Мудрый Юрист

Европейские минимальные стандартные правила обращения с заключенными - европейские пенитенциарные правила

Россия, как правопреемник СССР, взяла на себя обязательства по выполнению международных договоров, конвенций и соглашений, ратифицированных Советским Союзом. Она вступила в Совет Европы. В этой связи Российская Федерация должна выполнять международные обязательства, вытекающие из международных актов о правах человека и гражданина, а также специализированных международных документов, относящихся к исполнению наказаний и обращению с осужденными к различным видам наказаний.

К числу таких актов в первую очередь необходимо отнести Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, а также Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, а также соответствующие документы Совета Европы, в числе которых особо следует выделить Европейские пенитенциарные правила, Европейскую конвенцию о защите прав человека, Европейскую конвенцию по предупреждению пыток.

Анализ перечисленных международных актов показывает, что они содержат нормы общего характера (нормы-принципы), которые не допускают каких-либо отступлений от них как в законодательстве, так и в деятельности государственных органов, провозглашая их приоритет. Это прямо вытекает из ст. 30 Всеобщей декларации прав человека и ст. 5 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также ч. 2 ст. 3 УИК РФ. Даже исключительные обстоятельства (война или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или чрезвычайное положение) не могут служить основанием для оправдания, например, жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Такие нормы-принципы, сформулированные в перечисленных выше международных актах, охватывают все основные права человека. Они носят межгосударственный характер, ратифицированы большинством стран ООН, стабильны, не подвержены влиянию социальной и политической конъюнктуры, складывающейся в конкретной стране, не зависят от идеологических факторов и, следовательно, являются четким ориентиром для этой отрасли законодательства и правоприменительной практики.

Вместе с тем необходимо учитывать, что международно-правовые акты наряду с нормами-принципами содержат нормы-рекомендации, которые не носят обязательного характера для государств, их ратифицировавших, хотя и подлежат максимальному учету в правотворческой деятельности.

С 1985 г. в Европе действуют Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, пересмотренные затем в соответствии с современными тенденциями и в целях расширения спектра охватываемых ими проблем в Европейские пенитенциарные правила.

Поскольку Европейские пенитенциарные правила существенных различий с Минимальными стандартными правилами ООН не содержат, а наоборот, исходя из основополагающих принципов наиболее емко конкретизируют вытекающие из них минимальные требования по обеспечению гуманных условий содержания и такого обращения с лицами, лишенными свободы, которое оказывало бы на них исправительное воздействие, представляется необходимым акцентировать внимание именно на европейской версии Правил, соотнося их с действующим в РФ законодательством и практикой его применения при исполнении наказаний.

Основу Европейских пенитенциарных правил составляют шесть основополагающих принципов, отход от которых или компромисс при их интерпретации не допускается. Суть их в следующем:

  1. Лишение свободы должно осуществляться в таких условиях содержания и моральной атмосфере, которые обеспечивают уважение человеческого достоинства и соответствуют указанным Правилам.
  2. Правила применяются беспристрастно. Не допускается дискриминация, основанная на признаках расы, цвета кожи, пола, языка, религии, на политических или иных убеждениях, национальном или социальном происхождении, рождении, экономическом или ином статусе. Подлежат уважению религиозные верования и нравственные принципы группы, к которой принадлежит заключенный.
  3. Цели исправительного воздействия на осужденных состоят в том, чтобы сохранить их здоровье и достоинство и в той степени, в какой это позволяет срок заключения, способствовать формированию у них чувства ответственности и навыков, которые будут содействовать их реинтеграции в общество, помогут им следовать требованиям законности и удовлетворять свои жизненные потребности собственными силами после освобождения.
  4. Квалифицированные и опытные инспектора, назначенные компетентными органами, регулярно инспектируют пенитенциарные учреждения, в частности, для контроля за тем, насколько и в какой степени управление этими учреждениями соответствует действующим законам и нормативным актам, а также целям, стоящим перед уголовно-исполнительными системами, и требованиям, устанавливаемым Правилами.
  5. Защита личных прав заключенных, в особенности законность применения дисциплинарных наказаний, обеспечивается посредством контроля, осуществляемого в соответствии с национальным правом, представителями надзорных, судебных или иных органов, уполномоченными посещать заключенных и не принадлежащими к пенитенциарной администрации.
  6. Настоящие Правила доводятся до сведения персонала на соответствующих государственных языках.

Заключенным также предоставляются Правила на тех же или, насколько это целесообразно и возможно, других языках.

В соответствии с указанными принципами основные требования Европейских пенитенциарных правил сводятся к следующему:

а) обеспечить условия жизни, совместимые с человеческим достоинством и нормами, принятыми в обществе;

б) свести к минимуму отрицательные последствия заключения и различия между жизнью в заключении и на свободе с тем, чтобы заключенный не утратил чувства самоуважения или личной ответственности;

в) поддерживать и укреплять связи с родственниками и общественностью в интересах заключенных и их семей;

г) предоставить возможность заключенным развивать навыки и склонности, которые помогут им успешно адаптироваться в жизни общества после освобождения;

Несмотря на то что Европейские пенитенциарные правила не имеют обязательной юридической силы, они получили широкое международное признание как фактический кодекс практической деятельности по управлению пенитенциарными учреждениями, содержанию и исправлению заключенных.

Не случайно одно из требований Совета Европы к государствам, вступающим в члены, состоит в том, что при подготовке уголовно-исполнительного законодательства в его основу должны быть положены принципы и стандарты Совета Европы.

Необходимо отметить, что действующий в настоящее время Уголовно-исполнительный кодекс РФ воспринял основные принципы обращения с осужденными, закрепленные в названных выше международных правовых актах. Что касается норм рекомендательного характера, то, как это подчеркивается в ч. 4 ст. 3 Кодекса, рекомендации (декларации) международных организаций, относящиеся к исполнению наказания и обращению с осужденными, реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве при наличии необходимых экономических и социальных возможностей, являясь приоритетными. Указанное положение вытекает из международных правовых актов. Так, в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными подчеркивается, что, принимая во внимание разнообразие юридических, социальных, экономических, географических условий в мире, ясно, что не все эти правила можно применять повсеместно и одновременно. Как известно, основными проблемами уголовно-исполнительной системы продолжают оставаться: переполнение ряда следственных изоляторов, рост числа лиц, больных туберкулезом, ВИЧ-инфицированных, наркоманов, несоответствие во многих учреждениях установленным нормам материально-бытовых и медико-санитарных условий.

Но такое положение вызвано объективными причинами, которые, кстати, признаны и экспертами Совета Европы, когда вследствие кризисных явлений в социально-экономической сфере государство лишено возможности надлежаще финансировать деятельность уголовно-исполнительной системы.

Основываясь на рекомендациях международно-правовых актов Европейских пенитенциарных правил, Уголовно-исполнительным кодексом закреплены следующие принципы: законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом, дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний, рациональное применение принудительных средств и стимулирование правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием.

Принцип законности реализуется путем закрепления в УИК РФ правового статуса осужденных (ст. 10), основных обязанностей и прав осужденных (ст. 11 - 12), видов и форм контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание (ст. 19 - 23).

Гарантией обеспечения законности является возможность беспрепятственного посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, со стороны должностных лиц, пользующихся правом контроля за их деятельностью (ст. 24).

Важной гарантией обеспечения законности является закрепленное право осужденных на обращение с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами к администрации учреждения, исполняющего наказание, в вышестоящие органы, суд, органы прокуратуры, государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, Уполномоченным по правам человека, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Принцип гуманизма пронизывает все содержание Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Он выражается прежде всего в тех целях, которые ставит перед собой государство при исполнении наказаний - исправлении осужденного, формировании у него правопослушного поведения, уважительного отношения к личности человека, к труду и его результатам, правилам и традициям человеческого поведения и другим социальным ценностям.

Принцип гуманизма проявляется в ряде норм, определяющих правовой статус осужденных (ст. 10 - 12), его гарантии и средства охраны прав и законных интересов осужденных, в установлении льготных условий отбывания наказаний осужденным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, инвалидам и престарелым, несовершеннолетним осужденным.

Интересы гуманного отношения к осужденным предопределили появление и развитие в Кодексе таких институтов, как выезды осужденных за пределы мест лишения свободы (ст. 97), длительные свидания с родственниками (ст. 89), юридическая помощь адвокатов, телефонные разговоры (ст. 92), переписка осужденных (ст. 91) и т.п.

Проявлением гуманизма в обращении с осужденными являются нормы, впервые гарантирующие им, в том числе находящимся в местах лишения свободы, право на социальное обеспечение, на получение пенсий и социальных пособий на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Важным принципом уголовно-исполнительного законодательства является принцип равенства осужденных перед законом. Он базируется на конституционном положении о том, что граждане равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Соответственно и нормы уголовно-исполнительного законодательства обеспечивают, во-первых, равенство условий содержания осужденных независимо от указанных выше характеристик, во-вторых, равенство дисциплинарной и иной специальной ответственности осужденных за нарушение установленного порядка отбывания наказания. При этом указанный принцип реализуется не только в отношении осужденных граждан России, но и иностранных граждан и лиц без гражданства, отбывающих наказание на территории России.

Нормы Кодекса отражают принципы демократизма. В нем устанавливаются определенные правовые основы и закрепляются гарантии участия общественных формирований в реализации такой специфической государственной функции, как исполнение уголовного наказания. В ч. 2 ст. 9 к основным средствам исправления осужденных отнесено оказание общественного воздействия на осужденного. В соответствии с этим ст. 23 Уголовно-исполнительного кодекса закрепила возможность участия общественных объединений в исправлении осужденных, в содействии учреждениям и органам, исполняющим наказания, и контроля за их деятельностью. В этом же ключе следует рассматривать положения Кодекса о праве осужденных на обращение с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами в общественные формирования, в том числе и международные (ч. 4 ст. 12), право на общение со служителями культа и иными представителями религиозных объединений, в процессе реализации свободы совести, закрепленной в ст. 14 УИК РФ.

Действующий Уголовно-исполнительный кодекс РФ развил и усовершенствовал систему контроля за учреждениями и органами, исполняющими наказания, всесторонне ее урегулировал.

Формами контроля являются государственный, общественный и судебный. При этом следует отметить два обстоятельства. Во-первых, указанные выше формы контроля не являются исчерпывающими. С развитием правовой базы в контроле за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание, проявились функции Уполномоченного по правам человека, международных правительственных и неправительственных организаций и т.д. Во-вторых, в осуществлении контроля за исполнением наказаний особое место занимает прокурорский надзор. В современных условиях прокуратура является, по существу, единственным органом государства, реально выполняющим задачу по обеспечению законности в местах содержания задержанных, предварительного заключения и исправительных учреждениях, где в силу изоляции от общества граждане остаются наименее защищенными с точки зрения соблюдения их прав и законных интересов.