Мудрый Юрист

Кляп гиппократа врачи и фармкомпании попали под расчет ФАС

"Фармацевтический вестник", 2009, N 35

Всего две недели понадобилось Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России для того, чтобы аргументированно отреагировать на критику Председателя Правительства РФ Владимира Путина в отношении маркетинговой деятельности фармкомпаний, работающих в России.

В распоряжении "ФВ" оказались разработанные ведомством дополнения к законопроекту "Об обращении лекарственных средств" и проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", суть которых - жесткая регламентация взаимоотношений работников аптек и врачей с фармкомпаниями. Оба документа фактически вводят запрет на денежные подношения и подарки медработникам, проведение конференций и семинаров, предполагающих, что врач или фармацевт берет на себя обязательства по распространению препаратов, а главное - полностью запрещают посещение медпредставителями врачей на рабочем месте. Обсудить эти инициативы ФАС намерена 6 ноября на очередном заседании экспертного совета по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении.

Штраф или дисквалификация

Дополнения в законопроекту "Об обращении лекарственных средств" и проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" ФАС разослала членам существующего при службе экспертного совета по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении 29 октября. Согласно проектам, новые правила взаимодействия врачей и фармацевтов должны вступить в силу уже 1 января 2010 г. Обсудить эти правила участникам рынка предлагают 6 ноября на очередном заседании совета.

В проекте закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" впервые в российской практике предпринимается попытка дать определение конфликтам интересов и отрегулировать управление ими. Под конфликтом интересов антимонопольная служба предлагает понимать ситуацию, при которой возникает противоречие между личной заинтересованностью врача в материальной или нематериальной выгоде от сотрудничества с фармкомпанией и интересами пациента.

При возникновении такого конфликта интересов врач, говорится в проекте, должен в письменной форме известить об этом главврача. Врач, приглашенный в экспертный совет по разработке и исследованию препаратов, при наличии соглашения с фармкомпанией, заинтересованной в результатах исследования, обязан уведомить руководителя комиссии о конфликте интересов. Если главврачу становится известно о наличии или возможности возникновения конфликта интересов, он должен принять меры для его предотвращения, например усилить контроль за сотрудником или добиться того, чтобы последний отказался от сотрудничества с фармкомпанией. Если предотвратить конфликт интересов не удается, главный врач должен поставить в известность ТУ Росздравнадзора. Урегулированием конфликтов, согласно законопроекту, займется специально созданная Росздравнадзором комиссия. Причем проект подразумевает и интересное нововведение - обеспечение пациентам доступа к информации о наличии конфликта интересов у врачей.

Рассматривать дела об этих административных правонарушениях будет Росздравнадзор и его ТУ, пишут авторы законопроекта. За непредоставление информации о конфликте интересов врачу грозит штраф от 20 до 30 тыс. руб., руководителю медучреждения - от 100 до 150 тыс. руб. или дисквалификация от 6 месяцев до одного года. Если руководитель медучреждения, зная о конфликте интересов, не принял мер для его предотвращения или урегулирования, ему грозит дисквалификация до одного года. Если администрация медучреждения проигнорирует требования о размещении информации о конфликте интересов, штраф составит от 30 до 50 тыс. руб.

Ни денег, ни подарков

На этом законотворческие инициативы ФАС не исчерпываются. Антимонопольщики предлагают наложить ряд существенных ограничений на деятельность врачей и фармкомпаний. Ограничения деятельности врачей предполагается прописать в Основах законодательства РФ об охране здоровья, а деятельности фармкомпаний - в Законе "Об обращении лекарственных средств". Врачам запрещается принимать от фармкомпаний, а фармкомпаниям, соответственно, выплачивать вознаграждения в любой форме (деньги, подарки, ссуды, услуги, отдых), если их совокупный размер превышает допустимую стоимость подарков, установленную Гражданским кодексом РФ (3 тыс. руб.).

Врачам и фармкомпаниям запрещается заключать соглашения о распространении лекарств, договоры о пожертвовании в форме предоставления образцов лекарств. Кроме того, согласно проекту, фармкомпаниям запрещается предоставлять врачу недостоверную информацию о препаратах, а врачам - предоставлять пациентам неполную информацию о количестве, видах и наименованиях препаратов, обладающих одинаковым терапевтическим эффектом. Фармкомпаниям запрещается организовывать всякого рода научные мероприятия, накладывающие на врача ответные обязательства, а врачам, соответственно, - в них участвовать. И, наконец, важнейшее ограничение, уже частично действующее в некоторых регионах: полный запрет на визиты медпредставителей к медработникам на рабочее место и в рабочее время.

За несоблюдение этих ограничений ФАС предлагает дисквалифицировать врачей и главных врачей на срок от одного года до двух лет. На фармкомпаний (юридическое лицо) за несоблюдение закона будут налагаться штрафы от 0,01 до 0,15% от суммы выручки правонарушителя, но не менее 300 тыс. руб. Штраф для должностных лиц, нарушивших эти нормы, составит от 30 до 50 тыс. руб. (либо дисквалификация от одного года до двух лет), на граждан - от 10 до 30 тыс. руб.

Принять нельзя отменить

Заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров, от имени которого членам экспертного совета была разослана повестка заседания, намеченного на 6 ноября, к моменту подписания номера "ФВ" в печать был недоступен для комментариев. Начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев от любых комментариев по поводу проекта до 6 ноября отказался.

Среди членов экспертного совета проанализировать текст документа успели немногие. В частности, исполнительный директор AIPM Владимир Шипков, хоть и успел прочитать оба документа, предпочел от преждевременных комментариев воздержаться.

"Важно, чтобы врач был максимально приближен к современной фармацевтике, и во многом эту функцию на себя берут компании-производители. Разумеется, любые ограничения контактов врачей и медпредставителей скажутся самым негативным образом прежде всего на обновлении оперативных знаний врачей о препаратах, а следовательно, и на качестве услуг, предоставляемых пациентам. Но процессы такого взаимодействия должны регламентироваться скорее кодексами чести и внутрипрофессиональными кодексами поведения и ведения бизнеса, чем регуляторными запретами.

Активно действующие на нашем рынке компании связаны кодексом маркетинговой практики, - говорит генеральный директор компании COMCON Pharma Олег Фельдман. - И они по-настоящему заинтересованы в строгом следовании утвержденным принципам, особенно в новых условиях. Внедрение принятых в развитых странах подходов к появлению на рынке новых препаратов, в частности принципов доказательной медицины как в рутинной практике врачей, так и в процедурах формирования различного рода списков, окажутся куда как более эффективными, чем внешние ограничительные меры, которые всегда могут быть обойдены или исполнение которых будет требовать дополнительного надзора и соответствующих затрат".

Впрочем, уже можно ожидать, что инициатива ФАС не останется исключительно проектом. В пользу весьма вероятного прохождения поправок в действующие законы и внесения дополнений в законопроект "Об обращении лекарственных средств" говорит то, что заявленные в них меры заведомо косвенно поддержали глава правительства Владимир Путин и вице-премьер Игорь Сечин, заинтересовавшиеся проблематикой фармацевтического маркетинга с подачи все той же ФАС.

М.САВЧЕНКОВА

А.ПАВЛОВ