Мудрый Юрист

Депутаты вышли на законопроектную мощность. В комитете по охране здоровья госдумы разбирались с бюджетами

"Фармацевтический вестник", 2009, N 32

Комитет Госдумы по охране здоровья 6 октября рассмотрел проект Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 гг.", внесенный Правительством РФ. Расходы федерального бюджета по статье "Здравоохранение, физическая культура и спорт" будут в 2010 г. снижены на 4%. Впрочем, на реализацию госпрограммы "Семь нозологий" федеральные власти готовы тратиться и дальше: бюджет программы на 2010 г. составит 44,7 млрд. руб., что на 4,1 млрд. руб. больше, чем в 2009 г.

"Строить центры такого масштаба должны госкорпорации"

В 2010 г. на раздел "Здравоохранение, физическая культура и спорт" запланировано 3,4% от расходов федерального бюджета, что соответствует уровню 2009 г. В абсолютном выражении произойдет незначительное сокращение. С учетом межбюджетных трансфертов ассигнования федерального бюджета по этому разделу составят 389,9 млрд. руб., т.е. сократятся по сравнению с 2009 г. на 4,1%. Расходы консолидированного бюджета на здравоохранение, физическую культуру и спорт снизятся с 1052 млрд. руб. в 2009 г. до 1010 млрд. руб. в 2010 г., или на 4%. В расходах консолидированного бюджета на долю федерального бюджета приходится 33%, на долю консолидированных бюджетов субъектов РФ - 67%.

Показатели национального приоритетного проекта остались на уровне 2009 г., без снижения. Предусмотрены и такие новые направления, как совершенствование медпомощи и обследование населения с целью выявления туберкулеза, онкозаболеваний, развитие перинатальной диагностики.

Кроме того, как рассказала депутатам директор Финансового департамента Минздравсоцразвития России Елена Шепелева, изменены подходы к продолжению строительства и завершению ввода центров высоких медицинских технологий. В частности, предусмотрен имущественный взнос госкорпорации "Ростехнологии" в размере 4,3 млрд. руб. "Ростехнологии" и будут завершать строительство центров в Тюмени, Челябинске, Красноярске и Хабаровске. Депутаты выразили сомнение в правомерности передачи строительства центров "Ростехнологиям", но г-жа Шепелева стояла на своем: "Строить центры такого масштаба должны госкорпорации".

Также выделены 2,63 млрд. руб. на строительство Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии в Москве. Продолжится строительство перинатальных центров, бюджетные ассигнования составят: в 2009 г. - 7,17 млрд. руб. и в 2010 г. - 6,04 млрд. руб.

"Можно предположить, что рост платных услуг будет более выражен"

Серьезно оптимизированы расходы на строительство и реконструкцию объектов. Правительство приняло решение о переносе строительства вновь начинаемых объектов на 2010-й и последующие годы. Расходы, предусмотренные в бюджете на реализацию федеральных программ, снижены более чем на 6 млрд. руб. Запланировано также снижение расходов по продолжению ремонтных работ в ЛПУ и закупке оборудования, в т.ч. по федеральным учреждениям РАМН.

Согласно разработанному Минэкономразвития России прогнозу социально-экономического развития на 2010 г. и плановый период 2011-2012 гг. предусматривается рост объема плановых медицинских услуг: в 2010 г. - на 3,1: в 2012 г. - на 4,6%. "Можно предположить, - заявила начальник Инспекции по контролю расходов федерального бюджета на здравоохранение и социальную политику Счетной палаты Ольга Андреева, - что рост платных услуг будет более выражен, чем в 2009 г. Хотелось бы, чтобы Минздравсоцразвития определило порядок оказания медицинских услуг в государственных лечебных учреждениях".

Успокоило парламентариев известие о том, что государство намерено наращивать финансирование программ закупки дорогостоящих высокотехнологичных препаратов. Согласно проекту федерального бюджета на 2010 г. расходы на закупку дорогостоящих лекарственных средств по семи высокозатратным нозологиям в 2010 г. составят 44,77 млрд. руб., что на 4,1 млрд. больше, чем в 2009 г. Кроме того, предусмотрены межбюджетные трансферты субъектам РФ на организационные мероприятия по обеспечению граждан дорогостоящими препаратами в объеме 1,09 млрд. руб. и запланировано наделение бюджетных ассигнований на реализацию отдельных полномочий регионов в области лекарственного обеспечения на 2010 г. в объеме 12,91 млрд. руб.

Комитет Госдумы по охране здоровья поддержал принятие проекта 3-летнего бюджета в первом чтении.

"Не получим ли мы социальную напряженность?"

Одновременно с проектом закона "О федеральном бюджете на 2010 г." согласно Федеральному закону N 178-ФЗ (1999 г.) "О государственной социальной помощи" в Госдуму внесен законопроект, устанавливающий норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению ЛС, ИМН, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, в 2010 г. в размере 531 руб. (в 2009 г. - 480 руб.).

Члена Комитета по охране здоровья Эльмиру Глубоковскую расчет заинтересовал. "Не получим ли мы социальную напряженность, если предусмотренная законом: сумма в 531 руб. не будет соответствовать реальным темпам инфляции?" - спросила она. Директор Департамента развития фармацевтического рынка и рынка медицинских технологий Диана Михайлова сообщила, что в федеральном бюджете заложено дополнительное финансирование в виде межбюджетных трансфертов. В 2008 г. эта сумма составляла 10 млрд. руб., в 2009 г. - 12,2 млрд. руб. "Этот механизм будет транслироваться и в следующем году", - пояснила г-жа Михайлова. По ее словам, сейчас составлены регистры пациентов, выверены схемы их лечения, субъекты РФ научились планировать свои расходы в течение года на лекарственную помощь.

На рассмотрение депутатов были также представлены два законопроекта, касающиеся бюджета Федерального ФОМС. Комментируя проект Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 г. и плановые 2010-2011 гг.", председатель фонда Андрей Юрин остановился на особенностях этих изменений.

Расходы Федерального ФОМС сокращаются на 5 млрд. руб. и составят 114,07 млрд. В результате профицит бюджета фонда на 2009 г. составит 5 млрд. руб., что позволит аккумулировать остатки средств бюджета на начало 2010 г. в целях сохранения на уровне 2009 г. размера дотаций, передаваемых в 2010 г. в бюджеты ТФОМС на выполнение территориальных программ.

"Отрадно, что фонд ввел норму, согласно которой в регионы дотация будет направляться только после того, как субъектом РФ будут выполнены обязательства по платежам за неработающее население, что позволит нивелировать выпадающие доходы по межбюджетным трансфертам по причине финансового кризиса", - прокомментировала выступление Андрея Юрина председатель Комитета по охране здоровья Ольга Борзова. В ответ Андрей Юрин сообщил, что на сегодняшний день примерно 60% субъектов увеличили или не снизили платежи за неработающее население. "Основная задача при формировании проекта бюджета заключалась в следующем: доходы бюджета фонда, собственные доходы, за счет которых осуществляется реализация программы ОМС, в 2010 г. сокращаются по сравнению с 2009 г. на 9 млрд. руб.", - пояснил он.

Бюджет Федерального ФОМС на 2011-2012 гг. г-н Юрин считает сбалансированным по доходам и расходам: в 2011 г. он составит 268,6 млрд., в 2012 г. - 298 млрд. руб. "Мы ни в коей мере не должны были сократить поддержку регионов, поэтому были внесены вышеуказанные изменения в бюджет 2009 г. - образование переходящего остатка и сокращение объема нераспределенных средств", - отметил Андрей Юрин.

Комитет Госдумы по охране здоровья поддержал концепцию обоих законопроектов.

Т.ПАНФИЛОВА