Мудрый Юрист

Правила эксплуатации лазерной техники

"Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 11

Многие медицинские организации используют в работе современное лазерное медицинское оборудование или отдельные узлы, оснащенные лазерами. Несмотря на то что технический прогресс привел к совершенствованию лазерной медицинской техники, нормативная база в отношении санитарных правил работы с ней с 1991 г. до сегодняшнего дня существенных изменений не претерпела. То есть медикам приходится руководствоваться документами времен СССР. Кстати, указанные правила частично пересекаются с нормами трудового законодательства, которое, в отличие от них, уже поменялось. Об этих правилах, а также о том, какие хлопоты может доставить отсутствие гармонизации нормативной базы, имеющей отношение к работе с лазерным медицинским оборудованием, вы узнаете из нашей статьи.

Санитарные нормы 1991 года действительны

Санитарные нормы и правила устройства и эксплуатации лазеров утверждены заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 31.07.1991 N 5804-91 (далее - Правила N 5804-91). Тот факт, что эти нормы в настоящее время подлежат применению, засвидетельствован Письмом Роспотребнадзора от 16.05.2007 N 0100/4961-07-32 (далее - Письмо N 0100/4961-07-32). В нем приведен Перечень основных действующих нормативных и методических документов по гигиене труда, а также сказано следующее: в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории Российской Федерации действуют санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, утвержденные, в частности, Минздравом СССР, в части, не противоречащей санитарному законодательству Российской Федерации. Указанные документы действуют впредь до отмены либо принятия новых нормативных правовых актов взамен существующих.

Опасно - безопасно

Правила N 5804-91 устанавливают предельно допустимые уровни (ПДУ) лазерного излучения при различных условиях воздействия на человека, классификацию лазеров по степени опасности генерируемого ими излучения, а также требования:

Следует иметь в виду, что значения ПДУ опасных и вредных производственных факторов на рабочем месте, оборудованном лазерной техникой, регулируются также ГОСТами, СНиПами, СН и иными документами, которые перечислены в Приложении 1 к Правилам N 5804-91. Однако многие из этих документов утратили силу или заменены новыми нормативами.

Биологическое воздействие лазерного излучения на организм зависит от длины волны излучения, длительности импульса (воздействия), частоты следования импульсов, площади облучаемого участка, а также от биологических и физико-химических особенностей облучаемых тканей и органов. Механизм взаимодействия излучения с тканями может быть тепловым, фотохимическим, ударно-акустическим и др.

Классификация лазеров по степени опасности генерируемого излучения приведена в разд. 4 Правил N 5804-91. Класс лазера определяется с учетом его мощности и ПДУ при однократном воздействии генерируемого излучения. В Правилах упоминаются четыре класса опасности генерируемого излучения.

  Класс  
лазера
        Опасно         
      Безопасно      
   Примечание    
I        
-                      
Для глаз и кожи      
-                
II       
При облучении кожи     
или глаз
коллимированным <*>
пучком
При облучении кожи   
или глаз диффузно
отраженным излучением
-                
III      
При облучении кожи     
или глаз
коллимированным <*>
пучком и облучении
глаз диффузно
отраженным
излучением
на расстоянии 10 см
от отражающей
поверхности
При облучении кожи   
диффузно отраженным
излучением
Класс            
распространяется
только на лазеры,
генерирующие
излучение
в спектральном
диапазоне II
IV       
При облучении глаз     
или кожи диффузно
отраженным
излучением
на расстоянии 10 см
от отражающей
поверхности
-                    
-                
<*> Коллимированное лазерное излучение - лазерное излучение, заключенное в ограниченном телесном угле (п. 2.11. Правил N 5804-91).

Классификацию лазеров осуществляет предприятие-изготовитель. Оно использует расчетный метод, основанный на анализе выходных характеристик излучения. Пример расчета приведен в разд. 5 "Контроль уровней опасных и вредных факторов при работе с лазерами" Правил N 5804-91. В этом разделе есть таблица, в которой отражена зависимость опасных и вредных факторов от класса лазера (ГОСТ 12.1.040).

Дозиметрический контроль и организационно-распорядительные документы ЛПУ

Рекомендации по проведению дозиметрического контроля относятся к предупредительному (оперативному) и индивидуальному дозиметрическому контролю.

Администрация организации обязана разработать и утвердить внутренний регламент, в соответствии с которым предупредительный дозиметрический контроль проводится не реже одного раза в год в порядке текущего санитарного надзора (п. 5.4. Правил N 5804-91). Также указанный вид контроля предусмотрен:

Индивидуальный дозиметрический контроль проводится при работе на открытых лазерных установках (экспериментальные стенды), а также в тех случаях, когда не исключено случайное воздействие лазерного излучения на глаза и кожу.

А вот еще одно требование к наличию организационно-распорядительных документов в ЛПУ. Руководство организации должно приказом назначить лицо, ответственное за проведение дозиметрического контроля, из числа инженерно-технических работников. Этот специалист обязан пройти специальное обучение и работать в соответствии с должностной инструкцией (п. 5.8. Правил N 5804-91).

Методы проведения различных форм дозиметрического контроля лазерного излучения содержатся в ГОСТах.

Безопасная эксплуатация лазеров

Согласно ст. 219 ТК РФ каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, и на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности.

Раздел 7 Правил N 5804-91 посвящен требованиям к эксплуатации лазерного оборудования, условиям безопасной работы с лазерными изделиями, а также требованиям к их транспортировке, юстировке, применению средств индивидуальной защиты, вытяжной вентиляции, оборудованию дверей помещений, размещению знаков опасности. Форма знаков опасности приведена в Приложении 4 к Правилам N 5804-91.

Кроме того, в разд. 7 Правил N 5804-91 приводятся отдельные требования к конструкции самой лазерной аппаратуры и к помещению, в котором она эксплуатируется. Для некоторых классов лазерных изделий предусмотрен обязательный перечень прилагаемой документации, в состав которой входит санитарный паспорт. Форма такого паспорта приведена в Приложении 5 к Правилам N 5804-91.

Согласно п. 8.8. Правил N 5804-91 в ЛПУ необходимо завести журнал оперативных записей по эксплуатации и ремонту лазерной установки. В нем регистрируются все нарушения в работе лазера, несоответствие средств индивидуальной защиты предъявленным к ним требованиям и другие отступления от штатного режима работы. Эти же обстоятельства должны быть незамедлительно доведены до сведения администрации.

Раздел 9 Правил N 5804-91 посвящен средствам защиты от лазерного излучения, которые призваны снижать уровни лазерного излучения, действующего на человека, до величин ниже ПДУ. Вместе с тем указанные приспособления не должны уменьшать эффективность технологического процесса и работоспособность человека. Защитные характеристики средств защиты должны оставаться неизменными в течение установленного срока эксплуатации. Например, в Приложении 6 к Правилам N 5804-91 приведен перечень очков, щитков и насадок, выпускаемых промышленными предприятиями. Представляется, что указанный перечень давным-давно устарел.

Персонал, работающий с лазерами

Требования к персоналу, работающему с лазерами, изложены в разд. 8 Правил N 5804-91. Эти специалисты в обязательном порядке проходят инструктаж и специальное обучение безопасным приемам и методам работы. Они должны знать Правила N 5804-91, инструкцию по эксплуатации аппаратуры, порядок обращения со средствами защиты.

Персоналу запрещается осуществлять наблюдение прямого и зеркально отраженного лазерного излучения при эксплуатации лазеров II-IV классов без средств индивидуальной защиты и размещать в зоне лазерного пучка предметы, вызывающие его зеркальное отражение, если это не связано с производственной необходимостью (п. 8.6. Правил N 5804-91).

Следует отметить, что в соответствии со ст.ст. 227, 228 ТК РФ при несчастных случаях, произошедших с работниками в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, работодатель обязан, в частности:

Для оказания первой медицинской помощи при повреждении органа зрения и кожных покровов лазерным излучением в составе Правил N 5804-91 есть Инструкция (Приложение 7). Однако в случае очевидного или подозреваемого облучения глаз лазерным излучением нужно незамедлительно обратиться к врачу для специального обследования.

Нормы о проведении медицинского контроля при эксплуатации лазерного оборудования содержатся в разд. 10 Правил N 5804-91. В нем, в частности, сказано, что к работе с лазерными изделиями допускаются лица, достигшие 18 лет и не имеющие медицинских противопоказаний в соответствии с Приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств" (далее - Приказ N 555), среди них:

Кроме того, специалисты, занятые обслуживанием и эксплуатацией лазеров, должны проходить предварительные и ежегодные периодические медицинские осмотры. Обследования проводят врачи-специалисты: терапевт, невропатолог, офтальмолог, дерматовенеролог, акушер-гинеколог. Обязательными являются лабораторные и функциональные исследования: эритроциты, тромбоциты, лейкоцитарная формула, ЭКГ. Зрение проверяют специально подготовленные офтальмологи с обязательным включением дополнительных методов исследований, перечисленных в Приложении 8 к Правилам N 5804-91.

Внеочередное медицинское обследование пострадавшего проводят специально обученные врачи при очевидном или подозреваемом опасном облучении глаз. Оно должно дополняться гигиенической оценкой обстоятельств, при которых произошло опасное облучение.

Если у персонала выявлены отклонения в состоянии здоровья, которые препятствуют продолжению работы с лазерами, то администрация в соответствии с рекомендациями медицинской комиссии с согласия работающего решает вопрос о его трудоустройстве.

Статьей 73 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан перевести работника, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с его письменного согласия на другую работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья.

Сложности при применении нормативных актов

Как отмечалось ранее, Правила N 5804-91 утверждены в 1991 г. В них есть ссылка на Приказ N 555, не упомянутый в Перечне действующих в настоящее время нормативных и методических документов по гигиене труда времен СССР (напомним, Перечень приведен в Письме N 0100/4961-07-32). Некоторые приложения к названному Приказу уже утратили силу. В частности, упразднена Инструкция по проведению обязательных предварительных и регулярных медосмотров трудящихся и медицинских осмотров водителей индивидуальных транспортных средств.

В настоящее время применяется Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83 "Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, и Порядка проведения этих осмотров (обследований)" (далее - Приказ N 83). Порядок применения этого Приказа разъяснен в Письме Роспотребнадзора от 13.01.2005 N 0100/63-05-32. В Письме сказано, что Приказ N 83 не отменяет (в части отдельных, не отраженных в нем самом вопросов) действия, в частности:

Кроме того, в Письме сообщается о единых формах перечней контингентов, поименных списках и направлениях на медосмотры, которые планируется разработать и утвердить отдельным приказом. Однако на сегодня такой приказ все еще не принят.

Об отсутствии надлежащего соответствия нормативных документов в области медицинского контроля работ, связанных с вредными факторами, свидетельствуют также некоторые положения Методологических основ проведения предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда, утвержденных Минздравсоцразвития России 14.12.2005. Во введении к ним говорится, что в настоящее время нормативно-методической основой проведения предварительных и периодических осмотров лиц, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда, является Приказ N 83. Однако указанный Приказ не содержит требований к проведению медицинских осмотров, в нем не установлены перечни врачей, участвующих в проведении осмотра, необходимых лабораторных и функциональных исследований, а также медицинских противопоказаний к допуску на работы в контакте с соответствующими вредными и (или) опасными производственными факторами. Поэтому в настоящее время по данным вопросам применяются нормы Приказов NN 90 и 555. При этом некоторые положения упомянутых Приказов не согласуются друг с другом.

Получается, что для применения норм Правил N 5804-91 о контроле потребуется творческий подход. Нужно будет сопоставлять старые и новые документы по гигиене труда или обращаться за разъяснениями в Минздравсоцразвития. Причем такие проблемы возникают не только у ЛПУ, эксплуатирующего лазерную технику, но и у медицинского учреждения, к которому это ЛПУ будет прикреплено в целях осуществления медицинского контроля за эксплуатацией указанного оборудования.

Дела налоговые

Медицинские учреждения, осуществляющие приносящую доход деятельность и получающие от нее доходы, являются плательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу по этому налогу в порядке, установленном гл. 25 НК РФ (ст. 246 НК РФ). Следовательно, бюджетные учреждения определяют налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с нормами п. 1 ст. 321.1 НК РФ - как разницу между суммой дохода, полученной от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг (включая внереализационные доходы), и суммой фактически произведенных расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности (без учета НДС и акцизов по подакцизным товарам).

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы налогоплательщика, произведенные на проведение медосмотров работников, которые согласно законодательству являются обязательными, при их надлежащем документальном оформлении удовлетворяют требованиям ст. 252 НК РФ и относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (Постановление ФАС ПО от 16.02.2009 N А55-9496/2008). Однако затраты на обследование иных работников учреждения, для которых такие медосмотры не являются обязательными, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций, поскольку не могут быть признаны обоснованными (Письмо Минфина России от 05.10.2009 N 03-03-06/1/638).

Налоговый кодекс не устанавливает какие-либо ограничения в отношении стоимости медицинских услуг, связанных с обязательными медосмотрами работников. Тем не менее налоговики считают, что обязательный медосмотр предусмотрен для работников лишь определенных профессий и у соответствующих медицинских специалистов. И только такие услуги учитываются при налогообложении прибыли (Письмо УМНС России по г. Москве от 08.01.2003 N 26-12/1401). А Минфин в Письме от 23.12.2004 N 03-03-01-04/1/185 заявляет, что организация вправе осуществлять расходы на лечение и медицинское обследование работников и в случаях, не предусмотренных правовыми актами Минздравсоцразвития, но только за счет собственных средств, оставшихся после уплаты налогов.

Что касается налоговых расходов на диагностику лазерного оборудования, соответствующих помещений, процессов и т.п., на проведение мероприятий по дозиметрическому контролю, то следует обратить внимание на ст. 254 НК РФ. Согласно пп. 6 п. 1 этой статьи разрешено уменьшать налогооблагаемую прибыль на материальные расходы по приобретению работ и услуг производственного характера, выполняемых и оказываемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также по выполнению этих работ (оказанию услуг) структурными подразделениями налогоплательщика. К работам (услугам) производственного характера относятся в том числе контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.

Эксперт журнала

"Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Е.ПАНТЕЛЕЕВА