Мудрый Юрист

Деятельность Росздравнадзора по обеспечению качества лс

"Ремедиум", 2009, N 11

Обеспечение граждан страны качественными, безопасными и эффективными ЛС является важнейшей задачей государства. Федеральной службой в рамках установленных полномочий проводится комплекс контрольно-надзорных мероприятий, направленных на обеспечение качества фармацевтических субстанций, соблюдение требований к производству и контролю качества ЛС, а также контроль качества ЛС, находящихся в обращении.

Качество ЛС в соответствии с "Административным регламентом по исполнению государственной функции по организации проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности ЛС" (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 30.10.2006 N 734) проверяется при проведении экспертизы на этапах:

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Анализ результатов предварительного государственного контроля показывает, что в среднем бракуется до 3,5% серий ЛС, представляемых организациями-производителями и импортерами. Это свидетельствует о нарушениях в организации производства и контроля качества ЛС как отечественных, так и зарубежных производителей. Надо отметить, что в 2008 г. уровень брака среди ЛС, представленных на экспертизу в рамках предварительного контроля, сократился по сравнению с уровнем брака в 2007 г. в 3 раза и составил 1,2% (рис. 1). Однако ЛС браковались по критическим показателям.

Рисунок 1. Динамика обнаружения брака на этапе предварительного контроля в период 2005-2008 гг.

-----------------------------------------------------------------¬
¦ 6 -- 5,4 ¦
¦ ¦ -----¬ ¦
¦ 5 +- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ б 4 +- ¦ ¦ 3,5 ¦
¦ р ¦ ¦ ¦ -----¬ 2,7 ¦
¦ а 3 +- ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬ ¦
¦ к, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 2 +- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1,2 ¦
¦ % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -----¬ ¦
¦ 1 +- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 0 L-----+----+--+---+----+---+--+----+---+--+----+---+---+
¦ 2005 2006 2007 2008 годы ¦
L-----------------------------------------------------------------

При этом показатели несоответствия, выявленные при предварительном контроле, для препаратов отечественного и зарубежного производства, были практически одинаковы: механические включения, остаточные органические растворители, цветность, посторонние примеси, количественное определение и т.д. На этапе предварительного контроля готовых ЛС браковались также фармацевтические субстанции, которые используются в их производстве, в т.ч. по таким критическим показателям, как подлинность, остаточные органические растворители, цветность, прозрачность. Так, в 2008 г. было забраковано 4 серии 3-х наименований отечественных фармацевтических субстанций и 6 серий 6-ти наименований фармацевтических субстанций зарубежного производства.

Анализ забракованных ЛС отечественного производства позволил выделить основные причины возникновения несоответствия качества выпускаемой продукции:

Забракованные в результате предварительного контроля ЛС в оборот не допускаются. Наличие брака на предварительном контроле свидетельствуют о несостоятельности заявлений участников фармацевтического рынка о необходимости отмены контрольных проверок Росздравнадзором также проводился комплекс мероприятий в отношении фармацевтических субстанций. В 2008 г. Росздравнадзором выдано 1059 заключений на ввоз ЛС на территорию РФ.

В рамках проверки достоверности представленных заявителем сведений при получении заключения о возможности выдачи лицензии на ввоз ЛС Росздравнадзором было направлено 419 запросов:

В связи с предоставлением недостоверных документов 6 заявителям отказано в выдаче заключений на ввоз ЛС. В результате проведенных мероприятий по выявлению фальсифицированных ЛС суммарно было отозвано 187 серий фальсифицированных субстанций и 1190 серий готовых лекарственных препаратов, произведенных из данных субстанций (табл. 1).

Таблица 1

Перечень изъятых Росздравнадзором в 2008 г. из обращения на территории России фармацевтических субстанций с признаками фальсификации и произведенных из них серий готовых лекарственных препаратов

----T----------------T-----------------T----------T------------T----------¬
¦ N ¦ Название ¦ Страна- ¦ Кол-во ¦ Кол-во ¦Кол-во ¦
¦ ¦ субстанции ¦ производитель ¦ изъятых ¦ торговых ¦серий ¦
¦ ¦ ¦ (согласно ¦ серий ¦наименований¦готовых ¦
¦ ¦ ¦сопроводительным ¦субстанций¦производимых¦лекарст- ¦
¦ ¦ ¦ документам) ¦ ¦ из них ¦венных ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ препаратов ¦препаратов¦
+---+----------------+-----------------+----------+------------+----------+
¦1. ¦Метронидазол, ¦"Шанкси Джинксин ¦ 104 ¦ 20 ¦ 471 ¦
¦ ¦субстанция - ¦Дабл-Крейн ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦порошок ¦Фармасьютикал ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Ко. Лтд.", Китай ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------+-----------------+----------+------------+----------+
¦2. ¦Ранитидина ¦"Ранбакси ¦ 61 ¦ 4 ¦ 152 ¦
¦ ¦гидрохлорид, ¦Лабораториз ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦субстанция - ¦Лтд.", Индия ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦порошок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------+-----------------+----------+------------+----------+
¦3. ¦Желчь крупного ¦"Корси Интернэшнл¦ 10 ¦ 5 ¦ 462 ¦
¦ ¦рогатого скота ¦Инк., США, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сухая ¦произведено ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Биофак А/С" ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦(Дания) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------+-----------------+----------+------------+----------+
¦4. ¦Глицин, ¦"Цзичжоуская ¦ 9 ¦ 1 ¦ 105 ¦
¦ ¦субстанция ¦компания ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(мешки ¦химической ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦полиэтиленовые ¦промышленности ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦двухслойные) ¦"Хуаян" Лтд", ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦20 кг ¦Китай ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------+-----------------+----------+------------+----------+
¦5. ¦Панкреатин, ¦"ABC Фармацойтичи¦ 2 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦субстанция - ¦С.п.а., отделение¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦порошок аморфный¦Юнибиос" (Италия)¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------+-----------------+----------+------------+----------+
¦6. ¦Парацетамол, ¦"Фармацевтическая¦ 1 ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦субстанция - ¦корпорация ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦порошок ¦"Канлэ" провинции¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Чжецзян", Лтд. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦(Китай) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----------------+-----------------+----------+------------+----------+
¦Итого 187 30 1190 ¦
L--------------------------------------------------------------------------

В связи с необходимостью дополнительных мер административного и законодательного характера в отношении фармацевтических субстанций создан Межведомственный совет по совершенствованию системы государственного надзора в сфере обращения фармацевтических субстанций на территории РФ.

ВЫБОРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

В 2008 г. объем выборочного контроля был увеличен на 45% от уровня 2007 г. В результате выборочного государственного контроля установлены факты использования отечественными производителями фармацевтических субстанций, не предусмотренных нормативной документацией. Также в рамках выборочного контроля в 2008 г. установлено несоответствие качества находящихся в обращении ЛС по таким критическим показателям, как механические включения, количественное определение, прозрачность, микробиологическая чистота и т.д. Среди выявленных в рамках выборочного контроля в 2008 г. недоброкачественных ЛС 58,6% пришлось на ЛС импортного производства и 41,4% - на отечественные ЛС.

В случае несогласия производителей с результатами испытаний качества ЛС проводится повторный выборочный (арбитражный) контроль. Анализ данных повторного выборочного контроля свидетельствуют о серьезных проблемах в оптовом звене по обеспечению надлежащих условий транспортировки и хранения ЛС.

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА

Анализ динамики выявления недоброкачественных ЛС, находящихся в обращении, свидетельствует о снижении в обращении доли недоброкачественной продукции. По результатам мониторинга качества ЛС в 2008 г. изъято из обращения 653 серии 229 названий отечественных недоброкачественных препаратов и 421 серия 177 названий - зарубежных. Уменьшилось также число фальсифицированных готовых лекарственных препаратов с 81 серии 37 торговых названий в 2008 г. до 14 серий 12 торговых названий - за I полугодие 2009 г. Острой остается проблема фальсификации фармацевтических субстанций.

Результаты анализа данных о выявленных фактах фальсификации ЛС свидетельствуют, что наиболее часто в 2008 г. подделывались следующие торговые наименования: Альбумин, Предуктал MB, Эссенциале форте Н, Кортексин, Мильгамма, Перца стручкового настойка, Циклоферон, Кавинтон, Кларитин, Максипим.

Наиболее часто подделываются ЛС производителей следующих стран: Россия - 32 серии, Германия - 6, Бельгия - 6, Венгрия - 5, Польша - 4 серии. Как показывает анализ и проводимые Росздравнадзором проверки, не во всех аптеках, в нарушение действующего законодательства, назначены уполномоченные по качеству, которые должны проводить проверки поступающих партий препаратов на наличие подлежащих изъятию ЛС. В большинстве лечебных учреждений, особенно не имеющих в своей структуре аптек, данная работа вообще не осуществляется.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

В целях обеспечения общества качественными и безопасными препаратами, Росздравнадзором с учетом международной практики в 2008 г. разработаны предложения по совершенствованию системы государственного контроля. Предложениями предусмотрены кардинально новые подходы к организации государственного контроля качества ЛС:

Росздравнадзор уделяет особое внимание рассмотрению фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей при применении зарегистрированных ЛС, порядку внесения изменений в регистрационную документацию на ЛС при выявлении фактов применения лекарств, которые привели к летальному исходу, представляют угрозу для жизни, требуют госпитализации, приводят к стойкой или выраженной утрате трудоспособности.

Качество ЛС напрямую зависит от развития системы стандартизации качества ЛС.

В настоящее время выпущена первая часть Государственной Фармакопеи XII издания, в которой нашли отражение европейские подходы к общим методам анализа, а это уже определенный вектор к гармонизации нашего законодательства.

Особенно важным является международное сотрудничество с Европейским директоратом по качеству ЛС. В целях развития системы стандартизации Росздравнадзором при поддержке Европейского директората по качеству ЛС (EDQM), Исполнительного Комитета СНГ, Международного проекта "Фармсодружество" проведена Международная конференция "Стандартизация качества ЛС. Гармонизация требований".

Для предотвращения оборота фальсифицированных и недоброкачественных ЛС Росздравнадзором развивается взаимодействие с контрольными и надзорными органами РФ (Федеральной таможенной службой, Федеральной антимонопольной службой, Министерством внутренних дел России и др.).

В настоящее время становится очевидным, что обеспечение качества лекарственных препаратов возможно только в рамках международного сотрудничества. Поэтому Росздравнадзор активно участвует в международных инициативах по предотвращению оборота фальсифицированной и контрафактной медицинской продукции, а также расширяет международное сотрудничество в данной сфере. Налажено тесное взаимодействие с Европейским директоратом по качеству ЛС Совета Европы.

В 2008 г. подготовлен и подписан Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству между Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Государственным управлением Китая по контролю за продуктами и лекарствами, который определяет будущее развитие российско-китайских отношений в области контроля за обращением медицинской продукции. Основой Меморандума является организация эффективного информационного обмена между регуляторными органами и экспертными организациями в области контроля ЛС двух стран. Одним из направлений российско-китайского сотрудничества является изучение опыта КНР по организации работы экспресс-лабораторий. Росздравнадзором планируется внедрение на территории Российской Федерации неразрушающих экспресс-методов в целях выявления и идентификации недоброкачественных и фальсифицированных ЛС и фармацевтических субстанций.

14 ноября 2008 г. в Кишиневе на заседании Глав Правительств СНГ десятью государствами-участниками СНГ подписано Соглашение о сотрудничестве в борьбе с обращением фальсифицированных ЛС.

Для Росздравнадзора важно создать условия для стабильного поступательного развития фармацевтической отрасли, обеспечить государственные гарантии прав пациентов на получение качественных и доступных ЛС, улучшить качество контроля всех этапов обращения лекарств.

К.ф.н., начальник

Управления организации

государственного

контроля обращения

медицинской продукции

Росздравнадзора

В.В.КОСЕНКО