Мудрый Юрист

Обзор основных форм статотчетности для учреждений здравоохранения

"Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 11

Каждый год медицинские учреждения представляют в органы Росстата различные сведения о деятельности в сфере здравоохранения, при этом практически каждый год статведомство обновляет отчетность, добавляя работы бухгалтерии. Заполнение форм может вызвать затруднения еще и потому, что данные статистического и бухгалтерского учета не всегда идентичны. В статье рассказано о том, какие корректировки следует провести и что нужно учесть при составлении статотчетности.

Краткий обзор действующих в сфере здравоохранения форм статотчетности

Перечень форм статотчетности в настоящий момент установлен несколькими нормативными документами. Мы выделим Приказ Росстата от 07.08.2009 N 163 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере здравоохранения, травматизмом на производстве и естественным движением населения" (далее - Приказ Росстата N 163), которым утверждены новые формы статотчетности:

В связи с этим аналогичные формы, утвержденные ранее Приказом Росстата N 153 <*>, признаны утратившими силу. В то же время действие отдельных форм и приложений к ним продлено на следующий отчетный период, например действие Приложения к Сведениям по форме N 7-травматизм.

<*> Приказ Росстата от 02.07.2008 N 153 "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за численностью и составом населения, травматизмом на производстве и деятельностью в сфере здравоохранения на 2009 год".

Помимо отраслевых статформ учреждения здравоохранения заполняют формы общей направленности, такие как сведения об объеме платных услуг населению (годовая и месячная формы) (Приказ Росстата от 20.08.2009 N 177), сведения о просроченной задолженности по заработной плате (Приказ Росстата N 138 <*>). Есть и другие статформы, но мы остановимся на перечисленных, которые представляют практически все учреждения сферы здравоохранения.

<*> Приказ Росстата от 15.07.2009 N 138 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, оплатой и условиями труда работников".

Отраслевые Сведения по форме N 1-здрав

Утвержденные Приказом Росстата N 163 Сведения по форме N 1-здрав представляют юридические лица, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности, имеющие лицензию на осуществление медицинской деятельности и оказывающие услуги по медицинской помощи населению. Сведения по форме N 1-здрав - самые объемные, они включают 8 разделов:

  1. Юридические лица, оказывающие услуги по медицинской помощи населению.
  2. Структурные подразделения (отделения, кабинеты).
  3. Деятельность амбулаторно-поликлинических (стационарно-поликлинических) организаций.
  4. Деятельность коечного фонда.
  5. Медицинские кадры.
  6. Хирургическая работа медицинской организации.
  7. Сведения о прерывании беременности.
  8. Сведения о числе зарегистрированных заболеваний.

В разд. 1 приводятся сведения о типе учреждения, которое оказывает медицинские услуги населению. Их следует взять из уведомления о присвоении кодов территориальными органами Росстата, что должно соответствовать Общероссийскому классификатору форм собственности <*> (ОКФС).

<*> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 30.03.1999 N 97.

В разд. 2 указываются данные о количестве всех структурных подразделений учреждения, начиная с поликлиник (амбулаторий), женских консультаций и заканчивая дневными стационарами, фельдшерско-акушерскими пунктами, входящими в состав больничных учреждений.

Раздел 3 заполняют самостоятельные амбулаторно-поликлинические организации, включая стоматологические, диспансеры, медсанчасти без стационаров, здравпункты, прочие учреждения, оказывающие амбулаторно-поликлиническую помощь. Один из показателей деятельности таких учреждений - мощность (число посещений в смену). Считать данный показатель опытным путем не нужно, достаточно определить площадь помещения, в котором оказывается амбулаторно-поликлиническая помощь <*>. Далее следует разделить фактическую площадь на нормативную, по отношению к которой Росстатом уже посчитано число посещений (в отдельной таблице). Например, бюджетное учреждение, оказывающее различные виды медицинских услуг, для расчета принимает нормативный показатель, равный 6,8 кв. м на одно посещение в смену (для отдельно расположенных учреждений). Тогда с фактической площади 680 кв. м число посещений в смену составит 100. В этом же разделе есть еще один показатель - число посещений врачей (за год). В Указаниях по заполнению раздела не сказано, как считать такие посещения, один из вариантов - воспользоваться сведениями из журнала выписки направлений пациентов к врачу.

<*> В площадь не включаются коридоры, тамбуры, переходы, площади, занятые инженерными сетями и оборудованием.

Раздел 4 заполняют больничные учреждения, медсанчасти со стационаром, диспансеры со стационаром, прочие учреждения, выполняющие услуги по оказанию стационарной помощи населению. Для его заполнения нужно правильно посчитать койки (развернутые и свернутые) и распределить их по специализации (кардиология, хирургия, онкология, наркология, неврология и т.д.). С такой же детализацией по направлениям медицинской помощи следует указать количество больных, поступивших в отчетном году.

В разд. 5 приводятся данные по кадровому учету бюджетного учреждения, включающие численность и квалификацию врачей.

В отдельный разд. 6 выделена хирургическая помощь, оказываемая в учреждении. Здесь приводятся три показателя: число операций в круглосуточном, дневном стационаре и в амбулаторно-поликлиническом отделении. По каждому из названных показателей указывается общее число операций, независимо от того, сколько их было сделано одному больному (одномоментно или в разные сроки).

Раздел 7 заполняют медицинские организации, в которых производится прерывание беременности (сведения о количестве таких случаев указываются в зависимости от возраста пациенток).

И наконец, в разд. 8 обобщается информация о количестве зарегистрированных в медицинском учреждении заболеваний. Заболевания показываются по классам болезней в соответствии с кодами по Международной статистической классификации болезней и проблем, которые предусмотрены в статформе. Сведения о числе зарегистрированных заболеваний включают (в отдельную группу выделяются дети):

Учреждение, имеющее в своем составе поликлиническое отделение, ведущее только консультативный прием, включает сведения о заболеваемости только в том случае, если в данном учреждении у пациента не только выявляется заболевание, но и осуществляется лечение больного и наблюдение за ним. Не включаются в количество зарегистрированных заболеваний случаи обращения в приемные отделения больничных учреждений, в которых в вечернее и ночное время оказывается неотложная помощь гражданам.

Как видим, в Сведениях по форме N 1-здрав больше количественных и качественных, нежели стоимостных показателей деятельности учреждения, которых нет в бухгалтерском учете. Поэтому бухгалтеру будет непросто заполнить данную отраслевую форму. Возможно, даже лучше, если ее заполнением займутся сотрудники учреждения, владеющие информацией о качественных и количественных показателях деятельности, а бухгалтер может лишь проконтролировать правильность заполнения статформы и соответствие данных в ней. Срок представления сведений по форме N 1-здрав (годовая) - не позднее 15 января после отчетного периода.

Сведения по форме N 7-травматизм и Приложение к ней

Сведения по форме N 7-травматизм представляют в органы статистики юридические лица всех форм собственности, осуществляющие все виды экономической деятельности, в том числе и в сфере здравоохранения.

Сведения по форме N 7-травматизм включают данные о пострадавших при несчастных случаях с утратой трудоспособности, в том числе их количество, число дней нетрудоспособности, а также количество пострадавших, переведенных на другую работу согласно медицинскому заключению. Неотъемлемым показателем сведений является сумма затрат на мероприятия по охране труда, в том числе затраты на улучшение условий и охраны труда на производстве, за счет всех источников финансирования в соответствии с коллективным договором и планом мероприятий по охране труда. Вся эта информация представляется по данным бухгалтерского учета учреждения. В разделе "Справочно", который должен быть заполнен в обязательном порядке, указываются среднесписочная численность работающих и наличие здравпункта (врачебного кабинета). Срок представления Сведений по форме N 7-травматизм (годовая) - до 25 января после отчетного года.

В составе этих сведений есть Приложение "Сведения о распределении числа пострадавших при несчастных случаях на производстве по основным видам происшествий и причинам несчастных случаев", форма которого утверждена Постановлением Росстата N 23 <*>. От основной формы Приложение отличает то, что в нем приводятся данные о причинах несчастных случаев, в том числе вызванных конструктивными недостатками машин, механизмов и оборудования. Такое Приложение заполняется один раз в три года (2004, 2007, 2010 гг.) на основании Акта о несчастном случае на производстве (ф. Н-1 <**>), а указанные в Приложении данные должны совпадать с данными Сведений по форме 7-травматизм.

<*> Постановление Росстата от 06.07.2004 N 23 "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за численностью и составом населения, деятельностью, осуществляемой в сфере здравоохранения на 2005 год".
<**> Утверждена Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях".

Одна из кризисных форм статотчетности

В условиях финансовой нестабильности Росстатом разработаны две новые формы 3-ф "Сведения о просроченной задолженности по заработной плате" - месячная и декадная. На 2010 г. данные формы утверждены Приказом Росстата от 15.07.2009 N 138 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, оплатой и условиями труда работников", а в 2009 г. действует только декадная форма, утвержденная Приказом Росстата N 284 <*>.

<*> Приказ Росстата от 21.11.2008 N 284 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения за просроченной задолженностью по заработной плате".

Однако учреждения сферы здравоохранения начиная с 2010 г. будут представлять в органы статистики только форму N 3-ф (месячная). В ней несколько показателей, основными являются среднесписочная численность и просроченная задолженность по заработной плате работников списочного и несписочного состава (с учетом совместителей и уволенных работников). Задолженностью по зарплате признаются суммы, фактически начисленные работникам, но не выплаченные в срок, установленный коллективным договором или договором на расчетно-кассовое обслуживание, заключенным с банком. Число дней задержки считается со следующего дня после истечения этого срока, а сама зарплата рассчитывается с учетом НДФЛ и других удержаний, то есть столько, сколько начислено, а не сколько подлежит выплате на руки работникам учреждения.

В форме N 3-ф (месячная) показывается вся сумма просроченной задолженности по заработной плате (включая переходящие остатки задолженности за предыдущие периоды, НДФЛ и отпускные), не учитывается лишь задолженность на внутримесячные даты (аванс). Отдельно в статформе указывается сумма просроченной задолженности по заработной плате работникам из-за несвоевременного получения средств целевого финансирования из бюджетов всех уровней (федерального, субъекта РФ, местного).

Для сравнения в форме N 3-ф (месячная) отведено место для указания фонда заработной платы за последний календарный месяц, за который производились начисления работникам списочного и несписочного состава, включая внешних совместителей. В состав фонда зарплаты входят суммы оплаты труда (в денежной и неденежной формах) за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, доплаты и надбавки, премии, поощрительные и иные выплаты работникам.

Для учреждений, оказывающих платные медицинские услуги

За 2009 г. учреждения здравоохранения, оказывающие платные услуги населению, должны отчитаться перед органами статистики по форме N 1-услуги "Сведения об объеме платных услуг населению", утвержденной Приказом Росстата от 20.08.2009 N 177 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере услуг и туризма, а также за правонарушениями в сфере экономики" (далее - Сведения по форме N 1-услуги). Срок ее представления - до 1 марта после отчетного года, за который отчитывается учреждение. В отчетности выделены различные виды услуг, учреждения здравоохранения заполняют строку, отведенную для оказания платных медицинских услуг (код ОКУН <*> 081000). Есть еще строки под санаторно-оздоровительные и ветеринарные услуги (коды ОКУН 082000 и 083000), которые заполняются учреждениями, предоставляющими такие услуги.

<*> Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН), утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.

В дополнение к указанной форме каждый месяц учреждения заполняют Приложение N 3 к форме N П-1 "Сведения об объеме платных услуг населению по видам". Оно отличается от основной формы тем, что в нем сведения об объеме услуг приводятся в сравнении за отчетный и предыдущий месяцы. Данные, отраженные в Приложении, должны согласовываться с данными предыдущих и последующих таких же ежемесячных отчетов, а за год должны соответствовать данным, указанным в Сведениях по форме N 1-услуги.

Основным показателем является общий объем платных услуг, оказываемых населению, который представляет собой сумму денежных средств, уплаченных самим потребителем или организацией (предприятием), в которой он работает, за оказанную потребителю (или членам его семьи) услугу. При расчете показателя "Объем платных услуг населению" в многочисленных формах Росстат советует воспользоваться Указаниями по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя "Объем платных услуг населению", утвержденными Приказом Росстата от 23.07.2009 N 147 (далее - Указания N 147). Рассмотрим этот показатель подробнее.

Показатель "Объем платных услуг населению"

Данный показатель отражает объем потребления гражданами различных видов услуг, оказанных им за плату. Сведения, собранные на его основе, используются исключительно в статистических целях:

Внимание! Показатель объема услуг не предназначен для использования в других целях, в том числе фискальных, например в качестве налогооблагаемой базы или иного элемента налогообложения. При этом во всех формах статнаблюдения объем платных услуг указывается в стоимостной оценке с учетом предъявленного покупателям (заказчикам) налога (НДС) (п.п. 1 и 4 Указаний N 147).

Для целей статистического учета под оказанием платных услуг следует понимать производимую по заказу потребителей на возмездной основе деятельность. Услуги считаются платными, когда они выступают объектом купли-продажи (п. 3 Указаний N 147). Платные услуги населению подразделяются в соответствии с действующим Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), который включает в том числе медицинские услуги. Среди них можно выделить:

Как видим, список услуг открытый, поэтому учреждение вправе включить сведения по всем оказываемым платным медицинским услугам. При этом не все поступившие суммы будут учитываться при расчете показателя объема платных услуг населению.

Что включается в стоимость платных услуг? Величина оказанных населению за определенный период времени платных услуг измеряется стоимостным показателем объема услуг, который отражает общий объем денежных средств. В объем медицинских услуг, оказываемых учреждением, включается фактическая плата населения:

В стоимости платных медицинских услуг также учитываются суммы, полученные непосредственно от пациентов за оказание им или членам их семей медицинских услуг, и суммы, оплачиваемые по полисам добровольного медицинского страхования.

Что не учитывается в объеме платных услуг? В расчет данного показателя не включаются:

Отметим, отдельные из перечисленных поступлений не только не отражаются в формах статистики касательно объема платных услуг населению, но и исключаются из доходов учреждения для целей бухгалтерского учета и налогообложения.

Как определяется момент признания платных услуг? Согласно Указаниям N 147 платные услуги учитываются на момент их реализации (отчуждения), то есть на момент перехода права собственности от исполнителя к потребителю услуги. При этом различают:

Самый простой вариант, когда эти два момента совпадают по времени. Тогда это будет считаться моментом учета платных услуг в целях статистического наблюдения.

В случае предварительной оплаты заказанной услуги моментом ее учета является момент окончания оказания услуги. Поэтому, если на балансе на отчетную дату числятся суммы предоплаты по неоказанным медицинским услугам, данные суммы не включаются в формы статистики. Медучреждения, которые работают по предоплате, признают для целей статистики услугу в момент ее оказания (на конец месяца или на иную отчетную дату непрерывного оказания услуг). Если принятая в организации учетная политика не позволяет учитывать услугу на момент окончания ее оказания, а оплата услуги производится предварительно, то в порядке исключения допускается учитывать ее на момент оплаты (п. 9 Указаний N 147).

В случае внесения оплаты после окончания оказания услуги моментом ее учета в целях статистики является день оплаты. Таким образом, для заполнения статформы организации следует выделить оказанные услуги и посмотреть, все ли из них оплачены. Те услуги, которые по каким-либо причинам не оплачены, в статистические данные не включаются. Этот момент необходимо учесть учреждениям, рассчитывающимся с абонентами после оказания услуг. У таких учреждений данные статистики могут отличаться от данных бухгалтерского учета. Кроме названного нюанса, есть еще одна причина, которая не позволяет для заполнения форм статистики воспользоваться данными бухгалтерской отчетности. Дело в том, что в показателе "Объем платных услуг населению" отражаются не все доходы, полученные учреждением, а только те, которые относятся к покупателям (заказчикам) - физическим лицам. Поступления от юридических лиц не указываются в формах статистики по показателю "Объем платных услуг населению".

Как представляются сведения в орган статистики?

Сведения об объеме платных услуг населению представляются организацией территориальному органу Росстата на бланке формы федерального статистического наблюдения в соответствии с порядком, приведенным в Указаниях N 147, не позднее установленного срока (п. 5 Указаний N 147). Учет платных услуг в фактически действовавших ценах реализации ведется строго за отчетный период на основании данных первичного учета организации. Когда форма статистики представляется в территориальные органы Росстата в целом по юридическому лицу, то есть по всем его филиалам и структурным подразделениям, независимо от их местонахождения, тогда и данные об объеме платных услуг населению показываются в целом по юридическому лицу. Если организация ведет статистический отчет по каждому структурному подразделению, то сведения об объеме платных услуг населению показываются ею по каждому подразделению и по юридическому лицу в целом (без подразделений) (п. 5 Указаний N 147).

Таким образом, для медицинских учреждений, имеющих обособленные подразделения, объем статформ увеличивается в зависимости от количества и месторасположения таких подразделений (п. 6 ст. 8 Федерального закона N 282-ФЗ <*>). Для заполнения практически всех статформ прописаны одинаковые указания. Их суть в следующем. Учреждения, имеющие структурные подразделения, заполняют каждую форму статистики отдельно о деятельности:

<*> Федеральный закон от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ".

Руководитель учреждения должен назначить должностных лиц, уполномоченных представлять статистическую информацию от имени юридического лица, в том числе в обособленных подразделениях, расположенных в различных регионах. Порядок представления статистических сведений в территориальные органы Росстата прописан в Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ N 620 <*>.

<*> Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 N 620 "Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета".

Ответственность за непредставление форм статистики

Не секрет, что отдельные бюджетные учреждения по примеру коллег - коммерческих организаций формально относятся к составлению статформ. В этом нет ничего хорошего, поскольку за непредставление (несвоевременное представление) статсведений, а также за представление их в неполном объеме или в искаженном виде предусмотрена ответственность (п. 14 Постановления Правительства РФ N 620). Учреждения должны возместить органам статистики ущерб, возникший из-за необходимости исправления итогов сводной отчетности в связи с представлением искаженных данных или нарушением сроков представления отчетности. В КоАП РФ предусмотрена отдельная ст. 13.19., согласно которой нарушение порядка представления статинформации, а равно представление недостоверной информации, может привести к штрафным санкциям в размере от 3 до 5 тыс. руб. Конечно, штрафные санкции не так уж высоки, но в любом случае неприятны.

Надеемся, что обзор форм статистики за 2009 г. поможет бухгалтеру медицинского учреждения своевременно и правильно отчитаться по статистике.

Эксперт журнала

"Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение"

С.ЛОКТЕВА