Мудрый Юрист

Международное принудительное исполнение судебных решений

Ермолинская Т.В., главный специалист-эксперт отдела организации исполнительного производства Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия.

В связи с расширением международных связей и развитием экономического сотрудничества все чаще требуется исполнение решений судов РФ на территории иностранного государства и наоборот. Под международным принудительным исполнением судебных решений понимается исполнение в одной стране решений судебных органов другой страны.

Исполнение решения, вынесенного любым судом, является неотъемлемой частью права на судебную защиту. Чтобы осуществить исполнение решений судов государством, создаются специальные службы и законодательство, которое регулирует их деятельность.

В каждой стране существует свое исполнительное производство, по-разному называются органы принудительного исполнения судебных актов. Однако цель принудительного исполнения решений судов для всех государств одна, а именно обеспечение защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Признание и исполнение решений судов иностранных государств

Порядок признания и исполнения решений иностранных судов определяется международными соглашениями и законодательством конкретной страны.

На данный момент для исполнения решения суда на территории иностранного государства необходимо, во-первых, чтобы между РФ и государством, на территории которого предполагается исполнение судебного решения, был заключен договор, предусматривающий возможность взаимного исполнения судебных решений. Во-вторых, выдача разрешения на принудительное исполнение компетентными органами иностранного государства, на территории которого предполагается исполнение судебного решения.

Российская Федерация является участницей сорока договоров о правовой помощи, предусматривающих взаимное оказание правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Многие из таких международных договоров первоначально были подписаны и ратифицированы еще во время существования СССР, но продолжают свое действие на территории РФ в силу правопреемства.

В договорах, заключенных РФ с иностранными государствами, можно выделить некоторые общие черты. Во всех договорах устанавливаются обязательства сторон признавать и исполнять судебные решения (решения учреждений юстиции) на условиях, установленных этими договорами. В договорах установлен порядок возбуждения ходатайства о признании и принудительном исполнении, включая реквизиты ходатайства; определены судебные инстанции, в которые передается ходатайство; установлен перечень прилагаемых документов; перечень условий, при которых в признании и исполнении может быть отказано.

Таким образом, в каждом конкретном случае взыскатель, добиваясь исполнения решения суда на территории иностранного государства, должен определить, во-первых, заключен ли с соответствующей страной договор, предусматривающий признание и исполнение решений судов. Если договор заключен, взыскатель обращается в компетентный орган иностранного государства с ходатайством о разрешении исполнения решения суда на территории этой страны.

В некоторых случаях договор о признании и приведении в исполнение решений судов может отсутствовать, но исполнение решения суда на территории иностранного государства возможно. Например, между Финляндией и Россией соглашение о признании и исполнении решений судов по гражданским, семейным и уголовным делам отсутствует. Финляндия является страной - участницей Гаагской конвенции о праве, применимом к алиментным обязательствам (1973), согласно которой признаются и исполняются решения иностранных судов о взыскании алиментов. Россия не является участницей Гаагской конвенции, но принудительное исполнение исполнительных документов, выданных на основании решений судов Российской Федерации о взыскании алиментов с лиц, находящихся на территории Финляндии, возможно в силу оговорки, которая сделана Финляндией в одностороннем порядке об обязанности исполнять решения судов о взыскании алиментов, даже если они были вынесены судами стран, не принимающих участия в данной Конвенции. Для признания и исполнения решения суда документы должны быть направлены в МИД Финляндии через российское посольство или напрямую. МИД Финляндии выясняет место жительства должника в Финляндии, анализирует данные о его социальном пособии, после чего направляет документы в Надворный суд (г. Хельсинки), где принимается решение о приведении в исполнение. После того как решение о приведении в исполнение вступает в силу, МИД направляет документы судебному приставу.

Существуют не только двусторонние договоры, но и многосторонние соглашения, определяющие условия признания и исполнения решений судов. В многосторонних соглашениях также устанавливается список документов, необходимых для признания решения суда, реквизиты ходатайства, перечень условий, при которых в признании и исполнении может быть отказано, и т.п.

Так, вопросы признания и исполнения решений третейских судов определяются многосторонней Нью-Йоркской конвенцией "О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений" (1958). Данная Конвенция распространяется только на решения арбитражных судов, т.е. решения, принятые на территории другого государства арбитрами. По терминологии, принятой в нашей стране, это решения третейских судов (к ним, например, в Российской Федерации относятся Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при ТПП РФ).

В рамках СНГ признание и исполнение решений судов по гражданско-правовым и хозяйственным делам регулируется Соглашением о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (1992 г., г. Киев). Исходя из данного соглашения, государства - участники СНГ взаимно признают и исполняют вступившие в законную силу решения компетентных судов. Приведение в исполнение решения производится по ходатайству заинтересованной стороны.

В Российской Федерации в соответствии с АПК РФ по делам, связанным с предпринимательской и иной экономической деятельностью, решения судов иностранных государств, решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей признаются и приводятся в исполнение арбитражными судами, если признание и приведение в исполнение таких решений предусмотрено международным договором Российской Федерации и федеральным законом.

В отношениях между Республикой Беларусь и Российской Федерацией действует также Соглашение о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов РФ и хозяйственных судов Республики Беларусь (2001). Согласно данному Соглашению судебные акты компетентных судов обеих стран не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются в таком же порядке, что и судебные акты судов своего государства на основании исполнительных документов судов, принявших решения.

Признание и исполнение решений судов по гражданским, уголовным и семейным делам в СНГ регулируется Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 г., г. Минск). Согласно данной Конвенции стороны признают и исполняют решения учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам и нотариальные акты в отношении денежных обязательств (далее - решений) и решения судов по уголовным делам о возмещении ущерба. Ходатайство о разрешении принудительного исполнения решения подается в компетентный суд.

Унификация правового регулирования

Неотъемлемым условием законного исполнения решений судов иностранных государств является знание и правильное применение международных договоров, заключенных Российской Федерацией с другими странами. Основная сложность при определении порядка признания и приведения в исполнение решений судов заключается в обширной нормативной базе, так как существует множество двухсторонних и многосторонних международных соглашений, в которых имеются свои нюансы. Нормативная база не унифицирована. Поэтому одной из задач международного принудительного исполнения решений судов для упрощения сотрудничества различных стран в этой области является формирование единой нормативной базы.

В этой связи необходимо отметить, что проблемы исполнения решений и иных актов судов иностранных государств стали предметом обсуждения 24-й Конференции европейских министров юстиции "Исполнение судебных решений в соответствии с европейскими стандартами", организованной Советом Европы и проводившейся в Российской Федерации в октябре 2001 г. Ее целью явилась выработка общих для Европы стандартов в формировании нормативной базы и практики исполнения судебных решений, что может стать значительным достижением в деле создания общеевропейского, а в перспективе - и всемирного правового пространства. В частности, на Конференции прозвучали предложения о разработке основных направлений унификации законодательства европейских государств об исполнительном производстве и о подготовке Европейского кодекса исполнительного производства (включая вопросы, касающиеся поведения судебных приставов).

Необходимо отметить, что работа по унификации проводится и странами СНГ, которыми готовится Рамочный исполнительный кодекс СНГ.

Обмен информацией между органами принудительного исполнения различных государств

В ходе исполнительного производства при исполнении решений судов РФ и иностранных судов у органов принудительного исполнения России и иностранного государства может возникать необходимость в получении дополнительной информации, вручении документов, проведении экспертизы и др. Осуществление таких действий на территории иностранного государства также определяется международными соглашениями о правовой помощи.

Проблема оказания правовой помощи по предоставлению соответствующей информации, вручению процессуальных документов, вынесенных в ходе исполнительного производства, состоит в том, что проведение этих действий занимает существенный период времени.

Например, на исполнении в службе судебных приставов Республики Карелия находились исполнительные производства, возбужденные в отношении граждан, проживающих на территории Финляндии. Согласно решениям судов должники были обязаны осуществить снос самовольно возведенных дачных домиков, принадлежащих вышеуказанным гражданам. Только вручение постановления о возбуждении исполнительного производства и получение подтверждения о его вручении производилось более года, в связи с чем сроки совершения исполнительных действий в рамках данных исполнительных производств затягивались.

Для исполнения решения суда часто важна оперативность, своевременность представления информации. Сотрудничество стран в этом направлении будет способствовать в достижении лучших результатов по обращению взыскания на имущество должника. Информация об имущественном положении должника (реквизиты счетов, место нахождения имущества, наличие ценных бумаг и пр.) может содержаться в базах данных органов принудительного исполнения одного государства, в то время как исполнение производится органами принудительного исполнения другого государства. Такая информация может быть представлена органам принудительного исполнения взыскателем, который, как правило, проживает на территории иностранного государства. В перспективе обмен информацией между органами принудительного исполнения иностранных государств может быть организован в электронном виде.

В заключение хочу отметить, что порядок исполнения решений определяется законодательством об исполнительном производстве той страны, где решение должно быть исполнено. Наиболее благоприятным и желательным исходом исполнительного производства является фактическое исполнение требований исполнительных документов, выданных как на основании решения судов иностранного государства, так и на основании решений судов страны, где производится исполнение. Поэтому для всех категорий исполнительных документов необходимо, чтобы судебными приставами-исполнителями предпринимались все необходимые по исполнению меры, а законодательство обеспечивало возможность реального исполнения.