Мудрый Юрист

Программа определена. По пунктам

"Российские аптеки", 2009, N 20

Председатель Правительства РФ В.В.ПУТИН:

"Если мы хотим защитить интересы граждан России, мы должны руководствоваться общенациональными интересами, а не корпоративными".

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ 9 ОКТЯБРЯ 2009 Г. НА СОВЕЩАНИИ В ЗЕЛЕНОГРАДЕ "О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ"

Сегодня в нашей стране лекарства производят около 350 предприятий. Но их доля на рынке не превышает 20% в стоимостном выражении. Остальное - импорт. Причем зарубежные лекарства часто продаются у нас по ценам в разы более высоким, чем в других странах. Это невозможно объяснить даже дополнительными транспортными расходами, которые составляют не более 0,2% от стоимости.

Один из основных финансовых источников реализации стратегии - это гарантированный сбыт лекарств, в том числе через механизмы государственных и других централизованных закупок, объем которых в нашей стране достаточно большой - он составляет порядка 230 млрд. руб. в год. Однако отечественный производитель такой возможности - на постоянной и длительной основе иметь рынок - лишен. Так, в рамках федеральных программ лекарственного обеспечения на долю российских препаратов приходится менее 10% объемов контрактов.

То есть отечественный производитель, по сути, - гость на собственном рынке.

Отсюда ясны и понятны задачи, стоящие перед государством и фармацевтическими предприятиями. Во-первых, необходимо решительно менять политику государственных закупок, установить здесь четкие, прозрачные правила игры на рынке, исключить лазейки и различные манипуляции для обхода конкурсных процедур. Когда конкурсы проходят честно - цены снижаются в десятки раз.

А есть и вообще анекдотичные примеры. Было бы смешно, если б не было так грустно. В Челябинской области, например, стоимость одного лота в результате вмешательства антимонопольной службы снизилась, прошу внимания, в 100 раз!

У нас же получается, что поставщики лекарств, пользуясь преимуществами нечестной конкуренции, демонстрируют чудеса экономической эффективности, задирают цены и извлекают ничем не обоснованные сверхприбыли.

Также необходимо добиться, чтобы уже в ближайшие 2-3 года доля отечественных препаратов, приобретенных за счет бюджетных средств, составляла не менее половины в стоимостном выражении. Следует переходить на долгосрочные контракты с отечественными производителями на поставки лекарств для государственных и муниципальных нужд, корпоративных клиник и медцентров Академии медицинских наук.

Это даст фармпредприятиям возможность заняться повышением качества производительных мощностей, привлекать средства для реализации проектов технологического перевооружения и внедрения новых технологий.

Во-вторых, важно обеспечить изготовление на территории страны максимально широкой номенклатуры лекарственных средств, в том числе за счет размещения лицензионных производств и организации выпуска воспроизводимых препаратов - так называемых дженериков.

По сути, мы должны определить перечень жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов и поддержать их производство в России через институты развития.

Третье. Неоднократно ставилась задача по борьбе с контрафактными и фальсифицированными лекарственными препаратами. Кроме того, порой на наш рынок пытаются выбросить препараты с истекающим сроком годности. Все это - прямая угроза жизни и здоровью людей, и усилия по борьбе с ней ослаблять нельзя.

Четвертое. Неоправданно затянулся переход отечественных производителей на так называемые стандарты надлежащей производственной практики (GMP). В то же время необходимо понимать, что без внедрения GMP и других международных стандартов в этой сфере отечественная фармацевтическая отрасль не сможет на равных конкурировать с зарубежными производителями.

Мы сейчас только обсуждали с министром здравоохранения. Конечно, понимаем - резкий переход, в одночасье, просто выкинет наши предприятия с рынка, но вечно находиться в том состоянии, в котором мы сегодня находимся, тоже невозможно. Поэтому нужен поэтапный, но жесткий план перехода на этот международный стандарт, после реализации которого препараты, не соответствующие стандартам GMP, не должны больше закупаться на бюджетные средства.

Пятое. Одной из причин отставания отечественной фармацевтической промышленности является ее дезинтеграция. Необходимо стимулировать консолидацию отрасли. Создавать интегрированные структуры, объединяющие разработчиков и производителей лекарственных средств. Разумеется, применяя при этом рыночные механизмы.

В этой связи государство могло бы предоставить заинтересованным предприятиям возможность участия в программах субсидирования процентных ставок по кредитам на техническое перевооружение. Мною уже сформулировано соответствующее поручение Министерству промышленности и Министерству финансов. Надеюсь, что оно будет проработано в самые короткие сроки и будут сделаны соответствующие предложения. Общий объем финансирования - мы сейчас с Виктором Борисовичем (В.Б.Христенко) посчитали - составит примерно где-то 700 млн.

Шестое. Государственные институты развития должны предметно участвовать в разработке и внедрении в производство инновационных лекарств. Нужно содействовать и выходу нашей Фарминдустрии на зарубежные рынки. Прежде всего, речь идет о развивающихся странах.

Не могу не сказать и еще об одной острой проблеме. Неприятно об этом говорить, но нужно. В последние десятилетия в России сложилась явно ненормальная практика взаимоотношений между производителями лекарств, прежде всего иностранными производителями и частью врачебного сообщества. Безусловно, фармацевтические компании вправе рекламировать свою продукцию. Но они должны делать это цивилизованно и в полном соответствии с общепризнанными этическими нормами и российским законодательством. Недопустима ситуация, когда фармацевтические концерны доплачивают специалистам за то, что они выписывают пациентам производимые этими компаниями препараты. Причем иногда для этого даже используются бланки рецептов, напечатанные фирмами-поставщиками. Производители спонсируют корпоративные мероприятия, разного рода семинары, в том числе с выездом на теплые моря. И вот такими мероприятиями охватываются у нас в России тысячи специалистов. Хочу подчеркнуть - тысячи!

По сути, создаются или уже созданы глубокоэшелонированные системы лоббирования интересов крупных фармацевтических компаний. Эту порочную практику нужно прекратить. Должны быть и законодательные запреты на подобного рода доходы и введение более жестких норм врачебной этики. Надеюсь, что врачебное сообщество обратит на это внимание. Потому что здесь нужны и самыми эффективными будут внутрикорпоративные процедуры.

Кроме того, следует избавиться от так называемых фармпредставителей, работающих в медучреждениях. Да, они работают и в других странах подобным образом, но в определенных рамках. У нас же это приобретает подчас просто нездоровые формы. Нужно, на первом этапе хотя бы, эту деятельность поставить в определенные рамки и сделать ее более прозрачной.

Наконец, в экспертных советах по новым лекарствам не должны работать специалисты, которые получают денежное вознаграждение от их производителей. Конфликт интересов здесь абсолютно очевиден, а результат, как правило, очень плачевный. Потому что, как правило, такие члены экспертных советов не заботятся о качестве, а просто продвигают препарат той компании, от которой они получают денежное вознаграждение.

Я отдаю себе отчет в том, что это очень тонкие и чувствительные вопросы. Производители лекарственных препаратов - и отечественные, и иностранные, - когда защищают свои интересы, действуют очень изощренно, привлекают на свою сторону быстро, очень быстро, необходимые структуры, находят поддержку, создают всякие комитеты. Но если мы хотим защитить интересы граждан России в целом, то должны руководствоваться общенациональными интересами, а не корпоративными.

Что касается цивилизованного диалога между медицинским сообществом и фармацевтическими компаниями, то для него можно создать специальный совет рынка - по аналогии с подобными структурами в энергетике или других отраслях.

В Стратегии развития фармацевтической промышленности намечены серьезные, амбициозные цели: в результате ее реализации доля отечественного производства должна возрасти с 19 до 50% в стоимостном выражении. Не менее 60% выпуска должны составлять современные, инновационные препараты. На территории России должно производиться 85% жизненно необходимых и важнейших лекарств.

Хотел бы услышать сегодня, как идет работа по этой Стратегии, насколько фармпромышленность готова к решению поставленных задач.

ФАРМПРОИЗВОДСТВО: ИТОГИ I ПОЛУГОДИЯ 2009 Г.

По данным Минпромторга, в январе-августе 2009 г. индекс производства фармацевтической продукции составил 88,6% к январю-августу 2008 г. Объем производства лекарственных средств за январь-август 2009 г. составил 53 млрд. руб.

В январе-августе 2009 г. по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. возросло производство болеутоляющих, жаропонижающих и противовоспалительных средств в упаковках, препаратов для лечения онкологических заболеваний во флаконах.

При этом произошло снижение производства: антибиотиков (готовые формы) в упаковках и флаконах; кровезаменителей и других плазмозамещающих средств в упаковках и ампулах; болеутоляющих, жаропонижающих и противовоспалительных средств в ампулах; витаминных препаратов в упаковках и ампулах; препаратов для лечения болезней эндокринной системы, органов пищеварения и других заболеваний в упаковках и ампулах; препаратов для лечения онкологических заболеваний в упаковках; препаратов для лечения глазных заболеваний в упаковках.

В августе 2009 г. по сравнению с июлем отмечается увеличение производства ЛС по большему количеству фармакотерапевтических групп.

В январе-июле 2009 г. индекс производства фармацевтической продукции составил 88,8% к январю-июлю 2008 г.

МОНИТОРИНГ ЦЕН: ПО ДАННЫМ РОСЗДРАВНАДЗОРА И РОССТАТА

Предпосылок для роста цен на лекарства в России нет, уровень цен будет стабильным. Такой прогноз Росздравнадзора озвучил руководитель ведомства Николай Юргель на совещании по вопросам качества оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения Сибирского федерального округа (СФО).

По его данным, стабилизация оптовых и розничных цен на ЛС наблюдается с лета этого года. Так, с июля по октябрь по госпитальному сегменту цены снизились на 1%, а в аптеках отмечен незначительный рост на 0,3%.

Данные Росстата подтверждают, что во второй половине 2009 г. началась стабилизация цен на лекарства, хотя еще в I полугодии цены выросли на 18,3%. К примеру, в августе супрастин, поливитамины, валидол, йод и корвалол стали дешевле на 1,3-3,3%, сообщил Росстат.

По словам Николая Юргеля, специалисты его ведомства будут продолжать мониторинг цен на ЛС в ежемесячном режиме. "Мы получаем информацию из всех сегментов и из всех субъектов РФ, анализируем ее и к 15-му числу каждого месяца докладываем президенту России об общей ситуации", - сообщил глава Росздравнадзора.

Вопросы состояния лекарственного обеспечения в регионах, итоги проведенного Росздравнадзором мониторинга цен и ассортимента ЛС, а также обеспечение субъектов РФ препаратами для лечения и профилактики гриппа обсуждались и на состоявшемся в Росздравнадзоре всероссийском селекторном совещании.

Зам. руководителя Росздравнадзора Елена Тельнова отметила, что в отдельных регионах остаются проблемы в обеспечении ЛС: не определены остатки ЛС, объемы препаратов с ограниченным сроком годности и направления их расходования; не начата работа по подготовке заявки на 2010 г.; часть рецептов находится на отсроченном обслуживании; имеется большое число непредъявленных рецептов.

АПТЕЧНЫЙ РЫНОК ГЛС: ИТОГИ I ПОЛУГОДИЯ 2009 Г.

Согласно данным "Розничного аудита ГЛС в РФ"тм, опубликованным в бюллетене AIPM-Remedium, за первые 6 месяцев 2009 г. объем розничного аптечного рынка в России (без учета ДЛО) вырос на 18% в рублевом эквиваленте, тогда как в долларовом, напротив, сократился на 16% и достиг 3,6 млрд. долл. (118,3 млрд. руб.) в оптовых ценах и 4,6 млрд. долл. (154,6 млрд. руб.) - в розничных.

Объем реализации ЛС в натуральном выражении сократился на 10% и составил 1,8 млрд. упаковок. Средняя стоимость упаковки немного выросла в сравнении с I кварталом этого года (2,52 долл.) и достигла 2,65 долл. в розничных ценах (в 2008 г. - 2,79 долл.). Розничная наценка в среднем составила 31% - это выше уровня предыдущего года (29%). За первые 6 месяцев 2009 г. российский потребитель потратил на лекарства в среднем 32,7 долл., тогда как за аналогичный период 2008 г. его расходы составили 38,3 долл.

На долю препаратов отечественного производства в анализируемом периоде приходилось 20% общего объема. Среди зарубежных компаний наиболее высока доля ГЛС Германии (16%), Франции (8%) и США (7%), сообщается в бюллетене AIPM-Remedium.

По итогам 6 месяцев 2009 г. розничный аптечный рынок в натуральном выражении уменьшился на 10%. Сократился он также на 15% в долларовом эквиваленте, а в рублевом вырос на 19%, составив 4,6 млрд. долл. в конечных ценах.

Полугодовые показатели динамики сохранились на уровне показателей I квартала (-15% - в долларах и -10% - в упаковках).

Средняя стоимость упаковки в I полугодии была ниже аналогичного показателя прошлого года (2,65 долл. и 2,79 долл.) и несколько превысила уровень I квартала текущего года (2,52 долл.). Расходы на душу населения по сравнению с прошлым годом сократились с 38,3 долл. до 32,7 долл., при этом средняя аптечная наценка увеличилась с 29 до 31%.

Структура аптечного рынка страны осталась достаточно стабильной, что подтверждается незначительными изменениями в анализируемых рейтингах.

Редакционный материал