Мудрый Юрист

О предмете хищения в нефтяной отрасли

Подчерняев А.Н., старший лейтенант милиции, адъюнкт кафедры уголовно-правовых дисциплин И организации профилактики преступлений Академии управления МВД России.

Как показывают исследования, наиболее распространенными в нефтяной отрасли являются ненасильственные способы совершения хищений. В зависимости от характера и степени общественной опасности, а также конкретного способа совершения хищения уголовная ответственность может наступить по ст. ст. 158, 159, 160 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В целом все хищения на объектах нефтяной отрасли посягают на отношения собственности, то есть право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. Непосредственным же объектом хищения является та форма собственности, в которой выражена принадлежность похищенного имущества к предприятию нефтяной отрасли.

Предметом рассматриваемых хищений могут быть любые объекты права собственности, указанные в Гражданском кодексе Российской Федерации, за некоторыми исключениями. В статьях Уголовного кодекса, устанавливающих ответственность за хищение, в качестве предмета хищения рассматривается имущество. В гражданском праве под имуществом понимаются: вещи, включая деньги и ценные бумаги, имущественные права (собственнику кто-то должен деньги или вещи) и имущественные обязательства (собственник кому-то должен деньги или вещи) <1>.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части первой) (под ред. О.Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации - КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2005.

<1> См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая / Под ред. О.Н. Садикова. М.: ИНФРА-НОРМА-М, 1999. С. 414 - 417.

Анализ подходов российских цивилистов Л.В. Щенниковой, М.И. Брагинского, В.А. Дозорцева к соотношению понятий "вещь" и "имущество" позволяет сделать вывод о том, что оно представляет собой соотношение единичного и общего, где имущество - совокупность вещей. Важное практическое значение имеет деление имущества на движимое и недвижимое, поскольку предполагает различные правовые режимы. Так, в отличие от движимого имущества правовой режим недвижимого имущества предполагает вмешательство государства, связанное с определением правил отчуждения, регистрации и использования недвижимости.

Необходимо отметить, что в российском уголовном праве недвижимость не является предметом традиционных хищений, таких как кража, поскольку сам по себе захват недвижимости без оформления прав на нее не может рассматриваться в качестве хищения <2>. Завладение теми или иными объектами недвижимости нефтяной отрасли при определенных условиях может квалифицироваться по статьям гл. 21 УК РФ как мошенничество или в зависимости от конкретных условий как присвоение и растрата. В последние годы незаконные операции с недвижимостью в нефтяной отрасли становятся все более распространенным явлением и образуют в настоящий момент самостоятельный вид преступного бизнеса. В связи с этим недвижимое имущество постепенно становится таким же обычным предметом хищения, как и движимое.

<2> См.: Жеребцов А.Н., Меркулов В.В., Эртель А.Г. Объем и содержание права собственности // Право беспрепятственно пользоваться своим имуществом. М.: Российская академия правосудия, 2002. С. 50 - 53.

Среди движимого имущества наиболее распространенным предметом хищения являются деньги как всеобщий эквивалент стоимости. В качестве денег выступает как российская национальная, так и иностранная валюта. Теоретически предметом хищения на объектах нефтяной отрасли могут выступать ценные бумаги - документы, удостоверяющие при соблюдении установленной формы и обязательных реквизитов в нефтяной отрасли имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при их предъявлении. Например, большое распространение получили электронные пластиковые карты, используемые на большинстве автозаправочных станций и комплексов.

С точки зрения определения предмета хищения, достаточно сложным является вопрос о нефти, содержащейся в недрах. Согласно ст. 1.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" недра в пределах границ территории России, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Без разрешения государства участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, залога или отчуждаться в иной форме. Неправомерные сделки, связанные с недрами, являются недействительными и могут повлечь уголовную ответственность.

Статья 1.2 Закона "О недрах" также предусматривает, что права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законодательством. Пользователями недр могут быть любые субъекты предпринимательской деятельности независимо от формы собственности, в том числе юридические и физические лица, как российские, так и иностранные.

Согласно ст. 7 названного Закона пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право их эксплуатации в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в пределах горного отвода, в том числе добыча нефти, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому такой отвод предоставлен, а самовольное пользование недрами должно влечь уголовную ответственность <3>. Надо сказать, что современная техника дает возможность добывать полезные ископаемые незаконно даже в промышленных масштабах. Поэтому нефть как содержимое недр следует, по нашему мнению, признать предметом хищения. Тем более что она вполне подпадает под признаки движимого имущества.

<3> Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах".

Продолжающееся распространение хищений нефтепродуктов вызывает особую озабоченность, особенно в сфере их транспортировки трубопроводным транспортом. Буквально на глазах из разряда редких криминальных проявлений это общественно опасное деяние трансформировалось в масштабную угрозу безопасности топливно-энергетического комплекса, о чем свидетельствует и анализ прессы <4>. Обобщение материалов практики показало, что криминальное завладение нефтью из магистральных трубопроводов имеет ряд существенных особенностей, затрудняющих правильную квалификацию содеянного на основе норм действующего УК РФ <5>.

<4> См.: Внесены предложения по усилению контроля за оборотом нефтепродуктов // Щит и Меч. 2005. 3 - 9 февр.; "Самогонщики" под колпаком чекистов // Российская газета. 2005. 23 марта; Криминальный "самовар" // Российская газета. 2005. 6 июля; В Чапаевске накрыли подпольную базу // Комсомольская правда в Самаре. 2005. 11 - 18 авг.; Полмиллиона за ведерко нефти // Российская газета. 2006. 7 дек.
<5> Наряду с опубликованной судебной практикой нами проанализировано 154 уголовных дела за 2003 г. и 37 уголовных дел за 2004 г., возбужденных правоохранительными органами Самарской области по факту хищения нефти и нефтепродуктов из магистральных трубопроводов.

Так, хищения, в которых предметом выступают нефть и нефтепродукты, обладают спецификой проявления, прежде всего, объективной стороны преступления. Это, безусловно, порождает проблемы квалификации данного вида преступлений, их выявления и последующего расследования, разработки комплекса мер, направленных на предупреждение и пресечение хищений в нефтяной отрасли. В целях преодоления отмеченных проблемных ситуаций в правоприменительной практике необходимо более подробно их исследовать и предложить пути их разрешения. Такая работа должна проводиться по следующим направлениям.

  1. Изменение действующего уголовного законодательства в области борьбы с хищениями нефтепродуктов.
  2. Совершенствование практики применения норм уголовного закона.
  3. Организационно-обеспечительная работа.

Примером реализации первого направления, т.е. изменения действующего законодательства, является новая редакция статьи 158 УК РФ, которая выводит хищения из нефтепродуктопроводов в особый вид правонарушений. Согласно п. "б" ч. 3 ст. 158 УК РФ кража, совершенная из нефтепровода, нефтепродуктопровода, газопровода, наказывается штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев. Соответствующий Закон Госдума Российской Федерации приняла 6 декабря 2006 г. <6>.

<6> Российская газета. 2007. 10 янв.

Этим же Законом в УК РФ введена новая ст. 215.3, предусматривающая ответственность за разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, газопроводов, а также технологически связанных с ними объектов, сооружений, средств связи, автоматики, сигнализации, которые повлекли или могли повлечь нарушение их нормальной работы и были совершены из корыстных или хулиганских побуждений. Повреждение нефте- и газопроводов влечет за собой штраф в размере от 400 тыс. до 500 тыс. рублей. За это преступление гражданин может быть приговорен к исправительным работам от одного года до двух лет либо к лишению свободы на срок от двух до пяти лет. Преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору, наказывается лишением свободы от трех до шести лет. Если эти действия повлекут по неосторожности смерть человека или будут иметь другие тяжкие последствия (например, экологические аварии), то в этом случае виновным в совершении данного преступления грозит лишение свободы от пяти до восьми лет.

Изложенная редакция ст. 158 УК РФ, а также вновь введенная в УК РФ ст. 215.3 делают излишним применение другого возможного варианта реализации первого направления, а именно: дополнение гл. 21 УК РФ самостоятельной ст. 158.1 в редакции: "Незаконное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам или газопроводам в целях хищения нефти, газа или нефтепродуктов наказывается...", - которая предлагалась некоторыми специалистами, работающими в данной сфере.

Каждый из приведенных вариантов требует известной согласованности между предлагаемыми уголовно-правовыми предписаниями и положениями ст. 7.19 "Самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа" КоАП РФ <7>. Здесь следует лишь сказать, что выбор конкретного варианта и более точная формулировка соответствующей уголовно-правовой нормы зависят от законодателя. При всех условиях в основе законодательных изменений должна быть учтена специфика предмета хищения в нефтяной отрасли и особенности проявления объективной стороны рассматриваемых преступлений.

<7> См.: Современные разновидности российской и мировой преступности: состояние, тенденции, возможности и перспективы противодействия // Сборник научных трудов под ред. д.ю.н., проф. Н.А. Лопашенко / Саратовский центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции: Саратов: Сателлит, 2005. С. 220 - 228.

Относительно реализации двух других направлений разрешения проблемных ситуаций в сфере борьбы с хищениями в нефтяной отрасли следует сказать, что как практика применения норм уголовного закона, так и организационно-обеспечительная работа нуждаются в самостоятельном детальном исследовании, в том числе и с учетом специфики предмета хищения в нефтяной отрасли.