Мудрый Юрист

История национального самоопределения народов России

В Конституции РСФСР 1925 г. впервые наиболее полно были отражены вопросы правового статуса автономных республик и областей и их взаимоотношений с РСФСР. Федерация, исходя из равенства прав всех советских граждан, объявляла несовместимым с законами республики какое бы то ни было ограничение равноправия национальных меньшинств и признавала за отдельными национальностями право на выделение в автономные советские социалистические республики или области. Данное право могло реализоваться по решению их съездов Советов с последующим утверждением высшими органами РСФСР (ст. 13). Конституция подробно регламентировала отличия в правовом положении различных автономных образований.

РСФСР, входившая в состав СССР, формально не изменила своего внутреннего государственного устройства, основанного на автономных образованиях. При этом в Конституцию РСФСР впервые были включены новеллы об обязательном утверждении ВЦИК и Всероссийским съездом РСФСР Конституций АССР и о конституционном праве ЦИК автономных республик издавать законодательные акты "в пределах прав, предоставленных АССР" (ст. 48). Но в каких пределах эти акты могли издаваться, по каким вопросам, каких отраслей управления касаться и т.д., Конституция не определила.

Сопоставляя статьи Конституции РСФСР и конституций автономных республик, можно увидеть, что большая часть статей в конституциях АССР полностью воспроизводят соответствующие статьи Конституции РСФСР, остальные же либо конкретизируют ее нормы применительно к особенностям АССР, либо вызваны местными условиями и регулировали отношения, характерные только для автономной республики. Все автономные республики не обладали суверенной государственной властью в полном смысле этого слова, т.е. не могли участвовать в деятельности международных отношений; республика в составе Федерации не имела права вступать в отношения с иностранными государствами; власть не обладала верховенством; не располагала правом принимать в гражданство республики и т.д.

В то же время в ходе развития РСФСР наблюдается постепенное повышение статуса и роли автономных республик, особенно в решении хозяйственных, социально-культурных и государственных вопросов. Принятые в соответствии с новой Конституцией СССР и РСФСР Конституции АССР семидесятых годов отражали успехи республики в социально-культурном строительстве; характер развития народного хозяйства.

В понимании природы автономной республики в советской литературе не было единства. Согласно распространенной точке зрения автономная республика являлась несуверенным государством <1>. Другие считали, что автономная республика - государство, но такое, которое обладает специфическим суверенитетом или хотя бы признаками последнего. Третья группа авторов исходила из того, что автономная республика есть суверенное государство <2>. Еще одна группа исследователей придерживается мнения, что автономная республика не может быть государством. Сторонники последней точки зрения рассматривают автономную республику как образование, ориентированное на проблемы внутреннего самоуправления в рамках суверенного государства и его конституции. Они, в частности, полагают, что автономная республика может и должна рассматриваться как самоуправление <3>. Такая оценка автономной республики не соответствует ее юридическому статусу: искажает волю законодателей РСФСР и автономных республик, закрепивших государственный характер политической автономии. В отличие от края (области) во взаимоотношениях союзной республики с АССР наблюдались элементы федеративных связей, автономные республики являлись субъектами федеративной формы устройства государства, основанной на автономии. На эту особенность, в частности, указывает ст. 125 Конституции РСФСР о полномочиях Совета Министров РСФСР: "Осуществляет руководство деятельностью исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов", а работу Совета Министров автономных республик "направляет и проверяет".

<1> Лепешкин А.И. Советский федерализм. М., 1977. С. 21 - 22; Железнов Б.Л. Компетенция РСФСР и ее субъектов. Казань, 1974. С. 7; Еникеева З.Г. Автономная республика. М., 1964. С. 11.
<2> Златопольский Д.Л. СССР - федеративное государство. М., 1967. С. 216.
<3> Каримов А.И. Компетенция высших органов власти автономной республики. Казань, 1976. С. 6.

Профессор Б.Л. Железнов утверждал, что после 1978 г. уже не осталось теоретических и практических аргументов в пользу непризнания автономной республики государством. Однако некоторые авторы продолжают настаивать, что автономная республика не является государством. Так, профессор Ю.М. Козлов пишет, что даже по точному конституционному смыслу она не могла быть национальным государством, ибо ей не хватало одного из существенных признаков государства вообще, а именно суверенитета <4>.

<4> Козлов Ю.М. Исполнительная власть: региональные уровни // Вестник МГУ. 1993. Сер. 11. N 1. С. 13.

В идеологическом плане советская автономия являлась формой разрешения национального вопроса. Следует согласиться с утверждением профессора Д.Л. Златопольского <5>, что Российская, Закавказская Федерации и Союз ССР создавались, чтобы служить средством разрешения национального вопроса. Народы автономных республик были приобщены к научным достижениям, прошли индустриализацию и культурную революцию, научились жить в условиях сотрудничества республик и областей. В то же время они пережили репрессии, насильственные перемещения. Поэтапное развитие государственности в автономных республиках связано с укреплением этнического самосознания народов. Конституционные нормы автономных республик действовали лишь в части построения, организации и деятельности органов государственной власти, а по остальным вопросам они зависели от решений соответствующих структур СССР и РСФСР. Представительство автономной республики в определенной мере было вписано в систему федеральных органов СССР, и это воспринималось как факт наделения автономной республики элементом союзной правосубъектности. Вся деятельность автономной республики была гарантированна и защищена конституционными нормами, находясь под контролем союзных органов. Подписание Федерального договора и принятие Конституции России 1993 г. открыло новейший этап развития российской государственности.

<5> См.: Златопольский Д.Л. Государственное единство Российской Федерации: некоторые аспекты проблемы // Вестник МГУ. 1994. Сер. 11. N 3.