Мудрый Юрист

Проблема классификации несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях

Леонов И.С., адъюнкт кафедры уголовно-исполнительного права и криминологии Вологодского института права и экономики (ВИПЭ) ФСИН России.

Первоначальная редакция ст. 132 УИК РФ предусматривала два вида воспитательных колоний - общего и усиленного режимов, которые при одинаковых условиях отбывания наказания отличались друг от друга составом содержащихся в них осужденных. Так, в воспитательных колониях общего режима отбывали наказание несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению свободы, и несовершеннолетние женского пола, а в колониях усиленного режима - несовершеннолетние мужского пола, ранее отбывавшие лишение свободы.

В связи с изменениями, внесенными в уголовно-исполнительное законодательство в марте 2001 г. <1>, деление воспитательных колоний на виды режима было упразднено. Теперь предусматривается лишь внутренняя дифференциация условий отбывания наказания в зависимости от поведения несовершеннолетнего правонарушителя.

<1> Федеральный закон от 9 марта 2001 г. N 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 11. Ст. 1002.

При отказе от воспитательных колоний усиленного режима одним из аргументов разработчиков закона служило незначительное количество лиц, ранее отбывавших лишение свободы. Кроме того, ввиду малочисленности таких колоний необходимо было осуществлять перевозку осужденных на значительные расстояния от их постоянного места жительства <2>.

<2> Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.И. Зубков. М.: Издательство "НОРМА", 2001. С. 366.

Вполне очевидно, что, осуществляя подобную дифференциацию внутри воспитательной колонии, законодатель рассчитывал на проведение разграничения в условиях отбывания наказания той или иной категории осужденных при соблюдении правила раздельного содержания осужденных по степени их общественной опасности.

Реально же этого не получилось. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 132 УИК РФ осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы и ранее отбывавшие лишение свободы, отбывают наказание в строгих условиях. В этих же условиях отбывают наказание осужденные, признанные злостными нарушителями режима и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания. По истечении шести месяцев при отсутствии взысканий и при добросовестном отношении к труду и учебе они переводятся в обычные условия.

Таким образом, как в строгих, так и в обычных условиях, лица, ранее отбывавшие лишение свободы, содержатся вместе с ранее несудимыми. В данном случае существующая в воспитательных колониях дифференциация осужденных лишена здравого смысла. Она противоречит существующему правилу раздельного содержания в исправительных учреждениях впервые осужденных к лишению свободы от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы, закрепленному в ч. 2 ст. 80 УИК РФ.

При этом необходимо иметь в виду, что несовершеннолетние, ранее отбывавшие лишение свободы, как показывает практика, оказывают негативное влияние на основную массу несовершеннолетних осужденных, порой нейтрализуют педагогические усилия персонала.

Ни для кого не секрет, что незрелость личности несовершеннолетних объясняет их высокую зависимость от влияния окружающей среды и вместе с тем неспособность противостоять ее негативному влиянию, особенно в сложных жизненных ситуациях. Многолетний опыт показывает, что впервые осужденные к лишению свободы, поступающие в воспитательные колонии, не имеют представлений об условиях содержания под стражей. Оказавшись в новой обстановке, они свое поведение ориентируют на ближайшее социальное окружение, в роли которого выступают в первую очередь осужденные за тяжкие преступления и лица, ранее отбывавшие лишение свободы, поддерживающие субкультурные традиции.

Вместе с тем необходимо отметить, что распределение осужденных по воспитательным колониям в соответствии с прежними нормами законодательства проходило гораздо сложнее, чем по исправительным учреждениям для взрослых преступников. Если исправительные колонии разных видов режима имеются практически в каждом субъекте Федерации, то воспитательные колонии существуют далеко не в каждом регионе.

Такая ситуация приводила к массовым перевозкам осужденных несовершеннолетних из одного региона в другой, распространению обычаев и традиций "тюремного мира". Кроме того, отрыв от места постоянного жительства зачастую служил причиной невозможности реализации некоторых прав осужденных несовершеннолетних, в частности, связанных с предоставлением свиданий с родственниками, а также затруднял решение вопросов трудового и бытового устройства после освобождения.

С этой точки зрения, а также в целях экономии бюджетных средств существующая дифференциация условий отбывания наказания в воспитательных колониях сыграла положительную роль. Однако при этом породила новую проблему, связанную с совместным содержанием осужденных с различной степенью общественной опасности.

Вопрос о классификации осужденных несовершеннолетних имеет принципиальное значение для практики исполнения наказания, и поэтому решать его следует, основываясь на научном анализе протекающих пенитенциарных процессов. К сожалению, в теории уголовно-исправительного права эта проблема не получила достаточно серьезного исследования. Кроме того, имеющиеся научные разработки по этому вопросу в основном проводились с точки зрения правовой науки.

Представители социологии, психологии, педагогики и других общественных наук в этих исследованиях участия практически не принимают. Именно поэтому законодательные нормы, регулирующие вопросы классификации несовершеннолетних, на протяжении длительного времени ориентированы на принципах общей классификации осужденных, как правило, взрослых правонарушителей.

Копирование "взрослого" варианта при определении классификации осужденных в воспитательных колониях по действующему законодательству является, с нашей точки зрения, результатом противоречий в самом законе, который, с одной стороны, подчеркивает особое отношение к лицам, совершившим преступления до совершеннолетия, и закрепляет это в соответствующих правовых нормах, а с другой - не учитывает серьезных отличий этих лиц от преступников, содержащихся в исправительных колониях, не принимая во внимание социальные и психофизиологические особенности подростков, специфику конкретных причин и условий, оказывающих влияние на их поведение.

По нашему мнению, классификация несовершеннолетних правонарушителей должна иметь свое "лицо" в теории уголовно-исполнительного права и в законодательстве. Решение связанных с ней проблем требует комплексного подхода, нуждается в глубоком изучении и внимании ученых разных направлений: юристов, социологов, психологов, педагогов и т.д. При определении классификации осужденных в воспитательных колониях следует прежде всего исходить из специфики подросткового возраста, состоящей в том, что у несовершеннолетнего еще не до конца сформировалась психика, социальные и нравственные устои находятся в стадии становления.

Учитывая обозначенную проблему существующей дифференциации условий отбывания наказания в воспитательных колониях, целесообразно, на наш взгляд, внести изменение в уголовно-исполнительное законодательство, предусмотрев возможность раздельного содержания осужденных с различной степенью общественной опасности путем создания на территории воспитательных колоний изолированных участков для содержания лиц, ранее отбывавших лишение свободы, а также совершивших умышленные преступления в период отбывания наказания.

На основе изучения деятельности воспитательных колоний и мнений практических работников анализируется действующая в настоящее время классификация несовершеннолетних осужденных и рассматриваются пути ее дальнейшего совершенствования.