Мудрый Юрист

Механизм социального регулирования в условиях общественных трансформаций № 2

В условиях конкретно-исторических общественных систем механизм социального регулирования в целом и его важнейшие компоненты - правовое и политическое регулирование предполагают не только приспособление таких систем к изменяющимся условиям, но и создание с помощью своих сознательных компонентов нормальных условий для их функционирования и развития <1>. Механизм социального регулирования включает право, в широком смысле, законодательство, сложившиеся традиции (табу, установки поведения по принципу "так принято", технические правила, в том числе вновь создаваемые). Например, центральными механизмами регуляции можно считать свободный рынок в XIX в. и государственную бюрократию и др. То, какой механизм регуляции является центральным, зависит от социально-политической стратегии, обусловливается правовой и политической культурой общества, состоянием экономики, стратификацией общества, всем тем, что в конечном итоге обеспечивает динамику социального развития. Хотя взаимозависимость между компонентами политической системы и центральным механизмом регуляции имеет место, источник их эволюции следует искать в изменении социальных ролей субъектов политики, прежде всего, личностей, социальных групп, их социального статуса. Именно изменение социальной организации дает импульс изменению правовой и политической культуры, менталитета общества <2>, влияет на развитие гражданского общества и тип экономической системы. Не последнюю роль в формировании центрального механизма регуляции играет право и сложившаяся исторически иерархия ценностей.

<1> Регулятивные средства и механизмы, которые, выражаясь в нормах, относятся к такому исходному элементу общества, как культура. Постепенно создается инфраструктура регулятивных механизмов; она выражается в устойчивой модели нормативно-организационных форм регулирования. Право занимает центральное место в системе социального регулирования. Общество нуждается не только в строго определенной мере социального регулирования, но и в определенной мере правового регулирования (см.: Алексеев С.С. Теория права. М., 1994. С. 30 - 50). Под политическим регулированием понимают способность человеческого общества к саморазвитию с помощью определенных средств (государственной власти, самоуправленческих начал и т.д.), обеспечение функционирования конкретной общественной системы, а также ее развития при определенных условиях и на определенной основе (см.: Трухин А.Н., Алексеев А.С. Проблема общечеловеческого в политике. Иркутск, 1990. С. 37).
<2> Под менталитетом общества здесь и далее следует понимать исторически сложившуюся устойчивую систему культурных, этнических, психологических, политических, когнитивных установок и предрасположенностей индивида и социетальной общности действовать и воспринимать мир, социально-политическую реальность определенным образом.

Реформирование советского права с 1985 г. и в 1990-е годы способствовало обновлению институтов, имеющих значение для развития демократии, экономики. Но реформы не дали и не могли дать скорых результатов, не привели к кардинальным изменениям в обществе, общественном сознании. Причин тому достаточно много. В частности, с самого начала имели место заимствования в области механизмов регулирования общественной сферы, не учитывающие традиции страны и ее полиэтнического общества. Имел место параллелизм в законотворческой деятельности, было создано немало половинчатых законов без действенных юридических механизмов, что спровоцировало "войну законов", многие законодательные нововведения были парализованы. Здесь следует оговориться, что социальные предписания, создаваемые государственными органами, являются правовыми, а не организованными общностями - обычными нормами. Чем развитее общество, тем большим количеством технических правил, создаваемых в рамках действующего государственного режима и правовой системы, имеют возможность пользоваться его члены. Особый вид социальных предписаний - право, чьи санкции обеспечивает государство. В то же время сегодня в системе социального регулирования не последнее место занимают обычные правила этнических общностей Российской Федерации, которые созвучны с менталитетом социетальных общностей, способствуют стабилизации политического процесса или действуют как консервативная и даже реакционная сила. Обычные правила чаще подвергаются пересмотру в условиях трансформации. Единой технологии трансформационных перемен нет <3>. Трансформационный процесс предполагает преодоление основополагающих элементов старого порядка. При этом в каждом конкретном случае кардинальные преобразования правовой и политической систем, переориентация духовно-культурных ориентиров общества, смена экономических систем как объективные процессы предполагают выбор технологий трансформационных процессов, который осуществляется самостоятельно.

<3> Данилов А.Н. Переходное общество: проблемы системной трансформации. Минск, 1998. С. 11, 12.

Важнейшими задачами механизма социального и политического регулирования являются придание большей эластичности всем каналам индивидуальной и организационной коммуникации; стимулирование активности горизонтальных каналов коммуникации между всеми организационно-управленческими структурами государства; удовлетворение человеческих потребностей, достижение такого состояния общества, когда социальные цели нашли свое отражение на индивидуальном уровне. Межкультурные контакты способствуют диффузии и универсализации ценностей, с одной стороны. Следовательно, возрастание гетерогенности систем ценностей есть результат прогрессирующей дифференциации интересов и потребностей в отдельных странах и сотрудничества как в рамках отдельных стран, так и между ними. С другой стороны, в менталитетах социетальных общностей остается нечто константное, несмотря ни на какие внешние воздействия, что дает повод говорить о самоценных нации, народе, этносе по прошествии многих веков со времен их возникновения.

Этнос, народ, конкретная социальная общность имеют свою собственную внутреннюю структуру - это строго определенная норма отношений между коллективом и индивидом и индивидов между собой. Эта норма негласно существует во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития. Для членов этого этноса норма нетягостна, незаметна. Явление известно как традиция, модификация социальных взаимоотношений, как стереотип поведения, варьирующий в локальных зонах и внутривидовых популяциях <4>.

<4> Гумилев Л. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993. С. 29, 62, 101.

Актуальными практическими и теоретическими задачами являются проблемы, с которыми сталкивается механизм социального и политического регулирования. Первая из них определяется выбором целей. Цели, которые реализуются обществом, обусловливаются этапом его развития, политической стратегией, если речь идет о сознательном программировании социальной жизни, при котором обеспечивается предвосхищение, опережающее приспособление внутренней структуры к изменениям среды. Вторая проблема связана с тем, что механизм социального и политического регулирования располагает средствами, обеспечивающими лишь опосредованный контакт со сферой реальных действий. Его функции состоят в направлении таких действий. В данном случае важен выбор государством концепции организационной структуры - автократической, плюралистической, ориентированной на сотворчество управляющих и управляемых и др. Если организация государства принимает форму креативного, или инновационного, типа, возможно продвижение к цели; для этого необходима постоянная концентрация политической элиты на проблемах, описанных выше. Благодаря этому возможен учет локальных аспектов развития огромной страны, а также творческое применение преимуществ либеральной, социалистической, консервативной идеологий и их модификаций в реальной политической практике. Безусловно, необходимо постоянное соотнесение планов, тактических средств достижения стратегической цели с состоянием общества. Речь может идти о постоянном реагировании механизма политического регулирования на те ограничения в реализации программ, которые обусловливаются политическими, социальными, организационными, психологическими процессами и явлениями, сопровождающими процесс реформирования общества путем принятия эффективных политических решений, не ограничиваясь только методами "реагирования", но и поддержанием политической системы в состоянии "неустойчивого равновесия". Третья проблема - эффективное использование научного потенциала, использование науки в управлении. Связь науки и политики может быть реализована лишь тогда, когда стратегические решения о перспективах развития общества принимаются в процессе свободного научного и политического дискурса проблем. Распространение научного этоса в обществе возможно, когда в обществе появляются предпосылки для достижения консенсуса. В свою очередь, консенсус достижим при условии, что экономическая и социальная дифференциация общества не оказывает пагубного влияния на процессы человеческого познания и взаимопонимания, и наука не является элементом социальной дезинтеграции как внутри отдельного общества, так и всего мира <5>. Социальная интеграция - это не только сотрудничество, лояльность, но и совместное участие в общественной деятельности людей. Процессы регуляции должны стимулировать социальную интеграцию и опираться на нее. Четвертая проблема, которая должна быть одной из приоритетных в обеспечении функционирования механизма политического регулирования, - учет ментальности российского общества.

<5> Хунагов Р.Д. Проблема рациональности в политике и управлении. М., 1995. С. 78, 89.

Поиски путей совершенствования механизмов нормативно-правового регулирования политических и общественных систем вновь и вновь подтверждают тот факт, что не может быть нивелировки, унификации в подходах к рассмотрению и развитию указанных механизмов. Политика трансформации российского общества, основывающаяся на законе, призвана - при условии преодоления ее непоследовательности, просчетов - постепенно раскрепостить естественный процесс эволюции социальных структур, преодолеть кризисные явления в их взаимоотношениях. Для всех времен остается актуальным утверждение, что политическое положение народа внутри страны и извне всегда соответствует его моральной силе и силе государства.