Мудрый Юрист

Финансовая система России и право: дискуссионные вопросы

Соколова Э.Д., кандидат юридических наук, доцент Академии управления МВД России.

В юридической литературе особенно в последние годы активно обсуждается вопрос о природе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, о ее роли в развитии общества и правовых основах осуществления. Финансовая деятельность - это вид человеческой деятельности, действий человека, его объединений, муниципальных образований и государства, обусловленный наличием товарно-денежных отношений в обществе и объективной необходимостью создания определенных фондов денежных средств для удовлетворения соответствующих потребностей. Финансовую деятельность осуществляют органы государства всех трех ветвей государственной власти: представительной, исполнительной и судебной, в пределах своей компетенции. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований осуществляется, как правило, в правовой форме, при правовом ее регулировании применяются в основном нормы финансового права, опосредующие общественные отношения, возникающие при функционировании финансовой системы страны. В науке финансового права отмечалось, что и другие отрасли права, в частности гражданское право, регулируют финансовую деятельность государства и муниципальных образований и входят в правовую основу финансовой системы России.

В обществе, где действуют товарно-денежные отношения на любом уровне своего развития, государство использует и не может не использовать для управления общественным производством, обеспечения социально-экономических потребностей населения, безопасности страны, для решения иных общественных интересов различные экономические рычаги, такие, как финансы, налоги, деньги, кредит и т.д.

В условиях административно-командной системы управления народным хозяйством в СССР государство также применяло экономические регуляторы с целью обеспечения планомерного развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей народного хозяйства для повышения социально-культурного уровня граждан, обеспечения обороны страны, содержания органов государственной власти и управления. Об этом свидетельствует история нашего государства. Товарно-денежные отношения в стране существовали и развивались с разной степенью интенсивности в зависимости от политики государства. Известный экономист проф. М.И. Боголепов, исследуя проблемы финансовой системы СССР и финансов, отмечал, что "финансы всегда, как правило, одеты в денежную оболочку и вне товарно-денежных отношений им нет места" <1>.

<1> Боголепов М.И. Советская финансовая система. М.: Госфиниздат, 1945. С. 38.

Плановое хозяйство не исключает использование экономических категорий в управлении обществом, хотя в значительной степени, как показала история развития Советского Союза, при усилении административных методов воздействия на производственные процессы тормозится развитие экономики, что, в свою очередь, отрицательно сказывалось на состоянии всех остальных сфер общественной жизни.

Переход России в конце 90-х годов прошлого столетия к рыночной экономике должен был бы дать значительный дополнительный импульс в развитии общества, если бы не негативные явления, произошедшие в связи с проведением Правительством России политической линии, не учитывающей интересы большинства граждан страны, ее национальную безопасность. Общественное производство и развитие всего общества было отброшено далеко назад. Страна, ее граждане после распада СССР вынуждены были испытать все отрицательные последствия нарождающегося капитализма: разруху, безработицу, нищету, беззаконие, военные конфликты и т.д. Государственное регулирование экономикой было фактически парализовано. Анализ периодической литературы за девяностые годы прошлого столетия, когда особенно активно отрицалась необходимость государственного воздействия на экономику, показал, что Правительство России в тот период не только не учитывало мнение многих российских и видных зарубежных экономистов, но и пренебрегло многолетним опытом развития ведущих стран мира, доказывающим, что без государственного регулирования не может развиваться и рыночная экономика <2>.

<2> Соколова Э.Д., Александрова С.Н. Хозяйственное право: Учеб. пособие. Академия управления МВД России, 2000. С. 13, 14.

Как известно, более 200 лет назад знаменитый шотландец Адам Смит, разрабатывая основы развития рыночной экономики, подчеркивал, что только государство в интересах нации может ограничивать алчность монополистов, авантюризм банкиров и эгоизм торговцев.

Известный дореволюционный ученый И.И. Янжул, рассматривая историю развития государственных потребностей, отмечал, что путем "опыта многих десятилетий (речь идет о начале XIX в. - Э.С.) государство вынуждено было убедиться, что свобода конкуренции далеко не дает человечеству того Эдема <3>, о котором мечтали и наступление которого предсказывали защитники этой теории (теория полного невмешательства государства в регламентацию экономической жизни. - Э.С.), что последовательное проведение ее в жизнь влечет за собой целый ряд злоупотреблений и вредных последствий" <4>.

<3> Эдем - синоним рая. "И насадил Господь Бог рай в Эдеме на Востоке; и поместил там человека, которого создал" // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Протестант, 1992. С. 2.
<4> Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. М.: Статут, 2002. С. 40.

Британский экономист Джон Мейнард Кейнс также высказывался за государственное вмешательство в рыночные дела <5>. В. Леонтьев, американский экономист, утверждал, что сложнейшая система, какой является экономика большой страны, не может полагаться исключительно на "невидимую руку" рынка и конкуренцию. Анализируя состояние экономики нашей страны в 90-е годы прошлого столетия, Д. Валовой подчеркивал, что "в нынешних условиях предотвратить крах экономики можно только решительным усилием государственного регулирования" <6>.

<5> Паклин Н. Государство против рынка. Рынок против государства // РГ. 1998. 24 июля.
<6> Соколова Э.Д., Александрова С.Н. Указ. соч. С. 15.

Сторонники "шоковой терапии" отрицали необходимость государственного регулирования экономикой, полагаясь на саморегулирование рынка. Только после провала "шоковой терапии" в России, через "мильон терзаний" народа стало совершенно очевидно, что в условиях развития рыночной экономики государственное регулирование должно сохраниться. Однако формы и методы воздействия государства на экономику общества меняются в зависимости от социально-экономических условий его развития.

Потребовалось более десятилетия, чтобы несколько стабилизировать обстановку в стране.

В литературе справедливо отмечается, что в результате "псевдодемократических преобразований, проведенных в 90-е годы XX в., в стране был утрачен контроль над национальными ресурсами. За короткий период они были в массе своей присвоены узким кругом лиц, использованы и вывезены за границу. На низкий уровень упало производство, благосостояние населения. "Теневая экономика" согласно различным подсчетам составляла от 40 до 90%. Национальной безопасности России был нанесен огромный ущерб" <7>.

<7> Моданов В.В. Правовое регулирование государственного финансового контроля как фактор обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 4.

Рыночные отношения продолжают расширяться. Государство, учитывая опыт индустриально развитых стран и собственный горький опыт, активно использует экономические рычаги при управлении обществом, осуществляя государственное регулирование общественных процессов.

Необходимость применения государством различных экономических регуляторов при управлении обществом обусловила потребность в изучении и достаточно активном обсуждении в финансово-экономической и правовой литературе содержания таких экономических категорий, как финансы и финансовая система, которые являются объективными предпосылками возникновения и осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

И.И. Янжул, определяя происхождение слова "финансы", отмечал, что "под финансами, в техническом значении слова (подчеркнуто нами. - Э.С.), разумеется исключительно совокупность материальных средств, необходимых для удовлетворения потребностей государств" <8>.

<8> Янжул И.И. Указ. соч. С. 44.

В последующие годы категории "финансы" и "финансовая система" достаточно подробно исследовались в экономической и юридической литературе. При этом "финансы" стали часто характеризоваться как система относительно обособленных экономических отношений, посредством которых происходит планомерное распределение общественного продукта (ВВП) и части национального дохода путем образования и использования фондов денежных средств для нужд расширенного воспроизводства и удовлетворения других общественных потребностей. Активно разрабатывалось советскими учеными в 60 - 80-х годах прошлого столетия и понятие "финансовая система". Известный советский правовед С.Д. Цыпкин, основываясь на положениях, выработанных экономической наукой о финансах, детально исследует значение, содержание, состав финансовой системы, отмечая, что в литературе имеются по этой проблеме различные суждения как среди экономистов, так и среди юристов <9>.

<9> Цыпкин С.Д. Финансово-правовые институты, их роль в совершенствовании финансовой деятельности советского государства. М.: Изд-во Московского университета, 1983. С. 4.

В финансово-экономической и правовой литературе, как подчеркивал С.Д. Цыпкин, понятие "финансовая система СССР" наиболее часто употребляется в двух значениях. В первом значении "финансовая система" употребляется как совокупность и взаимосвязь различных групп финансовых отношений, каждая из которых имеет особенности в аккумуляции и использовании денежных фондов, играет различную роль в общественном воспроизводстве <10>.

<10> Цыпкин С.Д. Указ. соч. С. 5.

Во втором значении "финансовая система" употребляется как совокупность органов государства и учреждений, т.е. как разветвленная сеть специальных органов и учреждений, осуществляющих непосредственное руководство финансовой деятельностью государства <11>. Е.А. Ровинский в дальнейшем включает в финансовую систему разветвленную сеть не только финансовых органов, но и кредитных учреждений <12>.

<11> Финансовое право. М.: Юридическая литература, 1971. С. 18.
<12> Финансовое право. М., 1978. С. 9.

Двуединое понимание финансовой системы в основном сохранилось в науке финансового права и до настоящего времени.

А.И. Худяков, проанализировав понятие финансовой системы в экономическом смысле, отмечает, что в литературе встречается еще одно значение термина "финансовая система", которое можно, по его мнению, назвать организационным (мы его называем управленческим)". "В этом смысле, - пишет А.И. Худяков, - под финансовой системой понимается совокупность финансовых учреждений государства (финансовое ведомство и его подразделения, казначейство, налоговые органы, центральный государственный банк, орган государственного страхового надзора и т.п.)" <13>.

<13> Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть. Алматы: ТОО "Баспа", 2001. С. 38.

Н.И. Химичева совершенно справедливо считает, что применение термина "финансовая система" как системы финансовых органов, т.е. употребление данной категории во втором ее значении, ведет к размыванию понятия "финансовая система" <14>. Тем самым подтверждается обоснованность вывода С.Д. Цыпкина, сформулированного еще в 1983 г., что единственно правильным является определение финансовой системы только как совокупности различных звеньев, групп однородных по формам мобилизации и использования денежных средств общественных экономических отношений. При этом "каждое звено единой финансовой системы выступает как самостоятельный финансовый институт, имеющий помимо общего назначения и специальные задачи" <15>.

<14> Финансовое право. Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристъ, 2003. С. 23.
<15> Цыпкин С.Д. Указ. соч. С. 7.

Итак, основополагающие положения, характеризующие понятие "финансовая система" как экономическую категорию, были выработаны советскими учеными в конце прошлого столетия, которые сохранили, по нашему глубокому убеждению, методологическое значение для науки финансового права и в современных условиях развития общества. Административно-командная система управления обществом не могла уничтожить объективные закономерности его развития, товарно-денежные отношения действовали, но условия проявления (существования) их не способствовали улучшению общественного производства и не давали должного положительного результата в развитии общества. Достаточно вспомнить итоги реформы, проведенной в СССР в 60-е годы прошлого столетия.

Изменения, произошедшие в политической и социально-экономической сферах общества после распада СССР (декабрь 1991 г.), не могли не повлиять на содержание и структуру финансовой системы страны. Эти изменения изучались учеными, и их выводы нашли свое отражение в экономической и правовой литературе.

Г.В. Петрова отмечает, что "финансовые отношения объективны, они существуют независимо от воли и сознания людей, поскольку обусловлены потребностями общества в денежном обращении" <16>.

<16> Петрова Г.В. Финансовое право: Учеб. М.: ТК Велби, 2006. С. 9.

При любом определении финансов они всегда представляют собой экономическую категорию, определяющее значение для которой имеет ее общественная сущность, т.е. это общественные отношения, складывающиеся в обществе в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального дохода в связи с образованием и использованием фондов денежных средств. Финансы в обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимы. Но они начинают действовать, проявляться только в процессе планомерной деятельности государства <17>, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов.

<17> Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России. М., 1997. С. 3.

От правильной оценки объективной необходимости и характера финансов зависят конечные результаты практической деятельности человека в различных сферах общественной жизни. Вот почему мы не можем разделить точку зрения ученых, которые признают финансы атрибутом государства, а государство - атрибутом финансов <18>. Финансы проявляются в деятельности государства, которое определяет, как правило, правовые формы их реализации, но государство не создает их, поскольку финансы - экономическая категория, обусловленная объективными потребностями развития того общества, в котором существуют товарно-денежные отношения. По этому же основанию трудно согласиться с утверждением, что "государство-скульптор обладает, в сущности, неограниченными возможностями при создании институтов национальных финансов..." <19>.

<18> Худяков А.И. Основы теории финансового права. Алматы: Жетi жаргы, 1995. С. 11.
<19> Запольский С.В. Финансы и право: Проблемы соотношения. Ежегодник МАФП, 2004. С. 34.

Совершенно права О.Н. Горбунова, утверждая, что "финансы пронизывают все стороны общественной и государственной жизни. Любой вопрос управления не может быть решен без решения связанных с ним финансовых проблем" <20>.

<20> Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. М., 2003. С. 7.

Финансы, как совокупность общественных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения валового общественного продукта и части национального дохода, в связи с образованием и использованием определенных фондов денежных средств, как отмечал С.Д. Цыпкин <21>, система относительно обособленных экономических отношений (бюджетных, налоговых, кредитных и иных), посредством которых происходит планомерное распределение общественного продукта и национального дохода путем образования и использования фондов денежных средств для нужд расширенного воспроизводства и удовлетворения других общественных потребностей при всем своем различии и своеобразии, имеют общие черты. Наличие общих черт, характерных для рассматриваемых общественных отношений, обусловило возможность объединения их в отдельные относительно обособленные группы <22>.

<21> Цыпкин С.Д. Указ. соч. С. 6.
<22> Финансы / Под ред. проф. В.И. Родионовой. М., 1994. С. 20.

В науке финансового права отдельная группа однородных по формам и методам аккумуляции (собирания) или распределения фондов денежных средств экономических отношений получила название "финансовый институт" <23>, или, по определению А.И. Худякова, "финансово-экономический институт". По мнению большинства ученых, занимающихся проблемами финансового права, совокупность указанных институтов образует единую финансовую систему страны, которая является экономической категорией. Н.И. Химичева считает, что финансовая система в экономическом аспекте - внутреннее строение финансов, совокупность входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений <24>, подчеркивая объективную обусловленность структуры финансовой системы внутренней структурой финансов как целостной экономической категорией.

<23> Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России. Учебник. М.: Теис, 1995. С. 6.
<24> Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2002. С. 23.

Наука финансового права, как правильно утверждал С.Д. Цыпкин, должна пользоваться готовыми экономическими положениями, разрабатываемыми наукой о финансах, не превращаясь в "экономико-правовую науку" <25>. Эти слова справедливо можно отнести и к определению содержания и структуры финансовой системы.

<25> Цыпкин С.Д. Указ. соч. С. 5.

А.И. Худяков, разделяя точку зрения экономистов о существовании сложных экономико-правовых образований, считает, что юристам можно "не только примыкать к той или иной позиции во взаимном споре экономистов, но и высказывать свою самостоятельную точку зрения, корректируя положения экономической науки" <26>. В качестве определенного подтверждения указанной позиции А.И. Худякова может служить, по нашему мнению, научная деятельность известного русского ученого XIX в. И.И. Янжула. По словам А.Н. Козырина, "в личности Янжула-ученого органически сочетались две ипостаси - экономиста и юриста. Сильные экономические и юридические составляющие, присутствующие в большинстве работ И.И. Янжула, придают им основательность и завершенность" <27>.

<26> Худяков А.И. Основы теории финансового права. Алматы: Жетi жаргы, 1995. С. 10.
<27> Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: Ученые о государственных доходах. М.: Статут, 2002. С. 6.

В экономической и юридической литературе последних десятилетий финансовая система, ее структура определяются авторами по-разному <28>.

<28> Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Указ. соч. С. 4.

В связи с новыми экономическими и политическими условиями (переход к рыночным отношениям, распад СССР, изменение содержания федеративных отношений в Российской Федерации, становление местного самоуправления и др.) в финансовой системе Российской Федерации, по мнению Н.И. Химичевой, в последующее десятилетие произошли существенные изменения. Эти изменения, как считает Н.И. Химичева, коснулись как состава финансовой системы (появились новые институты), так и содержания вошедших в нее звеньев, их внутреннего строения, взаимодействия между собой. На современном этапе развития России в состав ее финансовой системы, как полагает Н.И. Химичева, входят:

<29> Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева, проф., д-р юр. наук, академик Международной академии наук высшей школы. М.: Издательство "БЕК", 1995. С. 3; Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристъ, 1999. С. 21; Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристъ, 2002. С. 23.

При этом Н.И. Химичева отмечала, что развитие финансовой системы РФ связано с использованием зарубежного опыта.

Анализ существующих точек зрения ученых юристов, занимающихся проблемами финансовой системы, свидетельствует о единодушии в определении ее структуры, за небольшими различиями, не имеющими особого принципиального значения.

Интересное исследование точек зрения ученых по проблеме финансовой системы провел И.И. Веремеенко, который установил, что, "несмотря на различные подходы (экономический, юридический, институциональный и т.п.), а также учитывая трансформацию взглядов специалистов по мере развития финансового законодательства, должны констатировать, что имеющиеся расхождения в своей массе не принципиальны, говоря математическим языком, они столь незначительны, что ими можно пренебречь, за исключением трех". В частности, И.И. Веремеенко отмечает, что понятие "финансы" нельзя трактовать слишком узко - исключительно как государственные денежные ресурсы, поскольку появились и функционируют, например, финансы различных кредитных организаций <30>.

<30> См.: Веремеенко И.И. К вопросу о предмете финансового права. Актуальные вопросы административного и финансового права: Сборник научных трудов. Вып. 2. М.: МГИМО(У) МИД России, 2004. С. 6, 7.

Своеобразную позицию по вопросу о структуре финансовой системы занимает М.В. Карасева <31>. М.В. Карасева не включает в финансовую систему фонд банковского кредитования, поскольку "Центральный банк РФ независим от органов исполнительной власти и подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Более того, - пишет М.В. Карасева, - финансовая и кредитная системы Российской Федерации относительно автономны". Из чего делается вывод, что "банковская система кредитования не входит в финансовую систему Российской Федерации" <32>.

<31> Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. М.: Юристъ, 1999. С. 11, 36; Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. М.: Юристъ, 2002. С. 20.
<32> Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть. Учебник. М.: Юристъ, 1999. С. 36.

Высказанная точка зрения не является бесспорной по следующим основаниям: кредитная система, как и финансовая, может рассматриваться в двух аспектах: как совокупность общественных (денежных) отношений, возникающих при создании кредитными организациями фондов денежных средств (ссудного капитала) и как совокупность кредитных организаций, осуществляющих кредитование. И если можно согласиться с мнением о наличии определенной автономии кредитной системы как совокупности кредитных организаций, то исключать фонды денежных средств кредитных организаций из финансовой системы как совокупности определенных общественных (денежных) отношений, возникающих при создании, распределении и использовании государством и местным самоуправлением фондов денежных средств, вряд ли возможно. Фонды кредитных организаций даже при ликвидации государственной монополии банковской деятельности включаются в категорию "финансы хозяйствующих субъектов" и обеспечивают сбалансированное движение соответствующих финансовых потоков в процессе воспроизводства общественного продукта. Нельзя не замечать и процесса сращивания банковского капитала с производственным, создание финансово-промышленных групп в России <33>. При недостаточности собственных финансовых ресурсов (прибыли, амортизационных отчислений) хозяйствующие субъекты привлекают созданный кредитными организациями ссудный капитал, без которого немыслимо функционирование общественного производства. При этом нельзя не учитывать и фонды денежных средств Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и иных кредитных организаций, основанных на праве государственной или муниципальной собственности, играющих значительную роль в процессе воспроизводства общественного продукта (работ, услуг).

<33> Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. "О финансово-промышленных группах" // СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4697; Финансово-промышленные группы: зарубежный опыт и реалии России. М.: Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, 1996.

Все ученые, рассматривающие финансовую систему, подчеркивали, что центральное место в финансовой системе страны принадлежит бюджетной системе, с помощью которой образуются фонды денежных средств государственных и иных образований. Все звенья финансовой системы так или иначе связаны с бюджетной системой.

Общественные (экономические) отношения, возникающие между различными звеньями (финансовыми институтами) финансовой системы, а также внутри звеньев финансовых институтов, опосредуются нормами права, приобретая при этом характер правоотношений <34>.

<34> Соколова Э.Д. Правовые основы финансовой системы России. М.: ИД "Юриспруденция", 2006. С. 51, 52, 54.

Важнейшей предпосылкой функционирования финансовой системы является осуществление финансовой деятельности государством и местным самоуправлением, которая регулируется, как правило, нормами финансового права. Однако, по нашему мнению и мнению других исследователей, в финансовую систему наряду с государственными и местными финансами входят частные финансы, порядок функционирования которых существенно отличается от функционирования публичных (государственных и местных) финансов <35>.

<35> Механизм формирования и функционирования публичных финансов исследовал А.Н. Козырин. См.: Козырин А.Н. Публичные финансы: взаимодействие государства и общества. М., 2002. С. 3.

Придерживаясь позиции, согласно которой финансовые отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства и муниципального образования опосредуются, как правило, нормами финансового права, одновременно полагаем, что в определенной степени финансовое право регулирует и отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности хозяйствующими субъектами, функционирующими на праве частной собственности. Нам представляется, что определенные финансовые отношения, возникающие при создании фондов денежных средств субъектов, функционирующих на праве частной собственности и привлекаемых в дальнейшем для формирования фондов бюджетной системы, а также отношения, возникающие при осуществлении финансового контроля за указанными процессами, не могут не регулироваться нормами финансового права как публичной отраслью российского права. В то же время нормы других отраслей права, в частности гражданского права, следует также относить к правовым основам функционирования финансовой системы. Это не нарушает важнейшего принципа построения финансовой системы - принципа единства, закрепленного соответствующими статьями Конституции РФ, так как существует взаимосвязь и взаимообусловленность между всеми отраслями российского права.

Не отрицая ведущей роли финансового права в регулировании финансовых отношений, возникающих в процессе осуществления государством и местным самоуправлением финансовой деятельности, полагаем, что нормы гражданского права также опосредуют данные общественные отношения. В условиях развития рыночных отношений законодатель установил принципиально новую норму, ранее неизвестную нашему праву. В п. 3 ст. 2 ГК РФ закреплено, что "к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством". А как известно, и в Налоговом кодексе РФ, и в Бюджетном кодексе РФ содержатся не только отсылки к гражданскому законодательству, но и нормы, характерные для гражданского права и закрепляющие гражданско-правовые способы регулирования финансовых отношений, что, по нашему мнению, свидетельствует о тенденциях интеграции в правовой сфере <36>.

<36> Соколова Э.Д. Указ. соч.; см. также: Соколова Э.Д. К вопросу о дифференциации и интеграции в российском праве. Тезисы материалов научно-практической конференции "Российская юридическая доктрина в XXI веке: проблемы и пути их решения". СГАП, 2001. С. 167.

В последние годы ученые стали устанавливать грань между понятиями "финансовая система общества" и "финансовая система государства". Новое направление в исследовании финансовой системы важно и для изучения ее правовой основы. При этом автор приходит к выводу:

В российском законодательстве отсутствует понятие "финансовая система", что отрицательно влияет на решение практических вопросов финансового обеспечения различных сфер общественной жизни.