриков, не следует забывать, что оплата еще не гарантирует качества самой медицинской помощи.

И все же, по мнению директора Калужского филиала страховой компании "РОСНО" Эдуарда Кузькина, есть существенные отличия между платной услугой и услугой, оказанной по ДМС.

У Юрия Тюрикова весьма критическое отношение к благожелательности страховщика к пациенту.

Вместе или вместо?

Специалисты утверждают, что нередко при предоставлении услуг через механизмы ДМС страдают права граждан, застрахованных в системе ОМС. Часто в поликлинике можно увидеть две очереди возле кабинета - одни пациенты стоят за помощью по полису ОМС, другие - по ДМС.

Он упоминает еще один немаловажный момент - все медицинское оборудование приобретается для ЛПУ за счет государственного или муниципального финансирования. В последние годы ЛПУ были оснащены и за счет нацпроекта "Здоровье". По сути, использование материально-технической базы в коммерческих целях является неправомерным.

А ведь в законе "О медицинском страховании..." сказано, что "медицинские учреждения реализуют программы добровольного медицинского страхования без ущерба для программ обязательного медицинского страхования". Исполнительный директор Тульского ТФОМС Борис Федорченко предлагает разделить эти виды медицинской помощи по месту их оказания:

В коллективе лучше

Отдельный вопрос - корпоративное добровольное медицинское страхование, когда работодатель оплачивает ДМС своих работников.

И, тем не менее, добровольное медицинское страхование развивается. Правда, в основном в тех регионах, где уровень жизни достаточно высок. И, как считает Анатолий Буров, именно корпоративные договоры сейчас более приемлемы, чем индивидуальные.

Если ДМС рассматривать с позиции медицинской отрасли и лечебных учреждений, то это еще один источник финансирования здравоохранения, тем более в период экономического кризиса. С позиции медицинских страховых компаний - это дополнительное направление их бизнеса, в отличие от ОМС, более привлекательное с точки зрения рентабельности. А пациент? Пожалуй, снова из-за путаницы в законодательстве, из-за отсутствия должной информации он единственный, чье положение выигрышным не назовешь. В любом случае, как говорят эксперты, не следует рубить с плеча, и, прежде всего, для эффективной работы обеих систем нужно привести в порядок нормативную базу, которая бы четко разграничила области оказания услуг по ОМС, ДМС и вне систем страхования, т.е. платных.

Г.СВЕЧКОПАЛОВА,

В.ЮДКИНА,

Т.ЧУРАЕНКО,

Т.ПЕТРОВА

Москва,

Тула,

Иваново,

Калуга