Мудрый Юрист

Правовое регулирование общей организации продовольственного рынка зерновых культур в европейском союзе

Прокудина Надежда Владимировна - аспирант кафедры аграрного, природоресурсного и земельного права Московской государственной юридической академии, юрист международной юридической фирмы Le Boeuf, Lamb, Greene & MacRae.

В настоящий момент зерновые культуры - самая доходная продукция сельского хозяйства. Доля зерновых культур в общем объеме сельскохозяйственной продукции, производимой в Европейском союзе, составляет 16% <1>. В среднем годовой объем производимых зерновых культур составляет 262 миллиона тонн из расчета 51,2 миллиона гектаров посевных площадей (в составе 25 государств-членов) <2>. В России этими культурами занято около 65% посевных площадей. Тем не менее в 2005 году валовой сбор зерна составил 78,2 миллиона тонн <3>.

<1> The Common Agricultural Policy explained. European Commission Directorate General for Agriculture. October 2004. P. 8.
<2> 2006 Harvest in EU-25: early estimates. Agriculture and fisheries. Office for official publications of the European Communities. 2006. P. 1.
<3> Манелля А. При прочих равных // Агро-бизнес. 2006 (02).

Правовое регулирование продовольственного рынка зерна Европейского союза направлено на повышение уровня жизни сельского населения и развитие конкурентоспособного сельскохозяйственного производства. Оно включает финансовую поддержку сельхозпроизводителей, охрану окружающей среды, увеличение производства экологически чистой продукции.

Договор об учреждении Европейского сообщества содержит правовые принципы регулирования организации сельскохозяйственных рынков, включая рынок зерна. Среди них можно отметить следующие:

На сегодняшний день продовольственный рынок зерновых культур является самым важным и актуальным, поскольку данный продукт наиболее востребован у населения и сельскохозяйственных предпринимателей, и его производство относится к категориям наиболее развитых сегментов аграрной промышленности государств - членов Сообщества <4>. Напомним, что в статье 33 Договора об учреждении Европейского сообщества установлены цели деятельности Сообщества в области сельского хозяйства. Согласно статье 34 Договора для достижения указанных выше целей создан общий организационный механизм сельскохозяйственных рынков. Каждый из продовольственных рынков, помимо общих правил регулирования, установленных нормами учредительных договоров, имеет также специальное регулирование, осуществляемое нормативными правовыми актами вторичного права.

<4> Dr. Tromm. J.J.M. Introduction to European Community Law Module II: Substantive Law. T.M.C. Asser Institute. The Hague, 1995. P. 33.

В аграрном законодательстве выражение "общая организация рынка" связано с единой правовой структурой Сообщества, которая предусматривает инструменты, регулирующие использование одного или группы сельскохозяйственных продуктов на общем рынке <5>. По мнению профессора Барентса, функция такой организации заключается в "достижении состояния интеграции" <6>. Основным элементом общих организаций рынка является процесс ценообразования на сельскохозяйственные продукты <7>.

<5> Case 223/78 Grosoli (1979) ECR 2621; Case 95-96/79 Kefer (1980) ECR 103.
<6> Barents R. The agricultural law of the EC. An inquiry into administrative of the European community in the field of agriculture. Kluwer law and taxation publishers, Deventer, the Netherlands, 1994. P. 73.
<7> Case 4/79 Providence Agricole (1980) ECR 2823; Case 283/83 Racke (1984) ECR 379.

На практике механизм правового регулирования общей организации рынка зерна может включать в себя систему регулирования цен, порядок предоставления государственных субсидий на продукцию, ее реализацию, хранение и общий механизм стабилизации импорта и экспорта. По мнению профессора Ашера, общая организация рынка зерна послужила своего рода опорой для создания других продовольственных рынков <8>.

<8> Usher J.A. EC Agricultural law. Oxford University Press Inc., New York, 2001. P. 80.

Первые попытки законодателя урегулировать рынок зерновых культур относятся к началу 60-х гг. XX столетия. Рынок зерна ЕС был образован в 1962 году. Однако вначале его функционирования государства-члены ограничивались предоставлением взаимных преференций в торговле, введением единых стандартов на зерно, а также сокращением различий в таможенных правилах. Цены же закупки на национальных рынках зерна были разными. Только с 1967 года рынок зерна ЕС начал функционировать по единым правилам. Базой для его регулирования являются общие цены на основные виды зерновой продукции (пшеница, рожь, кукуруза и ячмень), от которых зависят цены на прочие зерновые культуры.

Первоначально в 1962 году Регламентом по общему рынку зерна была введена временная программа, которая впоследствии была заменена системой единого рынка. Далее существовавшая на тот момент система была подвержена значительным изменениям <9>. Затем, в 80-х гг., законодательными органами Сообщества были приняты нормативные акты по регулированию экспорта зерновой продукции, а также предоставление экспортных субсидий <10>. Прошло еще одно десятилетие, прежде чем появился первый правовой акт, регулирующий общую организацию рынка зерновых культур в его сегодняшнем виде <11>.

<9> Regulation (EEC) No 2727/75 of the Council of 29 October 1975 on the common organization of the market in cereals. OJ L 281.
<10> Commission Regulation (EEC) No 3423/84 of 3 December 1984 on the supply of common wheat to the Republic of Kenya as food aid. OJ L 316.

Commission Regulation (EEC) No 2723/87 of 10 September 1987 laying down special detailed rules for the application of the system of export refunds on cereals exported in the form of pasta products falling within heading No 19.03 of the Common Customs Tariff. OJ L 261.

<11> Council Regulation (EEC) No 1766/92 of 30 June 1992 on the common organization of the market in cereals. OJ L 181, 1.7.1992.

Впоследствии с развитием аграрного права Сообщества тенденция по расширению сферы предметного регулирования увеличивалась, включая в правовое регулирование продовольственного рынка зерна новые механизмы.

В начале 90-х годов предыдущего столетия ситуация на внутреннем рынке зерна Сообщества для европейских сельхозтоваропроизводителей складывалась не самым лучшим образом и требовала объективных перемен. Более того, усиливалось давление со стороны торговых партнеров ЕС, которые настаивали на включении сельскохозяйственных товаров в сферу действия Общего соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), открытии рынков Сообщества для сельскохозяйственной продукции из третьих стран и отмене всех субсидий, прямо или косвенно влияющих на торговлю. Поэтому для решения внутренних и внешних проблем общего сельскохозяйственного рынка необходимо было проводить соответствующие реформы, прежде всего в зерновом секторе.

В итоге в 1992 году Советом ЕС были произведены коренные преобразования, затронувшие правовое регулирование рынка зерновых культур, реализация которых осуществлялась по двум направлениям. Впервые была введена новая система поддержки земледельцев - производителей зерновых и других культур путем так называемых территориальных выплат. Второй момент в реформировании общего рынка зерна заключался в сокращении посевных площадей под зерновыми культурами. В частности, в 1998/99 торговом году сокращение посевных площадей под зерновыми культурами составило 5% площади их посева в предшествующем году. В свою очередь, система предоставления поддержки производителям зерна стала более прозрачной благодаря замене ценовой компенсации на прямые выплаты производителям продукции.

Реформа 1999 года внесла кардинальные коррективы в общую организацию рынка зерна. Так, единая базовая цена на зерно была снижена на 15% (вместо 20%, предложенных первоначально). Также вдвое были снижены компенсационные выплаты за тонну произведенной продукции и за гектар не используемой для производства зерновых культур земли <12>. В настоящий момент наряду с нормативными актами, содержащими общие положения по регулированию сельскохозяйственных рынков, существует большой массив специальных законодательных актов, регулирующих те или иные аспекты организации рынка зерна. О них речь пойдет в дальнейшем.

<12> Agra Europe. Agenda 2000 and CAP Reform. Special report N 111. 1999. P. 34.

Для такого вида сельскохозяйственной продукции, как зерновые культуры, применяется система гарантированных закупочных цен (интервенционные цены), представляющая собой особое правовое средство регулирования общей организации рынка зерна. Применение такого подхода дает стабильные гарантии средним и крупным фермерским хозяйствам (холдингам) на получение определенного уровня дохода. При падении рыночных цен на продукцию до уровня закупочной цены специальные агенты - государственные закупочные организации начинают скупать этот товар, пока цена на него вновь не достигнет прежнего уровня. Закупочная цена определяет тот порог, ниже которого цена не может опускаться, что дает рынку зерновой продукции предельно низкую цену. Изначально закупочные цены были установлены именно для организации рынка зерна. При этом были предусмотрены поправки на качество продукции <13>.

<13> Regulation No 120/67/EEC of the Council of 13 June 1967 on the common organisation of the market in cereals. OJ 117.

При закупке зерна интервенционные агентства руководствуются следующими принципами: под действие системы подпадает продукция, произведенная на территории ЕС; равный доступ потребителей к продукции фермеров. Право собственности на скупаемую продукцию возникает у интервенционных агентов или государств-членов, в то время как Европейский союз лишь регулирует интервенционную деятельность и затем возмещает им расходы.

Компетентные органы ЕС используют и пороговую цену, используемую с целью ограничения перенасыщения внутреннего рынка Сообщества дешевой импортной продукцией. Это минимальная цена, по которой на рынке может продаваться импортная продукция. Эта цена выше интервенционной цены и, таким образом, стимулирует участников рынка покупать продукцию, произведенную в ЕС. Благодаря этому соблюдается один из базовых принципов аграрного права ЕС - преференции фермерам Сообщества. Способ определения пороговой цены прост: ее размер равен целевой цене за вычетом расходов на транспортировку из основного пункта ввоза продуктов до основного места их потребления. С точки зрения ученых А. Лисситса, О. Лука, Т. Гагалюк, С. Кваши, функция данной цены в рамках механизма правового регулирования сельскохозяйственного производства Сообщества заключается в том, что она является основой для расчета импортного тарифа, определяемого как разница между пороговой и мировой ценой (вместе с расходами на страхование и фрахт, т.е. цена CIF), по которой продукция ввозится на территорию ЕС <14>.

<14> Лисситса А., Лука О., Гагалюк Т., Кваша С. Единая аграрная политика Европейского союза - путь становления и принципы функционирования // Discussionpaper No 92. Leibniz-Institut fur Agrarentwicklung in Mittel- und Osteuropa (IAMO). 2006. P. 15.

Однако одна пороговая цена не может защитить внутренний рынок Сообщества от наплыва более дешевой продукции из третьих стран. Поэтому Европейским союзом были установлены компенсационные сборы с импортируемой зерновой продукции. Величина сборов соответствует разнице между пороговой ценой и ценой CIF. При установлении цены CIF принимаются во внимание изменения мировых цен на зерно. Она увеличивается в соответствии с ростом мировых цен, величина же компенсационных сборов при этом уменьшается. Таким образом, чем ниже стоимость, по которой поставщик предлагает зерно, тем большую величину сбора он должен уплатить. Для расчета величины компенсационного сбора и цены CIF специальная комиссия ЕС берет за основу наиболее низкую цену предложения на рынке зерна.

На сегодняшний день одним из основных нормативных актов, регулирующих рынок зерна в ЕС, является Регламент Совета 1784/2003 об общей организации рынка зерновых культур <15>, заменивший Регламент 1766/92. В исследовании профессора Барлинга раскрывается само понятие термина "организация" применительно к правовому регулированию продовольственного рынка зерна. В широком смысле под ней понимается "стабилизация цен путем введения программы финансовой помощи и установления детализированных правил, касающихся торговли с третьими странами" <16>. Отметим, что применение положений данного акта осуществляется без ущерба для мер, предусмотренных Регламентом Совета 1782/2003, устанавливающим общие правила для поддержки программ в сфере сельского хозяйства и определенные программы поддержки для фермеров. Регулирование основывается на механизме интервенции и общей системе импорта и экспорта, что, по выражению профессора Ашера, "является ядром общей организации рынка зерна" <17>.

<15> Council Regulation (EC) No 1784/2003 of 29 September 2003 on the common organisation of the market in cereals. OJ L 270.
<16> Barling G. QC, Brealey M. Practioners' handbook of EC Law. Ashford Colour Press LTD. Hampshire, 1998. P. 470.
<17> Usher J.A. EC Agricultural Law. Oxford University Press Inc., New York, 2001. P. 82.

Как сказано в преамбуле анализируемого Регламента, создание единого рынка зерновых культур включает введение системы торговли на внешних границах Сообщества. Эта система, основанная на соглашениях, принятых в ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров ГАТТ-ВТО, дополняет механизм интервенции и включает импортные пошлины и экспортные субсидии, что призвано стабилизировать положение на внутреннем рынке Сообщества. К рассматриваемой продукции Регламентом отнесены все виды зерновых культур, в частности простая пшеница, пшеница твердая, ячмень, кукуруза (маис), рожь, сорго в необработанном виде или в виде муки, манная мука или солод, а также широкий перечень культур, указанных в приложении I. Торговый год устанавливается с 1 июля каждого года и заканчивается 30 июня следующего за ним года. Согласно настоящему акту правовое регулирование осуществляется в рамках внутреннего рынка и торговли с третьими странами. Регламент устанавливает на зерновые культуры закупочную цену в размере 101,31 евро за тонну продукции. Тем не менее это не окончательная фиксированная цена. С ноября по июнь цена может увеличиваться на 0,46 евро ежемесячно в соответствии с таблицей, указанной в приложении II. Закупка продукции интервенционными агентствами осуществляется в строго определенные сроки применительно к конкретным государствам - членам Сообщества. В связи с этим представляется важным обратить внимание на Регламент Комиссии 2273/1992, устанавливающий основы правового регулирования функционирования интервенционных центров по закупке зерновых культур <18>. Данный акт имеет своей целью "обеспечение надлежащего функционирования интервенционной системы в целом". Отметим, что интервенционные центры и склады должны отвечать следующим условиям: расположение в регионах, где зерновые культуры выращиваются в больших количествах, значительно превышающих региональный спрос (в этом случае интервенционные центры должны обладать хранилищами с оборудованием, обеспечивающим прием, погрузку и выгрузку большого количества продукции); наличие площадей, позволяющих хранить большое количество продукции.

<18> Commission Regulation (EEC) No 2273/92 of 3 August 1992 re-establishing the levying of customs duties on products of category 20 (order No 40.0200), originating in Sri Lanka, to which the preferential tariff arrangements set out in Council Regulation (EEC) No 3832/90 apply. OJ L 220.

Реформа механизма правового регулирования агропромышленного комплекса оказала плодотворное влияние на организацию рынка зерна, тем самым предоставив Сообществу возможность экспортировать в третьи страны значительную долю своего урожая <19>. Однако для продуктов, не оказывающих существенного влияния на рынок зерна, может быть сделано исключение. К продукции, указанной в статье 1 Регламента 2273/1992, применяются ставки импортных пошлин по Общему таможенному тарифу. Для определенных категорий зерна импортная пошлина равняется интервенционной цене и увеличивается на 55% за вычетом импортной цены CIF, применяемой к соответствующей партии товара. Но вместе с тем сбор не может превышать ставки налога по Общему таможенному тарифу.

<19> Evrostat Year Book 2004. The Statistical office of the European Communities, 2004. P. 8.

Существует ряд случаев, когда Сообщество может устанавливать дополнительные импортные пошлины на зерновые культуры. Это обусловлено следующими факторами: если импорт продукции осуществляется по триггер-цене (ниже той, что установлена Сообществом по отношению к цене ВТО); если объем импортируемой продукции превышает уровень, основанный на возможностях доступа к рынку, определяемых как процентное соотношение соответствующего внутреннего потребления в течение трех предыдущих лет (инициирующий объем). При установлении дополнительных импортных пошлин их основу составляют импортные цены CIF, во внимание также принимаются размеры самих цен на импорт продукции.

Определенными юридическими особенностями обладает система тарифных квот на зерновые культуры, выраженная в применении Европейской комиссией одного из следующих методов либо их комбинации:

  1. метод, основанный на хронологическом порядке подачи заявлений по принципу "первым прибыл, первым обслужен";
  2. метод пропорционального распределения по количеству при подаче заявлений (синхронный метод проверки);
  3. метод, основанный на традиционных торговых образцах (традиционный метод и метод нового подхода).

Применение других методов также не возбраняется, однако они не должны сопровождаться необоснованной дискриминацией в отношении соответствующих сельскохозяйственных производителей. При установлении квот применяются детализированные правила, определяющие выбор административного метода регулирования, которые включают: гарантии, охватывающие природу и происхождение продукта; признание документа, используемого для подтверждения указанных выше гарантий; условия, в соответствии с которыми происходит выдача импортных лицензий, а также срок их действия.

Европейский союз является активным импортером и экспортером зерновых культур, занимая ведущие позиции на мировой бизнес-арене. Например, импорт одного из самых распространенных видов сельскохозяйственной продукции - пшеницы за 2001 - 2002 торговый год составил 8,002 миллионов тонн, а экспорт - 11,799 миллионов тонн <20>. В дополнение к общим правилам экспортирования сельскохозяйственной продукции правовое регулирование экспорта зерновых культур обладает определенными особенностями.

<20> Evrostat Year Book 2005. The Statistical office of the European Communities, 2005. P. 20.

Правовую основу данных видов деятельности составляют Регламент комиссии 1342/2003, устанавливающий подробные правила по применению системы экспорта и импорта зерновых культур и риса и экспорта и импорта зерновых культур <21>. Регламент указывает на возможность проведения торгов и аукционов в целях получения разрешения на экспорт интервенционных продовольственных запасов. В этом случае в лицензии должны быть определены объемы и пункты назначения экспортируемой продукции. Сроки действия импортных и экспортных лицензий для различных продуктов определяются по-разному. Критериями в этом вопросе служат рыночный спрос и необходимость в рациональном управлении. Когда лицензии на экспорт зерновых культур выдают в крайне больших количествах, существует определенная доля риска в превышении заявителем своих полномочий. Поэтому до фактической выдачи лицензий компетентные органы устанавливают перерыв сроком на 3 дня. Такое правило не распространяется на некоммерческие экспортные поставки продовольственной помощи. В случае, если решение Комиссии о непредставлении лицензии нарушает непрерывность регулярных поставок товаров, операторам может быть предоставлена возможность получить экспортную лицензию без компенсации на особых условиях ее использования.

<21> Commission Regulation (EC) No 1342/2003 of 28 July 2003 laying down special detailed rules for the application of the system of import and export licences for cereals and rice. OJ L 189.

Поскольку Сообщество рассматривает проблему продовольственной безопасности как одну из самых острых в современных реалиях жизнедеятельности общества, то с этой целью Европейский союз оказывает гуманитарную помощь малоразвитым странам посредством поставок зерновых культур. Правовую основу содействия подобного рода составляет Регламент комиссии 2298/2001, устанавливающий подробные правила по экспорту продукции, поставляемой в качестве гуманитарной помощи <22>, и Регламент комиссии 398/2003 о поставке зерна в качестве продовольственной помощи <23>. Регламент 2298/2001 применяется к экспорту продуктов, регулируемых нормативными актами по организации рынков, указанных в Регламенте 1291/2000, если продукты поставляются в качестве продовольственной помощи Сообщества в соответствии с Регламентом 1292/1996 от 27.06.1996 о продовольственной политике и организации продовольственной помощи, а также особых операций в поддержку продовольственной безопасности. Отличительной особенностью данного вида регулирования является предоставление лицензии на экспорт продукции по итогам проведения торгов. Заявления на получение лицензии должны подтверждаться тем, что заявитель является поставщиком соответствующей категории продовольственной помощи, а также наличием копии протокола торгов.

<22> Commission Regulation (EC) No 2298/2001 of 26 November 2001 laying down detailed rules for the export of products supplied as food aid. OJ L 308.
<23> Commission Regulation (EC) No 398/2003 of 3 March 2003 on the supply of cereals as food aid. OJ L 59.

Методом, применяемым при регулировании экспорта зерна с компенсацией расходов, является метод, который обладает следующими характеристиками: (1) в наибольшей степени приближен к природе продукта и ситуации на данном рынке, что позволяет использовать доступные ресурсы самым действенным образом, принимая во внимание эффективность и структуру экспортных операций Сообщества и не создавая при этом дискриминации между крупными и малыми сельскохозяйственными производителями; (2) наименее обременителен для сельскохозяйственных производителей с учетом административных правил; (3) препятствует появлению дискриминации между соответствующими операторами. Компенсации расходов на экспорт установлены в одинаковом объеме на всей территории Сообщества. Тем не менее они могут варьироваться в зависимости от места назначения, если этого требует ситуация на мировом рынке, или от особых требований определенных продовольственных рынков.

Компенсации расходов на экспорт зерна выплачиваются за счет разницы между ценами мирового рынка и ценами, установленными в Сообществе. Данные компенсации предоставляются только при наличии заявки и экспортной лицензии. Компенсации могут выплачиваться на регулярной основе, а также посредством приглашения принять участие в торгах или конкурсе на размещение контракта на продукцию, в отношении которой поставка товаров происходила в прошлом.

Общая организация рынка зерна предусматривает реализацию защитных мер Комиссией в лице Административного комитета по зерну в следующих случаях: при нарушении ситуации на внутреннем рынке или существовании такой угрозы, в частности падении рыночных цен в одном или более регионе Сообщества (особые интервенционные меры); при достижении цен на мировом рынке такого уровня, который прерывает или угрожает прервать бесперебойные поставки продукции на рынок Сообщества; при наличии угрозы достижения целей, установленных в статье 33 Договора о создании Европейского сообщества.

В рамках механизма правового регулирования продовольственного рынка зерна функционирует система поддержки производителей определенных видов зерновых культур. Функцией этой системы является улучшение деятельности и стабилизация рынка данного вида продукции. Правовой основой данной системы служит Регламент Совета 1782/2003, устанавливающий общие правила программ прямой поддержки в рамках единой аграрной политики и программы прямой поддержки фермеров, а также дополняющий ряд регламентов <24>. Программа единых платежей, устанавливаемая регламентом, является гарантией получения доходов фермерами.

<24> Council Regulation (EC) No 1782/2003 of 29 September 2003 establishing common rules for direct support schemes under the common agricultural policy and establishing certain support schemes for farmers and amending Regulations (EEC) No 2019/93, (EC) No 1452/2001, (EC) No 1453/2001, (EC) No 1454/2001, (EC) No 1868/94, (EC) No 1251/1999, (EC) No 1254/1999, (EC) No 1673/2000, (EEC) No 2358/71 and (EC) No 2529/2001. OJ L 270.

Регламент также устанавливает отдельные виды программ поддержки для фермеров, производящих высококачественные сорта пшеницы. Как упоминалось ранее, формой государственной помощи в рамках настоящего акта выступает "прямой платеж", под которым понимается платеж, предоставляемый исключительно фермерам в рамках программы по поддержанию стабильного уровня дохода. Регламент содержит ряд общих и специальных программ, по которым государство-член предоставляет фермерам помощь. К первым можно отнести ежегодную выплату пособий фермерам, производящим зерновые культуры, размер которых устанавливается исходя из площади земельного участка. Ко второй группе относятся субсидии, предоставляемые производителям твердых сортов пшеницы, размер которых не может превышать 40 евро за гектар.

Регламентом установлены максимальные размеры земельных участков в отдельно взятых государствах-членах, предоставленные под производство зерна, по которым предоставляются субсидии. К категории особых субсидий относится субсидия, выплачиваемая фермерам, производящим зерновые культуры в тяжелых климатических условиях, а именно в Финляндии и Швеции. В этом случае формула определения размера субсидии выглядит иначе. Она равняется 24 евро за тонну произведенной продукции.

Регламент Совета 1251/1999 устанавливает систему поддержки производителей определенных видов зерновых культур <25>. Впервые система поддержки производителей была установлена Регламентом Совета 1765/1992 (утратил силу) и претерпела многочисленные изменения в дальнейшем <26>. Ранее этого был принят Регламент комиссии 1184/1991, устанавливающий подробные правила применения программы помощи производителям зерна в Португалии, послуживший своеобразным экспериментом в области правового регулирования реализации программ такого рода <27>.

<25> Council Regulation (EC) No 1251/1999 of 17 May 1999 establishing a support system for producers of certain arable crops. OJ L 160.
<26> Council Regulation (EEC) No 1765/92 of 30 June 1992 establishing a support system for producers of certain arable crops. OJ L 181.
<27> Commission Regulation (EEC) No 1184/91 of 6 May 1991 laying down detailed rules for the application of the aid scheme for Portuguese cereal producers. OJ L 115.

Основаниями принятия новой программы поддержки были следующие: достижение целей, установленных Договором об учреждении Европейского сообщества, продолжение реализации реформы механизма правового регулирования организации агропромышленного комплекса Европейского сообщества, достижение баланса на рынке сельскохозяйственной продукции, обеспечение контроля над производством зерновых культур. Сферой применения данного Регламента являются зерновые культуры, указанные в Регламенте Совета 1784/2003, за исключением маиса. Для осуществления целей, поставленных Регламентом, реализуются новые меры и программы, в числе которых следующие: выравнивание цен на зерно, произведенное в Сообществе, по отношению к мировым ценам и установление особых региональных платежей; установление для зерновых культур механизма единого исходного параметра на тонну продукции. В целом меры и программы данного Регламента носят по большей части экономический характер. Но одновременно с этим документ содержит нормы правового регулирования, выраженные в установлении особого механизма региональных субсидий. Они исчисляются на основе площади земельного участка и обладают региональной дифференциацией.

Субсидии подобного рода предоставляются за земельные участки, предназначенные для производства зерновых культур, а также с учетом выплаты, которая не должна превышать средний региональный показатель, установленный как среднее количество гектаров в рамках одного региона, занятых производством зерна. Под регионом понимается государство-член либо регион на его территории по выбору соответствующего государства-члена. Такая компенсация предоставляется сроком на пять лет. Государства-члены позволяют производителям, обращающимся за такой компенсацией, выводить из производства до 10% посевных площадей, предназначенных для производства зерновых культур. Преимущество данной системы состоит в том, что фермеры получают возможность выращивать на освобожденной земле непищевые культуры, например кормовые культуры, получая при этом денежную компенсацию за использование земель не по прямому назначению. Размер компенсации равен 45 евро за гектар, однако он может варьироваться в отдельных государствах-членах. Увеличение размера компенсации может быть принято государством-членом с учетом особой ситуации и обеспечения обоснованного использования земельного участка.

Отличительной особенностью норм данного Регламента является также установление каждым государством-членом регионального плана в целях определения средних показателей урожая, используемого впоследствии для исчисления региональной субсидии. Цель данного плана состоит в обозначении соответствующих объективных критериев для определения объемов производства в отдельных регионах. В таких планах государства-члены устанавливают различные показатели урожаев для орошаемых и неорошаемых земель.

Наряду с региональными субсидиями производителям зерновых культур определенного вида, а именно твердых сортов пшеницы, выплачивается дополнительная субсидия. Она выплачивается за земельные участки, предоставленные под производство данного сорта пшеницы в традиционных районах с учетом ограничений, установленных регламентом. Так, например, для Греции этот предел составляет 617 тыс. гектаров. Размер данной субсидии определяется на уровне 291 евро за гектар в течение торгового года, а с 2006 - 2007 торгового года составит 285 евро. Обязательным условием получения надбавки является пропорциональное снижение площади земельного участка фермера, за которую он получает дополнительную надбавку, если сумма всех земель окажется больше установленного регламентом лимита. Отметим, что надбавка к региональной субсидии и специальная субсидия по твердым сортам пшеницы выплачиваются одновременно с региональной субсидией <28>.

<28> Commission Regulation (EC) No 2316/1999 of 22 October 1999 laying down detailed rules for the application of Council Regulation (EC) No 1251/1999 establishing a support system for producers of certain arable crops. OJ L 280.

По мнению ученых, общая организация рынка зерновых культур в практическом смысле является одним из самых трудоемких и сложных рынков сельскохозяйственной продукции <29>. За последние десятилетия этот сегмент рынка показал себя как один из самых выгодных и производительных. Урожай 2004 года составил 290 миллионов тонн зерновых культур <30>. Эксперты полагают, что в ходе реформирования аграрного рынка ЕС ожидается снижение уровня интервенционных цен на зерновые культуры, что приведет к повышению конкурентоспособности европейского зерна на мировом рынке и откроет производителям новые возможности для его реализации <31>.

<29> Ibid. P. 35.
<30> Prospects for agricultural markets 2004 - 2011. Update for the EU-25. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities. July 2004. P. 1.
<31> Agra Europe. 1999. N 103. P. 115.

Резюмируя сказанное, можно говорить об актуальности совершенствования действующего законодательства и перспективах развития аграрного законодательства Европейского союза в целом, а также делать прогнозы о позитивном развитии механизма правового регулирования организации продовольственного рынка зерновых культур в частности. В основном перспективы развития организации продовольственного рынка зерна характеризуются экономическими показателями, касающимися объемов производства, потребления на внутреннем и мировом рынках, объемов экспорта и импорта, размера площадей, предназначенных для производства зерна. Но одновременно с этим можно выделить факторы правового характера, способные оказать существенное влияние на правовое регулирование общей организации продовольственного рынка зерна. К их числу относятся следующие:

  1. общее увеличение объемов урожая зерна по причине вступления в ЕС новых государств-членов;
  2. интеграция новых государств-членов в систему единого рынка: практика показала, что высокие транспортные затраты и отсутствие зерновых хранилищ с надлежащим техническим оборудованием является значительным ограничивающим фактором развития конкурентоспособности этих стран и их доступа на внутренний рынок Сообщества и мировой рынок. Ввиду длительных временных затрат инвестирование в транспортную инфраструктуру может стать решающим фактором для конкурентоспособности отрасли как важнейшего сегмента сельскохозяйственной промышленности новых государств-членов <32>;
<32> Prospects for agricultural markets and income 2005 - 2012. European Commission. Directorate-General for agriculture. July 2005. Luxembourg. P. 22.<33> Wolf J. The future of European agriculture. Centre for European reform, 2002. P. 73.

Среди перечисленных выше факторов отдельное место занимает реформа механизма правового регулирования организации агропромышленного комплекса, являющаяся направляющим вектором всего развития аграрного права и аграрной политики Сообщества в целом. Результатом реформирования сельскохозяйственной отрасли стало введение системы единовременных субсидий фермерам, изменения, коснувшиеся рынка зерна, и снижение прибыли от производства зерновых культур. Предполагается, что данные события в значительной степени ускорят рост производственной активности и формирование конкурентной среды, совершенствование механизмов государственного регулирования аграрно-продовольственного рынка зерновых культур Европейского союза.