Мудрый Юрист

Юбилей и кризис на российском фармрынке

"Ремедиум", 2009, N 8-9

На последней конференции Адама Смита, состоявшейся в конце мая в С.-Петербурге, самого Адама Смита поминали не раз. Поводом был юбилейный пятнадцатый год проведения конференции, а также разразившийся кризис, заставивший апеллировать к авторитетам. Однако, в отличие от точки зрения Адама Смита, идеолога рыночного подхода, борьба с кризисом в современных условиях упирается в решение вопроса о степени государственного вмешательства в экономику. Ситуация на российском фармацевтическом рынке в 2008-2009 гг., получившая свое отражение в программе конференции, ознаменовалась значительным усилением государственного влияния. Оно вылилось в намерение установить жесткий контроль за ценами на лекарства, в пристальном внимании к деятельности фармацевтических компаний со стороны антимонопольных органов, в поддержке отечественного производственного сектора и действиях, направленных на локализацию производства зарубежной продукции. Изменяющиеся условия работы на российском рынке требуют от компаний адаптации стратегии, о чем свидетельствует, в частности, сенсационное заявление членов AIPM о их намерении инвестировать в российский производственный сектор порядка 1 млрд. долл.

Несмотря на кризис, конференция Адама Смита, наиболее представительный и авторитетный ежегодный фармацевтический форум в России, в этом году собрал рекордное число участников. История конференции ведет свое начало с 1995 г., поэтому нынешний год считался юбилейным - пятнадцатым. Однако в действительности конференция в России проходила только в четырнадцатый раз, поскольку в 1999 г. она не состоялась. Пропуск был обусловлен тем, что в пору предыдущего кризиса российский фармацевтический рынок был снят с повестки дня как привлекательный объект инвестиций, и только начиная с 2000 г. на фоне высоких темпов восстановления российской экономики проведение конференций возобновилось.

Ситуация 2009 г. в корне отличается от десятилетней давности, поскольку кризис носит глобальный характер и затрагивает не только Россию. Российский фармацевтический рынок в 2000-х годах значительно укрепил свои позиции, а в последние годы, благодаря значительному росту государственного финансирования, вошел в группу наиболее активно развивающихся новых рынков. Вместе с рынком значительно вырос также и представленный на нем бизнес фармацевтических компаний, в разной мере связавших с Россией планы своего стратегического развития. На время проведения конференции ситуация в России выглядела не хуже, а в чем-то и лучше, чем во многих других странах. Все это привело к тому, что число участников конференции не только не уменьшилось, но даже увеличилось по сравнению с предыдущим пиком активности, который пришелся на май 2008 г. На конференции оказались представленными не только основные игроки российского рынка, но и, как выяснилось в кулуарах, даже те компании, которые в предыдущий кризис ушли из России и теперь рассматривают возможность в нее вернуться.

ИНФЛЯЦИОННЫЕ РИСКИ

Несмотря на оптимизм, который вселял сам факт проведения столь масштабного мероприятия, негативные явления, которые оказались в центре внимания большинства докладов, свидетельствовали о нарастании кризиса в отрасли. Как следовало из доклада Николы Милевчича, гендиректора IMS Health в России и СНГ; характерной чертой изменений, наблюдаемых в I квартале 2009 г., явилось нарастающее сокращение натуральных объемов рынка, составившее по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. 9%. Несмотря на это, в рублевом эквиваленте рынок вырос на 19%, причем в отличие от прошлых лет основным драйвером этого процесса явился рост цен (+27%), в то время как сдвиги в структуре продаж носили маловыраженный характер. Наиболее значительные инфляционные процессы наблюдались в сегменте дешевых препаратов, хотя и в верхнем ценовом диапазоне (более 500 руб.) цены по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 23%. Наиболее активно инфляционные процессы и сокращение натуральных объемов протекали в сегменте аптечных продаж, в то время как в госпитальном секторе сокращение натуральных объемов было минимальным, а рост цен - умеренным.

Несмотря на сохраняющиеся высокие темпы роста рублевых показателей, в долларовом исчислении продажи, вследствие девальвации рубля, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократились на 16%. Однако, по мнению Н.Милевчича, российский фармацевтический рынок, оцениваемый более чем в 17 млрд. долл. и имевший за последние пять лет среднегодовые темпы роста +35%, по-прежнему остается одним из наиболее привлекательных в мире с точки зрения возможностей для роста фармацевтических компаний. Дополнительным аргументом в пользу этого вывода являются, по-видимому, приведенные данные, свидетельствующие о продолжающейся тенденции расширения доли зарубежных компаний (по итогам 2008 г. составила 80%).

По данным Николая Демидова, гендиректора ЦМИ "Фармэксперт", рецептурная часть рынка в I квартале 2009 г. выдержала инфляционное давление и показала рост продаж в натуральном выражении, в то время как безрецептурный сегмент, более эластичный к изменению цен, продемонстрировал сокращение своих натуральных объемов. Оптимизм у Н.Демидова вызывает то, что самые страшные предсказания относительно судьбы российского рынка (резкое сокращение продаж, товарный дефицит, массовые банкротства) не сбылись, и в целом рынок выдержал испытание. Кроме того, кризис вызвал позитивные изменения в ведении бизнеса, способствующие повышению его эффективности (сокращение и реструктуризацию бюджетов компаний, ужесточение переговорных процессов и условий заключения сделок, фокусировку на вопросах финансовой дисциплины). В текущем периоде обнадеживающим выглядит также то, что на фоне наметившейся "оттепели", связанной с ростом цен на нефть и некоторым укреплением рубля, проявилась тенденция к снижению цен на фармацевтическом рынке.

Александр Кузин, гендиректор DSM Group, анализируя инфляцию на фармацевтическом рынке, обнаружил, что в первую очередь в ноябре-декабре 2008 г. быстро подорожали отечественные лекарства, и только уже в марте 2009 г. по общим показателям ценовой динамики их обогнала импортная продукция. Начиная с осени 2008 г. CIP цены на импортные медикаменты росли быстрее, чем оптовые и розничные. При суммировании государственных закупок и продаж ЖНВЛС в коммерческой части рынка становится очевидным, что уже сейчас более половины всего российского рынка подвержено ценовому регулированию. В нерегулируемой же части рынка наблюдается дифференцированный подход к ценообразованию. Так, для дешевого ассортимента в целом характерен более высокий уровень торговой наценки, для дорогого - низкий, и в случае введения единых торговых надбавок неизбежным окажется "вымывание" из ассортимента дешевых лекарств. Дифференциация торговых надбавок характерна и в разрезе отдельных регионов: чем меньше уровень наценки на ЖНВЛС и чем выше издержки ведения бизнеса в регионе, тем выше уровень розничных цен и наценки на лекарства, не входящие в перечень ЖНВЛС.

Примечательным в связи с ростом цен на российском рынке было высказывание Майкла Кроу, вице-президента и регионального директора по СНГ GlaxoSmithKline Pharmaceuticals, о том, что в Великобритании курс фунта стерлинга также претерпел значительное снижение, однако цены на медикаменты там, подобно России, не выросли. Значительный рост цен вызывают высокие риски введения жесткого государственного регулирования, поэтому в интересах бизнеса не завышать цены и стараться быть хорошим партнером для государства.

СМЕНА ПАРАДИГМЫ ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Реакция власти не замедлила себя ждать. Рост цен на лекарства был предметом активного публичного обсуждения в СМИ весной 2009 г. и вызвал требование, исходящее от первых лиц государства, разобраться и урегулировать этот вопрос. Елена Тельнова, зам. руководителя Росздравнадзора, отметила, что ценовая доступность ЛС является в настоящее время одной из наиболее острых проблем лекарственного обеспечения. Однако дело не только в кризисе и девальвации рубля, обостривших ситуацию. Несмотря на значительную долю, занимаемую российскими производителями в структуре рынка в натуральном выражении, качественный состав их ассортимента оставляет желать лучшего и не создает предпосылок для переключения спроса на отечественные лекарства. В результате в рамках программы ОНЛС (ДЛО), где доминирующее положение занимает зарубежная продукция, по состоянию на начало апреля 2009 г. объем поставок в рублях превысил показатели аналогичного периода прошлого года на 20%. Несмотря на то, что число выписанных рецептов осталось на уровне прошлого года, стоимостные объемы отпуска лекарств увеличились на 46%, а средняя стоимость рецепта выросла с 438 руб. до 627 руб. Значительно увеличились в 2009 г. также стоимостные объемы запасов ЛС, которые особенно высокого уровня достигли в I квартале, когда в ожидании роста цен закупки ЛС в регионах проводились впрок.

Предпринятое Росздравнадзором исследование причин роста цен на ЛС показало, что заявляемые к ввозу цены на ЛС в долларовом выражении в феврале 2009 г. не только не выросли, но и сократились в среднем на 10% по сравнению с декабрем 2008 г. При этом конечные рублевые цены в коммерческом секторе рынка, по данным Росздравнадзора, за январь-февраль 2009 г. увеличились на 18,5%, а следовательно, наблюдаемый рост цен был вызван не только изменением курса валют, но и другими причинами.

Действующие меры по регулированию цен на ЛС не эффективны. Государственная регистрация цен на ЖНВЛС носит заявительный характер, в результате чего только 7% всех презентаций ЛС (с детализацией вплоть до упаковки), фигурирующих в регистрационных удостоверениях и относящихся к перечню ЖНВЛС, имеет зарегистрированные цены. Сопоставление зарегистрированных цен на импортные ЛС с контрактными показало более высокий уровень первых. По утверждению Е.Тельновой, это является следствием стремления фармацевтических компаний для получения более выгодных условий проводимых аукционов по госзакупкам завышать цены регистрации и, одновременно, для сокращения таможенных издержек занижать контрактные цены. Реальные средние торговые надбавки на ЛС в большинстве регионов превышают нормативно установленные значения. Сами предельные торговые наценки, определение которых находится в сфере компетенции органов исполнительной власти субъектов Федерации, существенно варьируются в зависимости от регионов. Различия наблюдаются не только между федеральными округами, но и сопоставимыми по географическим и социально-экономическим параметрам регионами (например, Белгородом, Тулой, Тверью и Ярославлем). Значительные расхождения наблюдаются также и в тех подходах, которые на уровне субъектов Федерации используются при установлении предельных торговых надбавок. Среди них - разное определение базовой цены, по отношению к которой применяется наценка, дифференциация наценок в зависимости от уровня цен, места реализации, страны производства, источников финансирования, особенностей реализации и хранения и пр.

Экономический кризис обострил проблемы в сфере регулирования цен на ЛС и поставил на повестку дня необходимость ее реформирования. Правительственная комиссия по повышению устойчивости российской экономики, работавшая под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова, приняла целый ряд решений, а именно: сделать обязательной регистрацию цен на ЖНВЛС, разработать единую методику по установлению торговых надбавок, внести в лицензионные требования к фармацевтической деятельности положение о соблюдении установленных предельных оптовых и розничных надбавок, установить мониторинг за уровнем цен, пересмотреть минимальный ассортимент ЛС, наделить Росздравнадзор полномочиями по контролю за ценами на ЛС и ассортиментом в аптечных учреждениях, обеспечить эффективный информационный обмен и прозрачность в сфере ценообразования. Ко времени проведения конференции был подготовлен проект постановления правительства по регистрации цен на ЖНВЛС. Росздравнадзором велась работа по созданию методических указаний по установлению торговых надбавок (приглашение участвовать получили компании и отраслевые ассоциации), разработана схема мониторинга цен и создан специальный сайт с доступом из регионов. Минздравсоцразвития начата работа по пересмотру Перечня ЖНВЛС. Вывод о том, что ценообразование в РФ до последнего времени было в достаточной степени свободным, подтверждается международными экспертами. В то же время, как прозвучало в сообщении Сабин Воглер, представлявшей проект Австрийского института здоровья "Информация по ценообразованию и возмещению на фармацевтическом рынке", регулирование цен в возмещаемых сферах действует в подавляющем большинстве стран Евросоюза. Регулированию подлежат не только цены производителей, но в основном также оптовые и розничные наценки. Широкое распространение на национальном уровне получило референтное ценообразование, базирующееся на анализе цен в других странах. Однако при достаточно полных сведениях о ценах в амбулаторной сфере малодоступной продолжает оставаться информация о госпитальных закупках. В качестве эффективного средства снижения затрат все более широкое внедрение получает практика замены на дженериковые препараты. В Швеции, например, введение обязательной замены на дженерики при амбулаторном отпуске привело к отмене референтного ценообразования.

КУРС НА ПОДДЕРЖКУ КОНКУРЕНЦИИ

Высокая активность антимонопольных органов, стимулируемая ростом потребительских цен, распространилась также и на фармацевтический рынок. Тимофей Нижегородцев, начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС, отметил, что фармацевтические компании находятся в сфере внимания антимонопольных органов во всем мире. В 2008 г. территориальными управлениями ФАС была проведена оценка конкуренции на 2200 локальных рынках (т.е. рынках муниципальных районов и городских округов), причем исходная гипотеза была такова, что эти рынки достаточно конкурентные и антимонопольным органам там делать нечего. Однако на деле все вышло иначе. На момент проведения конференции в реестре лиц, занимающих доминирующее положение на локальных рынках, оказалось 750 аптечных организаций, и общее их число, по оценкам Т.Нижегородцева, в конечном итоге должно увеличиться до 1000.

Несмотря на значительную монополизацию локальных рынков, в целом российский розничный рынок, как следует из оценок антимонопольных органов, является достаточно фрагментированным, поскольку нет ни одной аптечной сети, которая бы занимала доминирующее положение на федеральном или хотя бы на 10-20 локальных рынках. Даже крупнейшие аптечные сети "36,6" и "Ригла" не достигли этого уровня. В сфере дистрибьюции доминирующих игроков также обнаружено не было. Иначе дело обстоит с продуктовыми рынками: доминирующими были признаны 10 компаний, являющихся поставщиками инновационных ЛС.

Оценка доминирования на продуктовом рынке предполагает определение продуктовых границ по принципу взаимозаменяемости ЛС. Компании стараются доказать уникальность своих препаратов при формировании лотов на аукционах при госзакупках, чтобы не испытывать конкуренции со стороны других ЛС. В то же время они автоматически оказываются в сфере внимания антимонопольных органов как лица, занимающие доминирующее положение и требующие надзора за ценообразованием и порядком заключения вертикальных соглашений (их открытостью и доступом неопределенного круга лиц).

Коллизия заключается в том, что многие препараты, не пользующиеся статусом уникальности в других странах, в России оказываются вне конкуренции, что существенно ограничивает возможности по снижению цен при госзакупках. Вмешательство ФАС в подготовку проведения аукционов по дорогостоящим ЛС в рамках программы "Семь нозологий" привело к изменению формирования лотов. В центре внимания ФАС оказались также антиконкурентные действия органов власти в сфере регистрации ЛС, препятствующие доступу на рынок. Нижегородцев призвал компании с заявками по регистрации обращаться непосредственно в Росздравнадзор, а не в иные организации, чтобы в случае нарушения установленного регламента права заявителей могли быть эффективно защищены.

Возросшая активность антимонопольных органов на фармацевтическом рынке требует от компаний более внимательного отношения к своей деятельности, чтобы предотвратить обвинения в злоупотреблении доминирующим положением и согласованных действиях. В связи с этим Александр Партин, старший юрист Goltsblat BLP, рекомендовал компаниям проводить оценку своего положения на различных географических и продуктовых рынках, внимательно следить за ценообразованием, документально обосновывать затраты, включаемые в цену, обеспечивать соблюдение равного подхода к контрагентам, осуществлять проверку соглашений на предмет наличия условий, ограничивающих конкуренцию, и пр. Особенно выверенными должны быть действия компаний в том случае, если они включены в реестр монополистов. Прежде всего, это требует создания отдельных соглашений по препаратам, монопольными поставщиками которых признаны компании, разработки правил отбора контрагентов и взаимодействия с ними. Последствиями признания доминирующего положения для компаний является устанавливаемый контроль над совершаемыми ими сделками по слияниям и поглощениям, ставящий целью поддержку конкуренции, а для аптечных организаций - выполнения ими социальных функций.

ВЗВЕШЕННЫЕ ОЖИДАНИЯ

На первом этапе кризиса, по свидетельству Давида Паникашвили, президента группы "РОСТА", курсовая разница привела к значительным убыткам, которые поделили между собой производители и дистрибьюторы. В то же время не произошло, как предполагалось, существенного сокращения потребления ЛС и переключения спроса на дешевые препараты. Все это вследствие роста безработицы и сокращения доходов населения следует ожидать на втором, наступившем, этапе развития кризиса. Лето и осень 2009 г., по мнению Ласло Почайи, гендиректора фармацевтического завода "ЭГИС", окажутся для фармацевтических компаний тяжелыми. Об этом сигнализирует, в частности, то, что ажиотажный спрос на лекарства начала 2009 г., подстегиваемый стремлением населения на фоне роста цен запастись медикаментами впрок, в апреле-мае сменился снижением продаж.

Сложное время для фармацевтической отрасли в России в ближайшие 3-9 месяцев предрек также и Даниэль Торнили, старший вице-президент The Economist Group, один из ведущих западных экспертов по российскому рынку, приглашенный к участию в конференции для освещения общеэкономических вопросов. По его мнению, в ближайшее время неизбежными будут значительные изменения в структуре конечного потребления, поскольку потери, которые понесло население в результате кризиса (в виде падения курса акций, снижения заработной платы, безработицы, сокращения пенсионных накоплениях и пр.), велико. Россию, как и большинство других стран мира, в 2009 г. ожидает рецессия. Несмотря на то, что сейчас не лучшее время для долгосрочного планирования, для компаний важно выходить за рамки решения текущих задач. Даже в ущерб краткосрочным выгодам необходимо сохранять занятые на рынке позиции и лидерство, обеспечивающие преимущества в перспективе. Планируя, важно разрабатывать и рассчитывать бюджеты нескольких сценариев. Неизбежное сокращение издержек, которое российские компании начали проводить уже в октябре-ноябре 2008 г., а западные - заметно позже, не должны создавать препятствий для развития компаний, вредить репутации, способствовать потере ценных кадров. Планируя трудовые ресурсы даже в кризисное время, необходимо думать о перспективе.

Долгое время человеческие ресурсы в России на всех уровнях были одними из лучших в мире, и это касалось, в том числе, и фармацевтической отрасли. Однако в последние 15 лет инвестиции в образование и здравоохранение были незначительными, что негативно сказалось на их квалификации. Для дальнейшего развития российской экономики, по мнению эксперта, необходимо увеличение государственных расходов на образование и здравоохранение, которые даже в благополучный для экономики период соответствовали низкому уровню. Серьезными проблемами российской экономики остаются коррупция, особенно выросшая начиная с 2004 г., высокие затраты на вооружение и неэффективный PR на международном уровне. В то же время в силу сырьевой структуры экономики ситуация в России будет зависеть прежде всего от цен на нефть. Уровень 50-55 долл. за баррель обеспечит стране нормальные условия для выживания, 42-50 долл. - создаст трудности, при ценах ниже 42 долл. для России начнется настоящий кризис, а при уровне цен 35-38 долл. - положение будет ужасным.

По утверждению Д.Торнили, ключ к успеху в бизнесе, как и в любви, заключается в управлении своими ожиданиями. В то же время за последние пять лет Россия не достаточно инвестировала в свое развитие для того, чтобы контролировать ситуацию. В условиях экономического кризиса необходимо стимулировать внутренний спрос, как это эффективно делается в Китае, где за расширением государственных инвестиций в здравоохранение последовал призыв к населению наращивать расходы на другие цели. Насколько упадет потребительский спрос в России в 2009 г., никто не знает. Однако, по мнению Д.Торнили, страна в любом случае останется в числе 10-15 лучших по уровню потребления рынков в мире.

НА ПУТИ К ЛЕКАРСТВЕННОМУ СТРАХОВАНИЮ

По мнению большинства экспертов, основной потенциал для роста российского фармацевтического рынка заключен в дальнейшем развитии государственных программ лекарственного обеспечения. Юрий Крестинский, директор Института проблем общественного здоровья, отметил, что при финансировании здравоохранения в России традиционно сохраняется дотационный подход. Однако достигнутое понимание необходимости инвестиций в человеческий капитал способствует постепенному изменению ситуации. В 2008 г. расходы на здравоохранение из государственных источников финансирования составили 3,8% от ВВП, а общие расходы, включая средства населения, - 5,2%. Если ранее доходы государства от деятельности фармацевтических компаний (в виде налогов и сборов) превосходили государственные расходы на лекарства, то в 2008 г. они сравнялись, составив примерно 4 млрд. долл. Однако пока можно говорить только о "самоокупаемости", а не об инвестициях в лекарственное обеспечение. Согласно разрабатываемой концепции развития здравоохранения государственные расходы к 2020 г. должны вырасти до 5,5% от ВВП.

В то же время для реализации инвестиционного подхода этого недостаточно: требуется использование альтернативных механизмов в виде страховых схем с привлечением средств населения и работодателей, и только в этом случае расходы на здравоохранение могут быть увеличены до 8-10% от ВВП.

Дмитрий Рейхард, независимый директор, член совета директоров "Валента Фарм", отметил, что последнюю точку в дискуссиях о необходимости модернизации системы лекарственного обеспечения страны поставил набирающий силу экономический кризис, который показал, что в действующей схеме нет механизмов, позволяющих компенсировать негативные процессы в экономике. В результате доступность лекарств для населения зависит от цен на нефть, курсовых колебаний, уровня промышленного производства, стоимости кредита и пр. Ситуация могла бы быть более стабильной в случае введения всеобщего лекарственного страхования на амбулаторном уровне.

Оценивая долгосрочные перспективы развития российского фармацевтического рынка, Д.Паникашвили отметил, что регуляторные инициативы, стимулируемые кризисом и связанные с перспективой стандартизации производства и оказания медицинской помощи, а также установления контроля за ценами и отпуском медикаментов, создают необходимую основу для внедрения лекарственного страхования. Однако в ближайшее время, по мнению Д.Рейхарда, реализации такого проекта ожидать не приходится в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры и информации, характеризующей реальную потребность населения в ЛС. Е.Тельнова подтвердила этот вывод, сообщив, что концепция лекарственного страхования требует экономического обоснования, работа над которым еще только начата с участием страховых компаний ("РОСНО" и др.). Наиболее важной задачей является оценка потребности в лекарственном обеспечении различных групп больных, решение которой проблематично в связи с законодательным требованием защиты персональных данных, требующим в случае ведения регистров больных нормативного урегулирования.

Милош Петрович, глава представительства Hoffman-La Roche, обратил внимание на то, что основной проблемой сферы лекарственного обеспечения в России остается недостаточность финансирования. Решение этого вопроса, по его мнению, находится на пути введения принципа солидарной ответственности в программе ОНЛС, позволяющего увеличить ее бюджет в несколько раз, развития добровольного страхования, стимулируемого налоговыми льготами, а также изысканием дополнительных средств за счет акцизов на табак и алкоголь.

СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

В текущем периоде ситуация в секторе внутреннего производства характеризуется повышением отпускных цен производителей, сокращением натуральных объемов производства, снижением товарных запасов, замораживанием инвестиционных проектов. Однако, по мнению Сергея Цыба, директора департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий Минпромторга РФ, в силу сохраняющихся долгосрочных прогнозов развития российского фармацевтического рынка актуальными остаются цели Стратегии развития фармацевтической промышленности до 2020 г., находящейся на стадии утверждения, которые заключаются в локализации в РФ разработок и производства ЛС, а также вступления отечественной отрасли на инновационный путь развития. Кризис при условии грамотных и быстрых действий государства как регулятора рынка может способствовать этому процессу, поскольку в краткосрочной перспективе спрос перераспределится в пользу более экономичных ЛС, а роль государственных источников финансирования только усилится. Анализ госзакупок 2008 г. показал, что существует значительный потенциал на территории России для производства дженериковых препаратов (объем закупок дженериковых препаратов иностранного производства составил 2,1 млрд. долл., в том числе биодженериков - 560 млн. долл.). Мерами, стимулирующими локализацию дженерикового производства, является протекционистская политика, использующая таможенные пошлины и преференции при госзакупках. Эффективным инструментом стимуляции локализации производства инновационных ЛС, по примеру Евросоюза, может стать предоставление различных режимов защиты эксклюзивности данных, продлевающих действие временной монополии. Укреплению внутреннего производства должны также содействовать поддержка дорегистрационных испытаний и активизация регистрации новых продуктов, которые находятся в портфеле отечественных компаний.

Несмотря на значительное увеличение числа клинических исследований, которые проводятся в России в последние годы, большинство из них относится к пострегистрационным испытаниям и во многом связано с маркетинговыми задачами. В связи с этим важной целью проводимой политики по локализации исследований и разработок, согласно заявлению С.Цыба, должен стать перенос акцента на доклинические исследования и первые фазы клинических испытаний. Процессу локализации на отечественной почве может способствовать ситуация на мировом рынке, где в силу объективных экономических причин приостановлен целый ряд инновационных проектов. Задача проводимой государственной политики, по мнению С.Цыба, состоит в том, чтобы стимулировать инвестиции в российскую фармацевтическую отрасль и создать условия для реализации совместных проектов с иностранными компаниями, как это делается в Индии и Китае. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Так, с 30 апреля освобождение от НДС получило ввозимое производственное оборудование, которое еще раньше перестало облагаться таможенными пошлинами.

Поддержку государства в виде субсидирования экспортных операций получили также компании, ориентирующиеся на внешний рынок. Дмитрий Ефимов, гендиректор ОАО "Нижфарм", вице-президент по России и СНГ STADA, отметил, что основной экспортный потенциал для российских компаний составляют страны СНГ. Однако заниматься экспортом в эти страны становится все сложнее, поскольку все больше расхождений наблюдается в национальной регуляторной практике. В то же время разработка инновационных продуктов, требующая инвестиций в 100 и более млн. долл., делает необходимым расширение границ рынка и гармонизацию законодательства с другими странами, прежде всего с Евросоюзом. Проблему составляют также регуляторные преграды для выпуска на территории России препаратов, не имеющих российской регистрации и предназначенных для других рынков. По свидетельству Д.Ефимова, в России в настоящее время трудно найти эффективное контрактное производство: никто из российских производителей не рассматривает это направление как отдельный бизнес.

ПЕРСПЕКТИВЫ ЛОКАЛИЗАЦИИ

Несмотря на местную специфику, российский фармацевтический рынок, по мнению Дениса Четверикова, гендиректора Teva в России, идет по пути развития западных рынков, где мультинациональные компании играют ведущую роль в формировании профиля рынка. Даже на израильском рынке, где очень сильны позиции местной фармацевтической промышленности, доля локальных производителей исчисляется 30%. Российский рынок не является в полной мере дженериковым, поскольку брэндированные дженерики составляют 70% всех продаж, в то время как небрэндированные - только 8% (инновационные препараты - 22%). Российский рынок воспроизведенных препаратов со временем будет менее брэндированным, поскольку таковы общие тренды, а в условиях кризиса задача повышения эффективности государственных расходов только обострилась.

По мнению Д.Ефимова и Д.Четверикова, с которыми согласны и многие другие эксперты, реальных экономических причин для локализации производства у международных фармацевтических компаний достаточно мало. Этот вывод подтвердил также Йостейн Давидсен, гендиректор Nycomed Russia-CIS, который заявил, что для западных компаний размещение производства в РФ не представляет интереса с точки зрения сокращения издержек, поскольку инвестиционные расходы и затраты на производство будут не меньше, чем в Западной Европе. Несмотря на это, с учетом маркетинговых факторов и с целью создания "российских корней" для будущего участия в возмещаемых программах такие инвестиции могут быть целесообразными. Сенсационным прозвучало заявление о том, что более 25 компаний - членов AIPM рассматривают возможности инвестиций в российский производственный сектор в объеме 50-60-75 млн. евро каждая, что в общей сложности составляет примерно 1 млрд. евро. Однако если в Китае и Индии запуск производственных проектов достаточно прост, то в России этот процесс затягивается. Компании сталкиваются с многочисленными препятствиями на всех этапах реализации проектов, начиная от приобретения земли и до регистрации планируемых к выпуску препаратов. В России действует всего лишь 1-2 реальных технопарка (один из них в Калуге), в то время как развитая их структура значительно бы облегчила инвестиционный процесс. Важным условием для принятия решений относительно локализации производства является определенность относительно будущего возмещаемых программ лекарственного обеспечения, их номенклатурного наполнения, объема финансирования и участия компаний-производителей.

Привлекательность инвестиций в российское производство значительно увеличилось бы при условии уменьшения сроков и бюрократизации внутренних процессов, выделения отдельного "коридора" для компаний-инвесторов в сфере лицензирования и регистрации. Локализация производства на российской почве, по мнению Й.Давидсена, требует инициативы не только со стороны иностранных компаний, но и инвестиций со стороны государства - как на федеральном, так и региональном уровне. Сама компания Nycomed решать вопрос о приобретении земельного участка для строительства собирается осенью этого года. Весьма оптимистичным прозвучало выступление Александра Быкова, менеджера по экономике здравоохранения Les Laboratories Servier Russia, который позитивно оценил результаты проекта компании по созданию в России производства ГЛС полного цикла. Компания Servier, несмотря на кризисную ситуацию в экономике, планирует продолжить инвестиционную деятельность в России в ближайшие два-три года, что связано с открывшимися возможностями в связи с реализацией возмещаемых программ лекарственного обеспечения.

Впервые прозвучавшее заявление от международных компаний о намерении столь масштабных инвестиций в российское производство, по мнению С.Цыба, явилось результатом проводимой государственной политики. Чиновник Минпромторга подтвердил необходимость создания кластеров и технопарков нового поколения, но подчеркнул, что эти вопросы необходимо решать, прежде всего, на региональном уровне. В связи с этим Владимир Шипков, исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей, выразил удивление, что на столь представительной конференции, обсуждающей вопросы инвестиций в фармацевтическое производство, отсутствуют первые лица администрации С.-Петербурга.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИКВИДНОСТИ

Заглядывая в будущее, которое наступит после кризиса, Д.Паникашвили считает, что инициатива на российском фармацевтическом рынке перейдет к компаниям-производителям, которые будут ключевыми участниками возмещаемых программ лекарственного обеспечения, в то время как дистрибьюторы будут двигаться в сторону превращения в логистические структуры.

Несмотря на постоянное обсуждение вопросов необходимости поддержки рынка, реальных действий со стороны государства, по мнению Алексея Молчанова, гендиректора ЦВ "Протек", пока не видно, при этом необходимым условием преодоления кризиса является ликвидность и обеспечение прозрачности по всей цепочке движения товара. В сфере дистрибьюции наблюдается уход с рынка ряда крупных игроков. На фоне сокращения продаж в упаковках компании второго эшелона, проводя жесткую демпинговую политику, стараются расширить свою долю. Наблюдается дифференциация дистрибьюторов по ассортименту. Все компании предлагают логистические услуги, но лишь немногим доступно страхование рисков. В настоящее время большинство дистрибьюторов кредитует рынок, однако в связи с дефицитом кредитных ресурсов с целью сохранения ликвидности и стабильности рынка, как следует из доклада А.Молчанова, в ближайшее время будет происходить изменение подходов к управлению финансовым циклом. В сфере дистрибьюции следует ожидать сокращения товарных запасов, уменьшения дебиторской задолженности и увеличения - кредиторской. Поскольку основная часть производителей в настоящее время предъявляет требование управления цепочкой товародвижения, следует ожидать повышения прозрачности всего фармацевтического рынка.

По свидетельству Светланы Кошелевой, гендиректора "Доктор Столетов", в фармацевтическом сетевом ритейле еще до кризиса, в первой половине 2008 г., акцент был сделан на сокращении темпов роста и повышении эффективности существующего бизнеса, в том числе в результате закрытия нерентабельных аптек. В условиях кризиса, когда многие сети в силу их высокой зависимости от кредитных ресурсов оказались в менее выгодном положении, чем самостоятельные аптеки, задача повышения эффективности каждой торговой точки стала еще более актуальной. В 2005-2007 гг. на фоне растущего рынка сети активно наращивали ассортиментную матрицу, в то время как в кризис им пришлось сконцентрироваться на продуктах с высокой маржинальной доходностью. Маркетинговая активность сосредоточилась на акциях внутри аптек и на поддержке лояльности своих покупателей, а не на привлечении новых. В связи с ростом чувствительности потребителей к уровню цен ключевое значение, наряду с качеством обслуживания, приобрели привлекательные ценовые предложения. В целях оптимизации логистики в сети "Доктор Столетов" в 2008 г. приняли решение отказаться от собственных складов. Реализация этих планов пока не коснулась только Краснодарского края, где компания не смогла найти адекватных дистрибьюторских предложений.

Особенно сложное положение, как следует из выступления президента компании "Аптечная сеть 36,6" Джери Калмиса, оказалось у быстро развивающихся аптечных сетей. Их издержки резко увеличились, в то время как из-за низкого уровня развития инфраструктурной составляющей российского рынка их численный состав и географические масштабы не обеспечили им преимуществ в экономической эффективности. В случае "36,6" неблагоприятная макроэкономическая ситуация способствовала ускоренной реализации планов компании, направленных на реструктуризацию состава сети, системы поставок и ассортимента. В результате в I квартале 2009 г. было закрыто 50 аптек, число поставщиков уменьшилось с 700 до 350, а число номенклатурных позиций сократилось с 30 до 7,5 тыс. По свидетельству Д.Калмиса, открытый формат торговли уже не является редкостью, поэтому конкурентные преимущества в аптечном бизнесе в настоящее время заключаются в привлекательных ценах, профессионализме персонала и выгодном месторасположении. Стратегическим преимуществом сети "36,6" остается продукция private lable, составляющая около 6% в общем товарообороте и 15% - в объеме прибыли.

В новых экономических условиях акцент в деятельности сети "Ригла", по заявлению Олега Астафурова, первого вице-президента ЦВ "Протек" и и.о. гендиректора "Ригла", сделан на локальных рынках. Развиваются стратегические партнерские отношения с производителями, в практику вводятся трехсторонние соглашения с участием ЦВ "Протек", предполагающие обязательства со стороны сети по продажам в темпах не меньших, чем на всем рынке. Совместно со страховыми компаниями "Ингосстрах" и "Совита" разработаны программы добровольного лекарственного страхования, которые помимо получения дополнительных доходов способствуют увеличению трафика в аптеках сети и повышению уровня лояльности потребителей. В этом направлении "Ригла" значительно обогнала своих конкурентов, и, по мнению С.Астафурова, конкурирующие страховые продукты могут появиться на рынке не раньше, чем через 1-2 года.

Если в "Ригле" приоритет отдается органическому росту, то стратегия развития сети "Доктор Столетов", как и прежде, базируется на поглощениях, которые не останавливались в течение 2008 г. и продолжаются в текущем году. По мнению С.Кошелевой, в настоящее время появились возможности приобрести по справедливой цене активы, переоцененные до кризиса, и обеспечить дальнейший рост сети, который, как и прежде, планируется финансировать за счет средств акционеров.

Как возможность сделать свой бизнес более конкурентоспособным рассматривает кризис и Илья Милевич, гендиректор "Фармакор". В трудные времена аптечная торговля должна быть особенно чувствительна к быстрому изменению параметров спроса. Ключевое значение для сетей имеет также сохранение кадрового потенциала. В отличие от многих других отраслей российской экономики, в аптечной торговле не наблюдается массовых увольнений и по-прежнему сохраняется дефицит профессиональных кадров.

Д.ф.н, проф.,

С.-Петербургская химико-

фармацевтическая академия

Е.ТРОФИМОВА