Мудрый Юрист

Европа против фальшивок: лучший способ обороны - нападение

"Ремедиум", 2009, N 11

Основным документом, регулирующим обращение лекарственных средств в Евросоюзе, с 2001 г. является Директива Европейского парламента и Совета 2001/83/ЕС. Однако за годы, прошедшие с момента ее принятия, произошли серьезные изменения. На рынках государств-членов ЕС увеличилось количество фальсифицированных ЛС, создающих серьезную угрозу здоровью людей. В связи с этим Европейской комиссией в рамках новой стратегии развития фармацевтической отрасли подготовлен проект поправок в Директиву 2001/83/ЕС, который планируется к принятию в ближайшее время. Новый документ призван создать условия по недопущению проникновения фальсифицированных ЛС на рынки стран ЕС <*>.

<*> В статье использованы материалы рабочей группы Еврокомиссии по фальсификации.

ОЦЕНКА СИТУАЦИИ

Стоит отметить, что под понятием "фальсифицированный лекарственный препарат" в ЕС понимается не только незаконное использование торговой марки, но и любое ЛС, у которого фальсифицирована информация о его составе, происхождении, изготовителе и даже сроке годности. Так, о нарушении подлинности препарата свидетельствует отсутствие активного действующего вещества либо его замена на другое вещество. Место производства препарата, указанное на этикетке, может не соответствовать действительности - в этом случае речь идет о недостоверном источнике происхождения. Искаженное представление о препарате возникает, когда в результате прерывистости логистической цепи нарушаются необходимые условия его транспортировки и хранения, например, требование непрерывного хранения при низкой температуре. Все такие лекарства с точки зрения фармацевтического права являются контрафактными, поскольку не соответствуют юридическим нормам, действующим в ЕС.

Исследования, проводимые странами ЕС в последнее время, свидетельствуют об увеличении объема фальсифицированных лекарств на рынке.

Отмечено резкое увеличение случаев обнаружения фальсифицированных лекарств таможенными службами: согласно статистике Европейской комиссии, в 2006 г. сотрудниками европейских таможенных служб в целом было изъято 2711410 упаковок ЛС, что на 384% больше, чем в 2005 г. В 2007 г. тенденция продолжилась: представителями европейских таможенных служб было обнаружено и изъято 2,5 млн. упаковок контрафактных ЛС. Согласно данным экспертов ВОЗ, в развитых странах на долю поддельных лекарств приходится до 1% рынка. Представители фармацевтической промышленности считают, что объем фальшивых ЛС с каждым годом увеличивается примерно на 20-100%. Так, в Болгарии количество расследований, вызванных обнаружением фальсифицированных ЛС, в результате которых принимались новые законодательные акты, увеличилось с 5 в 2005 г. до 15 в 2007 г.

На данный момент все факты говорят о том, что ситуация будет усугубляться.

Для этого есть ряд причин:

Экспертами Европейской комиссии отмечена также новая опасная тенденция в сфере фальсификации лекарственных препаратов - подделывание ЛС, спасающих жизни.

Если раньше в странах ЕС жертвами фальсификации становились в основном фармацевтические препараты, способствующие улучшению качества жизни, такие как препараты для лечения эректильной дисфункции и средства для похудения, то сейчас неуклонно растет количество фальсифицированных лекарств, спасающих жизни, среди которых препараты для лечения рака, психических нарушений, сердечных и инфекционных заболеваний.

В 2007 г. были зарегистрированы случаи попадания в руки пациентов поддельных рецептурных препаратов для лечения заболеваний сердца и психических расстройств. Содержание активного вещества в таких препаратах было гораздо меньше заявленного на упаковке, их использование в терапии могло привести к фатальным последствиям. В том же году болгарскими таможенниками было обнаружено 1050 упаковок препарата Тамифлю, в которых вместо активного действующего вещества был обычный сахар. Специалисты считают, что тенденция подделывания ЛС для лечения угрожающих жизни заболеваний укрепится ввиду их высокой прибыльности, продаваемости и невольного игнорирования пациентами и врачами опасных последствий их приема.

Кроме того, наметилась отчетливая тенденция выхода фальсификатов за границы сети Интернет и проникновения их в традиционные каналы продаж (оптовые и розничные продажи). Согласно данным Агентства по регулированию лекарственных средств и продуктов для здравоохранения Великобритании (MHRA), вплоть до 2004 г. о фальшивых препаратах на легальном рынке Великобритании вообще не сообщалось. Однако уже в 2004 г. было зафиксировано 9 случаев попадания подделок пациентам и 5 случаев зарегистрированы на уровне дистрибьютора, в результате чего лекарства отзывались целыми партиями.

Особую озабоченность у экспертов Европейской комиссии вызывает наметившаяся угроза размывания границ между поддельными и некачественными активными фармацевтическими субстанциями, риск проникновения которых на рынок существует наряду с поддельными ЛС. Низкокачественные субстанции не всегда, но довольно часто являются подделками, что делает их потенциально опасными для здоровья человека. Эта проблема носит уже глобальный характер. Так, в 2007-2008 гг. в США и Европе были зафиксированы случаи попадания к пациентам антикоагулянтов, содержащих поддельный гепарин. Согласно данным FDA, как минимум 81 случай летальных исходов, которые были зафиксированы за последние 15 месяцев, могли быть вызваны приемом препаратов, содержащих поддельный гепарин и другие вредные вещества. Хотя в данных, представленных ЕС, описаны всего 3 случая возникновения побочных эффектов и ни одного случая летального исхода, подобные инциденты могли иметь место и в странах Европы. В начале 21 века в США было зарегистрировано множество случаев летальных исходов и возникновения побочных эффектов в результате приема антибиотиков, содержащих активное вещество гентамицин. Предполагаемая причина - несоблюдение правил изготовления препаратов и попадание примесей в активное вещество.

Приведенные данные демонстрируют лишь верхушку айсберга. Нелегальный статус фальшивых лекарств делает любую официальную статистику недостаточно полной. Более того, на практике довольно сложно отличить фальшивый препарат от подлинного. Современные изготовители фальшивок используют новейшие технологии подделывания лекарств, и для идентификации подделки требуется проведение химического анализа продукта и/или экспертиза трудноподделываемых видимых и скрытых защитных знаков на упаковке. Страны-члены ЕС за последние годы прикладывают все больше усилий для изменения ситуации. Хотя не удалось предотвратить проникновение подделок в легальный оборот, усиленный надзор и контроль все-таки помогли обнаружить масштаб проблемы. При этом эксперты отмечают, что количество зарегистрированных поддельных лекарств растет вместе с осознанием проблемы, с количеством проводимых проверок и с усилением контроля со стороны европейских государств.

УГРОЗА ЗДОРОВЬЮ

Фальсифицированные ЛС представляют собой двойной риск для здоровья населения. Во-первых, поддельный препарат, в котором основное активное вещество полностью отсутствует либо содержится в недостаточном количестве, не оказывает ожидаемого положительного эффекта на состояние пациента. Во-вторых, подделка может содержать вредные компоненты, оказывающие негативный эффект. В таблице 1 представлены результаты анализа лишь нескольких случаев проникновения подделок в легальный оборот ЛС в 2006-2007 гг.

Таблица 1

Некоторые случаи проникновения контрафактных ЛС в легальный оборот стран ЕС в 2006-2007 гг.

Фальсифици- 
рованное ЛС
   Область    
применения ЛС
   Страна, в  
которой
обнаружен факт
фальсификации
  Вид/объект 
фальсификации
    Угроза здоровью   
Клопидогрел 
Профилактика  
ишемических
нарушений
Великобритания
Уровень      
содержания
активного
вещества в
препарате:
70-80% от
нормы
Количество пациентов, 
принявших
фальсифицированный
препарат, исчисляется
тысячами.
Низкий уровень
содержания
действующего вещества
и, как результат,
недополучение его
организмом может
привести к инфаркту
или инсульту
Оланзапин   
Лечение       
психических
нарушений, в
том числе
шизофрении и
биполярных
расстройств
Великобритания
Уровень      
содержания
активного
вещества:
60% от нормы
Количество пациентов, 
принявших
фальсифицированный
препарат, исчисляется
тысячами.
При лечении
оланзапином дозировка
играет решающую роль.
При недостаточной
дозировке существует
риск раннего перехода
пациента из
депрессивной в
маниакальную фазу
Бикалутамид 
Лечение рака  
простаты
Великобритания
Уровень      
содержания
активного
вещества:
75% от нормы
Недостаточное         
количество активного
вещества в препарате
снижает эффективность
лечения
Амоксициллин
Лечение       
широкого
спектра
инфекционных
заболеваний,
например,
респираторных
инфекций
Бельгия       
Уровень      
содержания
активного
вещества:
75% от нормы.
Нарушение
условий
таможенного
хранения
препарата,
что могло
негативно
отразиться на
эффективности
активного
вещества
Препарат с низким     
содержанием активного
вещества обладает
слабым антибиотическим
эффектом и может
способствовать
развитию инфекции.
Это в свою очередь
может привести к
возникновению
продолжительных
побочных реакций и к
смерти
Осельтамивир
Лечение гриппа
Болгария      
Активное     
вещество
отсутствует
либо
содержится в
недостаточном
количестве.
Сотрудниками
таможенных
органов было
обнаружено
около 1000
упаковок
поддельного
препарата
До сих пор неизвестно 
количество упаковок,
попавших в руки
пациентов.
Предположительный
негативный эффект:
развитие инфекции,
продолжительные
побочные реакции,
смерть
Метамизол   
Обезболивающее
средство
Болгария      
Отсутствие   
активного
вещества
Более 1000 упаковок   
попали в руки к
пациентам. Сохранение
болевых ощущений.
Возможное следствие -
переход на более
сильные обезболивающие
средства, например,
опиоиды, применение
которых сопряжено с
иными рисками и может
вызывать специфические
побочные реакции
Индапамид   
Диуретик,     
гипотензивное
средство
Болгария      
Отсутствие   
активного
вещества
В руки пациентов      
попало 2000 упаковок.
Лечебный эффект в
результате применения
отсутствовал.
Последствия
неэффективности
применения
гипотензивного
препарата могут быть
разными (например,
инфаркт)

ПУТИ ПРОНИКНОВЕНИЯ ПОДДЕЛОК

Поддельные ЛС попадают в легальную сферу рынка на разных этапах производства и реализации. Логистическая цепочка за последнее время стала чрезвычайно сложной и в то же время крайне уязвимой - "она настолько надежна, насколько надежно ее слабое звено". Одним из наиболее слабых звеньев этой цепочки является импорт ЛС на территорию Европы для дальнейшего экспорта, т.е. на условиях транзита. Такие препараты изначально не предназначены для продажи в ЕС и поэтому подвергаются менее тщательному досмотру. В то же время из-за ряда политических, юридических и практических нюансов представителям европейских законодательных и регуляторных органов сложно преследовать производителей фальшивых лекарств в других странах. При этом опыт показывает, что, физически проникнув на территорию Европы, такие препараты все-таки имеют шанс попасть на европейский рынок. Нередко контрафактные ЛС обнаруживают при транзите по процедуре Т1, в зоне хранения и досмотра товара, не предназначенного для реализации на территории ЕС. Много подобных случаев было зафиксировано в Великобритании, на Мальте и в Болгарии.

Законодательство ЕС содержит правила импорта лекарственных препаратов в ЕС, причем не только с целью реализации на рынке, но и для дальнейшего экспорта, т.е. включает правила физического проникновения медицинских продуктов на территорию ЕС. Однако опрос представителей государств-членов ЕС показал, что область применения и содержание правил импорта медицинской продукции, предназначенной для дальнейшего экспорта, изложены недостаточно ясно. Такие неясности в законе, осложняющие контроль и применение регуляторных мер, создают лазейки для торговцев фальшивками, в результате чего фальсифицированные лекарства продолжают проникать в легальную сферу фармацевтического рынка. По мнению экспертов Еврокомиссии, правила транзита должны быть доработаны.

Помимо традиционных логистических путей движения ЛС, в зоне внимания фармацевтических предприятий, контролирующих и законодательных органов, препятствующих реализации фальшивых лекарств, находятся такие каналы сбыта, как Интернет, "чемоданный бизнес", салоны красоты, фитнес-центры, секс-шопы и пр. Однако предложения по изменению законодательных норм пока не коснулись этих возможностей проникновения на рынок ЕС фармацевтических фальсификатов.

СТРАТЕГИЯ ЗАЩИТЫ

Приведенные выше примеры ясно иллюстрируют, насколько важно и необходимо ввести регуляторные меры на национальном уровне в каждом европейском государстве. Еврокомиссия вышла с предложением создать эффективную систему предотвращения распространения поддельных препаратов, поскольку санкции к преступникам могут применяться только путем жесткого контроля со стороны государства. Наличие системы предупреждения обеспечит выполнение законодательных правил всеми участниками рынка, создаст равные условия для конкурентов. Стратегическая цель предлагаемых преобразований может быть сформулирована следующим образом: максимальная защита легальной фармацевтической среды от проникновения в нее поддельных фармацевтических продуктов - на практике это означает, что доступность фальшивых ЛС на легальном рынке в целом на территории ЕС должна быть полностью исключена.

Реализация стратегической цели требует решения тактических задач, среди которых выделяются следующие:

Перечисленные задачи являются взаимодополняющими, т.к. для достижения стратегической цели недостаточно решить только одну из тактических задач. В случае решения лишь одной задачи подделки начнут проникать на рынок другими способами. Так, если ужесточить требования к дистрибьюторам и увеличить количество проверок, все равно не удастся избежать проникновения на рынок фальшивок, содержащих поддельную фармацевтическую субстанцию. Если ужесточить требования (и контроль) к качеству активного вещества, это не защитит легальную фармацевтическую среду от проникновения в нее поддельных готовых лекарств. Если четко прописать правила (и меры контроля) для препаратов, импортируемых для дальнейшего экспорта, сохраняется опасность подделывания активного ингредиента и проникновения таких фальсификатов в легальный оборот. Если уделять внимание только проблемам, связанным непосредственно с оборотом готового продукта, остается риск подделывания активных ингредиентов.

Таким образом, только выполнение всех четырех задач способно создать прочную защиту легального рынка от контрафактных ЛС.

Следует отметить, что данная стратегия не распространяется на нелегальные каналы сбыта лекарств: салоны красоты, фитнес-центры, секс-шопы и Интернет-магазины. Не распространяется она и на импорт фальшивых лекарств частными лицами для личного пользования - "чемоданный бизнес". Такое исключение обусловлено тем, что сбыт ЛС через нелегальные каналы имеет характерную черту: он в любом случае противоречит закону, независимо от того, является препарат поддельным или нет.

УЖЕСТОЧЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ НОРМ

Проблема увеличения присутствия на территории ЕС фальсифицированных препаратов, представляющих потенциальную угрозу общественному здоровью, признается особо значимой как на европейском, так и на мировом уровне. В связи с этим ВОЗ была создана IMPACT (International Medical Products Anti-Counterfeiting Taskforce) - рабочая группа для формирования стратегии борьбы с фальсификацией ЛС. При активном участии стран ЕС был разработан документ, содержащий положения по противодействию проникновению фальсификатов на европейские рынки. С декабря 2007 г. данный документ находился на рассмотрении в рабочей группе Еврокомиссии, и в несколько видоизмененном виде с июня 2008 г. он стал доступен для обсуждения фармсообществом. Поскольку за два прошедших года ситуация значительно ухудшилась, все чаще стали выявляться фальсификаты инновационных и спасающих жизнь препаратов, документ сразу привлек внимание общественности, политиков, органов государственной власти.

Для ускорения процесса обсуждения с марта 2008 по май 2008 г. была проведена акция под девизом "Важные идеи для лучшей защиты пациентов от опасности фальсифицированных лекарств". В ходе этих открытых консультаций в Еврокомиссию поступило 128 предложений заинтересованных субъектов. Из них 103 исходили от фармсообщества, 15 - от ассоциаций пациентов и университетских медицинских кругов и 10 - от организаций медицинского страхования. Географически они распределились следующим образом: свои отзывы и предложения дали 20 ассоциаций, работающих на уровне ЕС, а также национальные ассоциации: 30 - Италия, 14 - Великобритания, 9 - Германия, Франция, Швейцария направили по 4 предложения, Польша, Ирландия, Нидерланды - по 3, Мальта и Дания - по 2, Австрия, Швеция и Испания - по 1, из третьих стран поступило 18 предложений. Кроме того, к консультациям по поводу отзывов и предложений были привлечены 30 национальных и региональных регуляторных органов. В результате рассмотрения всех предложений Комиссией подготовлен проект поправок в Директиву 2001/83/ЕС.

Предложенные новшества таковы:

  1. Вводится требование предоставления дополнительных обязательств всеми участниками цепочки поставок, кроме лицензированных оптовиков (требования к ним достаточно строгие и четкие). В данном случае речь идет о тех субъектах, которые обеспечивают перевозку ЛС через границу, организуют уплату налогов и таможенных пошлин, а также являются посредниками в продажах между оптовиками, т.е. тех, которые задействованы в трансакциях, но физически не работают с ЛС, не занимаются их хранением, транспортировкой и т.д., имея дело лишь с документами. Каждый этап получения, продажи или передачи поставки готовых ЛС от одного субъекта к другому должен сопровождаться соответствующими документами в форме счетов или накладных установленной формы. Эта форма, как минимум, должна содержать следующие данные: название ЛС, входящее, поставляемое или проданное количество ЛС в упаковках, название и адрес поставщика, продавца и юридического лица, принимающего ЛС. Эти документы должны быть продублированы на электронных носителях и размещены в Интернете.
  2. На уровне ЕС будет введен специальный знак безопасности ЛС. Какой вид будет иметь этот знак, пока неизвестно, однако понятно, что он явится носителем важной информации. Знаки безопасности обеспечат реальную возможность перепроверки подлинности ЛС, поскольку в них будут заложены открытые и скрытые специальные меры защиты, которые позволят идентифицировать и проследить путь каждой отдельной упаковки. Эти знаки будут позволять дистрибьюторам, аптекам или другим юридическим лицам, имеющим право на распространение ЛС, передавать их больницам и частным лицам для использования.
  3. Вводится абсолютный запрет на любую манипуляцию со знаком безопасности на упаковке, а именно, удаление, изменение, заклеивание другим знаком теми субъектами, которые действуют между производителем ЛС и аптекой или конечным потребителем (врачом, пациентом). Владелец регистрационного удостоверения сам проверяет и удостоверяет подлинность своего ЛС, только он может заменить один знак безопасности другим, который в такой же мере гарантирует подлинность ЛС. Знак безопасности наносится на вторичную упаковку и позволяет любому сотруднику аптеки, сканировав его и сверившись в базе данных, идентифицировать ЛС без нарушения первичной упаковки.
  4. Будут введены обязательные инспекции деятельности дистрибьюторов, которые занимаются поставкой ЛС, для того чтобы гарантировать их безупречность и надежность как партнеров.
  5. Вводятся более строгие требования к ввозу активных субстанций из третьих стран. В частности, нужно будет доказать, что в этой третьей стране производство соответствует GMP, принятому в ЕС. Кроме того, правовые рамки, регулирующие данное производство, также должны соответствовать законодательству ЕС, т.е. должна быть обеспечена достаточно высокая защита здоровья человека.
  6. Вводится инспекция производств всех производителей субстанций, в том числе в третьих странах. По заявлению третьей страны, не члена ЕС, Комиссия может на месте провести инспекцию для подтверждения наличия и осуществления всех мер защиты общественного здоровья и соблюдения стандартов ЕС на предприятии данной страны.
  7. Внедряются более строгие предписания для инспекций, включая большую прозрачность результатов инспекций через публикацию в базе данных Eudra GMP, поддерживаемой ЕМЕА.
  8. Вводится предписание для дистрибьюторов, обладающих соответствующей лицензией: при получении продукции у другого дистрибьютора они должны сами или через уполномоченное аккредитованное государственное учреждение проверить соответствие деятельности партнера правилам GDP. При закупке ЛС у производителя или при его ввозе дистрибьютор должен перепроверить, что производитель или тот, кто завез ЛС, имеют разрешение на производство. Вся эта информация закладывается в компьютерные базы данных.
  9. Любой участник цепочки обращения ЛС должен будет сообщать уполномоченному государственному регуляторному органу об установленном факте или своих подозрениях на нарушение партнерами действующих норм. Кроме того, владелец регистрационного удостоверения или торговой марки фальсифицированного ЛС также должен быть извещен о случаях подозрений или установления фальсификаций.

Понятно, что внедрение предложенных норм в случае их принятия Европарламентом потребует значительных инвестиций со стороны государств ЕС, а также дополнительных затрат производителей и дистрибьюторов. Значительных вложений потребует разработка программного обеспечения, баз данных и электронных средств защиты, в частности знака безопасности ЛС. Однако эти затраты окупят себя, если удастся обеспечить транспарентность логистического пути, открытость информации о происхождении ЛС и возможность проверки подлинности ЛС. Такая система крайне затруднит вбрасывание в легальный фармбизнес контрафактных ЛС. Таким образом, Комиссия ЕС полагает, что принятие проекта поправок Европейским парламентом сможет обеспечить присутствие на рынке и применение пациентами только подлинных и, соответственно, качественных фармацевтических продуктов.

"Ремедиум"

И.ФИЛИППОВА