Мудрый Юрист

Разногласия г.в. Плеханова и в.и. Ленина по программным вопросам рсдрп

Смертин А.Н., докторант кафедры истории права и государства Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук.

Споры по программным вопросам в редакции радикального издания "Искра" были спорами в рамках политико-правового учения марксизма, обнаружившими, однако, разное понимание некоторых принципиальных положений марксистской теории. В январе 1902 г. в редакции "Искры" обсуждался плехановский проект программы РСДРП, разработка которой явилась одной из важнейших ее задач. В проекте вводной теоретической части программы Плеханова проявились такие характерные черты его произведений, как высокий общетеоретический уровень, логичность и последовательность изложения при явном тяготении автора к созданию внешне непротиворечивой, законченной, но довольно абстрактной конструкции, скрадывающей многообразие форм реального исторического процесса <1>. При этом Плеханов не учитывал конкретные условия России, а ориентировался на построение западноевропейской социалистической политико-правовой модели.

<1> Тарновский К.Н. Революционная мысль, революционное дело. М., 1983. С. 152.

В начале февраля 1902 г. Ленин представил свой вариант первого раздела программы, который, в свою очередь, имел ряд недостатков, на которые указал Плеханов. Так, его не устраивала четко прослеживавшаяся у Ленина тенденция представить российский капитализм в виде уже сложившейся общественно-экономической формации, а пролетариат - единственным революционным классом. Плеханову не без оснований казалось, что Ленин слишком прямолинеен и нетерпелив, так как не улавливает или пренебрегает всей сложностью процесса перехода России на рельсы буржуазных отношений <2>. Позже Ленин признал, что действительно преувеличивал сначала степень проникновения капитализма в деревню и не представлял до конца, насколько силен там антагонизм между всеми слоями крестьянства и помещиками. Но главное заключалось, в том, что у Ленина уже постепенно складывалось в начале XX в. представление об особом типе капиталистического развития России, в результате чего там возник и совершенно новый тип политического движения, тогда как Плеханов в общем и целом считал путь России к вершинам буржуазного прогресса лишь запоздалой копией классической западной модели.

<2> Литературное наследие Г.В. Плеханова. Т. 1. С. 357.

Проекты Плеханова и Ленина передали в согласительную комиссию для доработки без участия самих авторов. В апреле 1902 г. работа над комиссионным вариантом была закончена, причем в основу проекта комиссии был положен текст Плеханова, в который вносились поправки и дополнения Ленина, Засулич и Мартова.

При этом в ряде случаев в роли новатора выступал Ленин, в других - борцом против излишнего "догматизма" в трактовке марксистского наследия был Плеханов. Наконец, нельзя не отметить, что по некоторым вопросам, поднятым в 1902 г. при обсуждении проекта программы РСДРП, споры идут и по сей день, причем сегодня ученые склонны соглашаться с осторожными оценками уровня развития российского капитализма, данными в свое время Плехановым.

Обсуждение статьи Ленина "Аграрная программа русской социал-демократии", подготовленной им в качестве редакционного комментария к аграрному разделу программы, автором которого он являлся, выявило ряд крупных политических разногласий между Плехановым и Лениным <3>. То, что Ленин выбрал для разработки и защиты аграрный раздел партийной программы, немаловажно. Его собственный проект программы с частыми ссылками на крестьян и их судьбу показывал, что он гораздо лучше, чем Плеханов, да и все другие его коллеги, понимал революционные возможности, заключенные в самом существе аграрного вопроса. По другому вопросу - положениям статьи Ленина о национализации земли - разногласия носили более принципиальный характер. Разумеется, что Плеханов и другие члены редколлегии ничего не имели против такой национализации, проведенной в соответствующее время - в эпоху социалистической революции, когда национализация всех средств производства встанет на повестку дня. Но Ленин предлагал осуществить национализацию земли в качестве возможного и уместного акта в эпоху революции против самодержавия <4>. Он считал эту меру самым существенным, после возвращения "отрезков", шагом социал-демократической программы на первом этапе революции. Несомненно, он полагал, что такой лозунг поддержит революционный пыл крестьянства, таким образом, укрепит силы восстания и поможет им упрочить завоевания демократической революции. Ленинский план предусматривал национализацию не только государственной, церковной и помещичьей земли, но и всей земельной собственности в целом. Однако он считал, что уровень политико-юридического развития России ограничивал возможности использовать эту собственность в качестве основы для социалистической организации производства. Поэтому земля должна быть передана на правах аренды частным лицам - крестьянам и другим желающим - на самых выгодных условиях.

<3> Ленинский сборник. М., 1970. Т. 3.
<4> Там же. С. 352 - 354.

В 80-х годах XIX в. подобная идея казалась Плеханову вполне разумной. Однако позже он вслед за Каутским стал считать национализацию земли при капитализме шагом ненужным и вредным, ибо она, по его мнению, могла бы лишь усилить буржуазное государство и тем самым повредить интересам народа. Кроме того, чем дальше, тем больше Плеханов склонялся к мысли о том, что по своему политико-правовому строю Россия и без того слишком напоминает древние восточные деспотии, где государство было верховным собственником земли. Вот почему национализация земли в условиях России представлялась ему особенно опасной и сомнительной мерой.

В ходе дискуссии Плеханов настоял на неприемлемости национализации земли, убрав тем самым этот пункт из статьи Ленина. В августе 1902 г. в четвертом номере "Зари" был напечатан комментарий Плеханова к проекту программы РСДРП. В нем подчеркивалось, что в данный момент обстоятельства складываются для российской социал-демократии на редкость благоприятно, но для того, чтобы быть на высоте положения, ей нужны крепкая политическая организация типа "Земли и воли" и "Народной воли", а также стройная и последовательная марксистская программа. По мнению Плеханова, РСДРП с удесятеренной энергией должна отстаивать идею классовой борьбы, убеждать рабочих в неизбежности социальной революции и в практической осуществимости социалистических требований. Для него было аксиомой, что капитализм развивается вглубь и вширь, уровень эксплуатации наемных рабочих повышается, а вместе с этим обостряется и классовая борьба. Поэтому Плеханов не хотел делать никаких уступок Бернштейну и решительно отвергал выдвинутые им тезисы о прекращении кризисов перепроизводства и устойчивости среднего и мелкого товаропроизводителя в условиях капитализма.

В полной мере разделял он и господствовавший тогда в марксистской политической среде взгляд на социализм как на бестоварное хозяйство, ставя знак равенства между товарным производством и анархией в народном хозяйстве. Столь же однозначным было и мнение Плеханова о неизбежности диктатуры пролетариата, без которой невозможно будет становление социалистического политико-правового строя даже в самых демократических странах. Плеханов подчеркивал, что социалистическая революция нарушит интересы лишь незначительного меньшинства нации, а диктатура пролетариата вовсе не будет означать попрания прав всех остальных классов общества, в том числе и крестьян.

Не обошел Плеханов молчанием и вопрос о национализации земли. "В руках нашего полицейского государства, - писал Плеханов, - и теперь уже сосредоточивается слишком значительная часть производительных средств нашей страны. Содействовать переходу к нему всех тех земель, которыми оно не может теперь распоряжаться как своей собственностью, значило бы способствовать укреплению его сил, продолжению, если не увековечению, его существования. Такая политика соответствует интересам нашей бюрократии, но она коренным образом противоречит интересам революционной партии, а с ними также всей трудящейся и эксплуатируемой массы" <5>. Характеризуя политико-правовую часть программы-минимум РСДРП, Плеханов обратил внимание на требования демократических свобод, отделения церкви от государства и школы от церкви, права наций на самоопределение. Особо подчеркнул он требование демократической республики и установления народоправства.

<5> Плеханов Г.В. Сочинения. М., 1923. Т. XII. С. 235.

Рассматривая с позиции сегодняшнего дня политические разногласия Г.В. Плеханова и В.И. Ленина по программным вопросам партии, невольно приходишь к мысли о закономерности раскола РСДРП на большевиков и меньшевиков. Политические амбиции лидеров партии неумолимо привели к расхождению идейных позиций, а впоследствии к противоборству двух политических сил, ранее стоявших на одной идеологической платформе.