Мудрый Юрист

Отдельные особенности методологии проведения лекционных занятий по криминологии в вузах Минюста России

Затона Р.Е., кандидат юридических наук, капитан милиции.

В криминологической подготовке будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы используются различные формы обучения: лекционные и семинарские занятия, консультации, самостоятельные работы. Особое место среди них по своему методологическому значению занимают лекционные занятия. Это значение заключается в том, что в лекции раскрываются фундаментальные теоретические основы и научные методы криминологии, с помощью которых преступность анализируется как целостное социально-правовое явление. Поэтому, во-первых, по своему содержанию лекционные занятия прежде всего должны включать не только изложение теоретических положений антикриминогенного воздействия на преступность, но и быть насыщены отдельными материалами практики, сопровождающими и подтверждающими теоретические выводы.

Опосредованное использование материалов практической деятельности правоохранительных органов возможно, например, путем демонстрации фрагментов документальных и художественных фильмов, раскрывающих отдельные стороны их предупредительной деятельности; ознакомления обучающихся с личными делами осужденных и др. документами, открытыми нормативными актами (приказами, инструкциями), регламентирующими профилактику преступности; приглашения практических работников для изложения отдельных тем лекционного материала и т.п.

Во-вторых, их содержание должно отражать последние данные науки, а не передавать материалы учебников, в которых изложены, как правило, устаревшие данные. В лекции научная информация соответственно выступает в виде живого человеческого слова, а потому и воспринимается более эмоционально, чем материал учебника, и несет в себе большую информацию. Однако назначение лекции не сводится только к этому.

Задача лекции - найти и дать обучающимся оптимальную меру сочетания теории с практикой, вместе с тем служить источником популяризации новых идей и передачи научных истин, еще не опубликованных в печатных сочинениях.

Главными дидактическими целями лекционных занятий по криминологии, исходя из изложенного, должны быть:

Иначе говоря, лекция не должна сводиться к изложению отдельных событий, фактов, комментариев статистических данных, примеров и тем более к пересказу учебника. В лекции должна выражаться манера мышления лектора, его стремление сделать факт мыслью <1>.

<1> Волков Б.С. Роль лекционных занятий в криминологической подготовке будущих юристов: закономерности преступности, стратегия борьбы и закон / Под ред. проф. А.И. Долговой. М., 2001. С. 522.

Такие цели стоят перед лектором любой специальности, но прежде всего при чтении лекций по криминологии. Только при таком подходе можно пробудить интерес слушателя (курсанта) к криминологии не только как к учебной дисциплине, предполагающей рассмотрение теоретических организационно-управленческих, информационно-аналитических и правовых аспектов, обеспечивающих практическое применение системы мер предупреждения преступности, но и как к весьма важной дисциплине для него, будущего выпускника, в его дальнейшей практической деятельности в борьбе с преступностью, чтобы он мог творчески решать вопросы, которые будут возникать перед ним по окончании вуза в его практической деятельности.

Еще А.И. Герцен отмечал, что "университет... не должен оканчивать научное воспитание; его дело - поставить человека a meme продолжать на своих ногах; его дело - возбудить вопросы, научить спрашивать" <2>. Причем это было сказано тогда, когда информационный поток был ограничен и учебники были не по всем предметам. Сейчас, как известно, поток научной информации по сравнению с временами А.И. Герцена неизмеримо возрос.

<2> Герцен А.И. Избранные произведения. М., 1964. С. 167.

Несомненно, все это создаст условия для улучшения образования, совершенствования методики преподавания в вузах. Однако представляется, что в условиях значительного увеличения потока информации обучающемуся необходимо помочь разобраться в этом потоке и не "утонуть" в нем, он должен уметь анализировать и обобщать факты и на их основе определять преобладающие тенденции развития явления; иначе говоря, развить в себе научное понимание. Сами по себе сведения, какими бы полными они ни были, не решают этой проблемы.

Все зависит от того, как эти сведения связаны с содержанием освещаемого явления. Иначе говоря, насколько они удачно иллюстрируют выводы и положения, содержащиеся в лекции.

Если лекция излишне перегружена фактами, примерами, статистическими данными и эти данные не сопровождаются глубоким теоретическим анализом, то она не будет иметь большого воспитательного значения, она не в состоянии пробудить у слушателя (курсанта) творческий интерес, стремление глубоко познать изучаемые явления.

Такая опасность нередко подстерегает лектора, особенно при чтении лекций по криминологии в условиях, когда поток фактических данных постоянно возрастает.

В свое время, до конца 90-х годов, разработка криминологических проблем тормозилась из-за закрытости правовых статистических данных о преступности. С конца 90-х годов вся уголовная статистика стала открытой, общественности и научным сотрудникам стали доступны самые различные данные о состоянии преступности, ее структуре и динамике, как в масштабе всей страны, так и по отдельным ее регионам и объектам. Однако в настоящее время российские криминологи нередко ограничиваются приведением многочисленных количественных и качественных данных о преступности, кратким их рассмотрением либо отдельными комментариями, не удосуживаясь при этом провести развернутый теоретический анализ, который мог бы служить объяснением закономерностей развития преступности в России в настоящее время и основанием для появления новых теорий.

Необходимость развития у обучающихся в процессе преподавания научного понимания вызывается также следующими обстоятельствами. Информация, которая содержится в учебной литературе, научных публикациях, нередко, особенно по криминологии, носит противоречивый характер.

Опыт показывает, что наиболее распространенный метод, к которому в этом случае прибегает лектор, это критика одних теоретических положений и одобрение других. Но этот метод малоэффективен. Он акцентирует внимание на частностях и не дает возможности избежать противоречий.

Наибольшее значение в этом отношении имеют такие методы, как раскрытие содержания явления, определение закономерностей его развития или, как отмечал Г. Гегель, общие определения. Именно они дают возможность обнаружить противоречивые тенденции в оценке того или иного явления, не путаясь в массе частностей, раскрыть его существенные признаки.

Он справедливо заметил, что "римское право не могло бы дать дефиниции человека", ибо раба нельзя было бы подвести под это понятие, которое, наоборот, нарушается его юридическим состоянием" <3>. С позиции общих определений можно наглядно показать значение тех или иных дефиниций, по которым ведутся большие споры. В качестве примера можно указать определение в научной литературе отрасли криминологии, изучающей преступность при исполнении уголовных наказаний, - криминопенологии. По этой проблеме, как известно, публикуются многочисленные статьи, брошюры, монографии, защищаются диссертации. Иначе говоря, идет непрерывный поток информации. Однако эта информация нередко носит весьма противоречивый характер.

<3> Гегель Г. Философия права. Соч. Т. VII. М.; Л., 1934. С. 24.

В соответствии с этим слушателям (курсантам) подчас бывает очень трудно разобраться в этих противоречиях. Несомненно, криминопенология - одна из сложнейших отраслей криминологии, при исследовании предмета которой не избежать противоречий. Но чтобы помочь обучающимся преодолеть эти противоречия, вначале надо определить ее дефиниции и в соответствии с этим строить последовательность суждений, приводить фактические данные для их иллюстрации. Иными словами, стремиться разрешать эти противоречия через призму общих определений. Такой подход поможет разбудить у них интерес к этой проблеме. Разумеется, многое зависит от того, насколько правильно была раскрыта разумность рассматриваемого предмета. Но во всех случаях такой подход будет оправдан, так как он ориентирует на научное понимание, развивает у слушателей (курсантов) логику мышления.

Соотношение понятий "воспитанник - ученик - студент" и "воспитатель - учитель - преподаватель" не предполагает, что первый будет обязательно разделять взгляды последнего. В этом отношении представляет определенный интерес мнение Л. Фейербаха, который, определяя свое отношение к Г. Гегелю, писал: "...моя связь с Гегелем была интимнее и значительнее, чем с кем бы то ни было из наших духовных предшественников, ведь я лично знал его, в течение двух лет я был его слушателем... Это был единственный человек, который заставил меня почувствовать и понять, что такое учитель; он был единственный, в ком я увидел смысл этого в иных случаях столь пустого слова, кто заставил меня преисполниться искреннейшей благодарности" <4>.

<4> Фейербах Л. Соч. М., 1967. С. 373.