Мудрый Юрист

К вопросу об исполнении наказания в виде обязательных работ

Эдуард Владимирович Лядов, кандидат юридических наук, доцент, докторант Академии Федеральной службы исполнения наказаний России.

Основополагающие идеи современной уголовной политики Российской Федерации, получившие свое отражение в Уголовном и Уголовно-исполнительном кодексах, заключаются в том, что правоохранительная деятельность современного государства направлена на усиление борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями при одновременном смягчении условий применения мер уголовной ответственности к лицам, впервые совершившим преступления небольшой и средней тяжести, путем увеличения видов наказаний, альтернативных лишению свободы, и расширения круга оснований их применения.

Наказание в виде обязательных работ введено в действие Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 177-ФЗ "О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ" <1>.

<1> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 3.

В соответствии со ст. 49 УК РФ обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

В настоящее время Уголовный кодекс РФ 1996 г. содержит 67 статей Особенной части (85 санкций), в которых в качестве возможного наказания за преступления указаны обязательные работы.

В п. "а" ч. 3 ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. <2> (ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18 сентября 1973 г. N 4812-VIII) содержится запрет на привлечение граждан к принудительному или обязательному труду. Однако в пп. I и IV п. "с" той же части статьи отмечается, что термином "принудительный или обязательный труд" не охватываются какая бы то ни была работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения", а также "какая бы то ни было работа или служба, которая входит в обыкновенные гражданские обязанности".

<2> Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12.

Таким образом, обязательные работы как вид наказания, предусмотренный УК РФ и исполняемый на основании гл. 4 УИК РФ, не противоречат международным стандартам.

Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами I группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный отбывал данный вид наказания. В соответствии со ст. 49 УК РФ взрослым лицам обязательные работы назначаются на срок от 60 до 240 часов, а несовершеннолетним - от 40 до 160 часов (ст. 88 УК РФ). Началом срока отбывания обязательных работ является день выхода осужденного на работу.

Наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. В соответствии с п. 1 Положения об уголовно-исполнительных инспекциях <3> последние являются учреждениями, исполняющими уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества.

<3> См.: Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729 (в ред. от 20 февраля 1999 г.) "Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности" // СЗ РФ. 1997. N 25. Ст. 2947.

При определении вида обязательных работ и объекта, на котором они отбываются, учитываются место жительства, график основной работы и (или) учебы, состояние здоровья, возрастные особенности и профессиональные навыки осужденного. Инспекция направляет в организацию, где осужденный будет отбывать наказание, копию приговора (определения, постановления) суда и извещение.

Осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также являться по ее вызову.

Из данной нормы вытекает, что осужденный имеет право без согласования с уголовно-исполнительной инспекцией изменить место жительства и обязан только сообщить об этом последней. В свою очередь инспекция передает все необходимые документы в инспекцию по новому месту жительства осужденного.

Часть 2 ст. 26 УИК РФ устанавливает правоограничение в отношении осужденного к обязательным работам. Согласно этой норме предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнения наказания в виде обязательных работ. То есть осужденный по своему желанию не может воспользоваться правом выбора места проведения отпуска, а должен его проводить в месте своего жительства, поскольку в ином случае может наступить ответственность, предусмотренная ст. 29 УИК РФ.

В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом I группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. В случае наступления беременности женщина, осужденная к обязательным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам. Инспекция разъясняет осужденному его право на обращение в суд с ходатайством, при необходимости оказывает ему помощь в его подготовке.

Законодатель достаточно четко регламентирует время обязательных работ, которое не может превышать четырех часов в выходные и дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе, в рабочие - двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного - четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов.

При наличии уважительных причин (например, болезнь осужденного, его близких родственников и др.) инспекция по письменному заявлению осужденного может разрешить ему проработать в течение недели меньшее количество часов. В этом случае инспекция выдает на руки осужденному сообщение для предъявления по месту отбывания обязательных работ.

В соответствии с ч. 3 ст. 88 УК РФ продолжительность исполнения обязательных работ осужденным в возрасте до пятнадцати лет <4> не может превышать двух часов в день, а в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - трех часов в день.

<4> Следует отметить, что уголовным законодательством определен минимальный возраст уголовной деликтоспособности - 14 лет.

В соответствии со ст. 28 УИК РФ на администрацию организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания.

Часть 3 ст. 28 УИК РФ устанавливает, что в случае причинения увечья, связанного с выполнением обязательных работ, возмещение вреда осужденному производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Согласно ч. 1 ст. 227 ТК РФ работодатель обязан осуществлять расследование и учет несчастных случаев, происшедших с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

Часть 2 данной статьи конкретизирует, что к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору, в частности, относятся лица, привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно полезных работ, которыми как раз и являются обязательные работы.

Между тем, как отмечают некоторые авторы <5>, при привлечении к труду осужденных к обязательным работам отсутствуют две наиболее существенные черты трудовых правоотношений. Во-первых, возникновению трудового правоотношения предшествует заключение трудового договора. Исходя же из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является принцип "свободы труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности" (ст. 2 ТК РФ), который в данном случае отсутствует. Осужденный не имеет права отказаться от вступления в отношения с муниципальным предприятием или учреждением, следовательно, отсутствует один из непременных признаков любого договора - свободно выраженная воля стороны. Во-вторых, трудовой договор является возмездным, т.е. работа всегда выполняется за вознаграждение (заработную плату). Обязательные работы выполняются на безвозмездной основе, т.е. бесплатно. Получается на первый взгляд, что обязательные работы, предусматривают принудительный труд и идут вразрез с международным законодательством, которое запрещает принуждение к такому труду. Однако ответ содержится в ч. 4 ст. 4 ТК РФ, которая акцентирует внимание на том, что с точки зрения российского трудового законодательства работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров, принудительной не является.

<5> См.: Грушин Ф.В., Лядов Э.В., Смирнов С.Н. Исполнение уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Контроль за условно осужденными: Учебное пособие. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2006. С. 50.

Согласно ст. 184 ТК РФ при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника. Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" <6> (в ред. ФЗ от 22 декабря 2005 г. N 180-ФЗ) к лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, относятся:

<6> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3803. См. также: Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" // Парламентская газета. 2005. N 230; письмо ФСС РФ от 20 июня 2001 г. N 02-18/07-4445 "О назначении страховых выплат при наступлении страхового случая в связи с исполнением трудовых обязанностей" // Вестник государственного социального страхования. Социальный мир. 2001. N 8.

физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем;

физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем;

физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Из сказанного видно, что лица, осужденные к наказанию в виде обязательных работ, ни под одну из перечисленных категорий лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не подпадают.

Думается, что осужденным к рассматриваемому виду наказания возмещение вреда здоровью, причиненного в процессе выполнения обязательных работ, на основании вынесенного судом приговора следует осуществлять, руководствуясь универсальными правилами, закрепленными в ст. 1064 ГК РФ "Общие основания ответственности за причинение вреда", а также в § 2 "Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина" (ст. ст. 1084 - 1094) гл. 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" второй части ГК РФ, которые применимы во всех случаях причинения вреда жизни или здоровью гражданина, а соответственно, руководствоваться данными нормативными предписаниями возможно и в случае выполнения трудовых обязанностей осужденным в ходе отбывания обязательных работ.

В соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством осужденные к обязательным работам несут ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания. При незначительном нарушении, согласно ст. 29 УИК РФ, уголовно-исполнительная инспекция ограничивается предупреждением осужденного об ответственности в соответствии с действующим законодательством, разъясняя ему при этом последствия повторного нарушения.

В случае же злостного уклонения от отбывания обязательных работ по представлению уголовно-исполнительной инспекции суд может заменить данный вид наказания на ограничение свободы, арест или лишение свободы из расчета один день ограничения свободы, ареста или лишения свободы за восемь часов неотбытых обязательных работ.

В связи с изложенным необходимо сказать о существующей в данном случае проблеме. В Правительство РФ представлен законопроект "О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации". Правительство одобрило проект с учетом уточнения положений, которые касаются военнослужащих, и приняло решение о внесении его в Государственную Думу.

В соответствии с данным законопроектом наказание в виде ограничения свободы по своей юридической природе будет схожим с институтом условного осуждения (в сочетании с возложением обязанностей), т.е. более мягким, чем наказание в виде обязательных работ, и, соответственно, замена на него при злостном уклонении от отбывания обязательных работ производиться уже не будет (и не может).

Что же касается наказания в виде ареста, то многие ученые и практики уже неоднократно высказывали мнение о нецелесообразности введения его в действие, что связано в первую очередь со значительными материальными затратами. Таким образом, единственным видом наказания, который может выступать заменой при злостном уклонении от отбывания обязательных работ, остается наказание в виде лишения свободы, что не соответствует действующей уголовной и уголовно-исполнительной политике Российского государства.

Таковы некоторые аспекты правового регулирования исполнения наказания в виде обязательных работ.