Мудрый Юрист

Не теряйте миллионы!

"Менеджер здравоохранения", 2009, N 10

На создание работникам здравоохранения безопасных условий труда должны тратиться все предназначенные для этого финансовые средства. Однако во многих медучреждениях значительную их часть используют не по прямому назначению. О ситуации с финансированием мероприятий по охране труда в организациях отрасли рассказывает главный технический инспектор труда ЦК профсоюза работников здравоохранения РФ Владимир Шидловский.

Важно знать все источники финансирования

В условиях кризиса нехватка средств может сказаться отрицательно на финансировании работодателем мероприятий по охране труда, но проблема не исчерпывается, конечно, соответствующими суммами в коллективном договоре. Есть и иные источники денег на данные цели. Очень важно, знают ли первичные профсоюзные организации все правовые нормы об источниках средств на охрану труда, а главное - умеют ли совместно с работодателем их применять и четко использовать. Сделаем обзор этих правовых норм.

Прежде всего, обратимся к ст. 226 Трудового кодекса РФ. Она определяет финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников. Финансирование данных мероприятий работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Статья общеизвестна и потому комментариев не требует.

Менее известны, как выяснилось, относительно недавно введенные в практику законодательные нормы, регулирующие предоставление средств на охрану труда территориальными отделениями Фонда социального страхования РФ. Во многих лечебно-профилактических учреждениях этот источник финансирования используется недостаточно либо даже совсем не используется!

Особенно остро стоит, например, вопрос об использовании средств на осуществление в лечебно-профилактических учреждениях предупредительных мер по защите медицинских работников от производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Для его понимания надо руководствоваться ст. 9 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" от 25.11.2008 г. N 216-ФЗ (с изменениями от 28.04.2009 г.). В соответствии со ст. 9 данного закона Правительство РФ Постановлением от 15.04.2009 г. N 331 поручило Минздравсоцразвития РФ утвердить, по согласованию с Фондом социального страхования РФ (ФСС РФ), правила финансирования в 2009 г. предупредительных мер для сокращения производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения персонала, занятого на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Этот документ обязал страхователя (руководителя учреждения) обратиться с заявлением о финансировании предупредительных мер в исполнительный орган ФСС РФ по месту своей регистрации еще до 1 августа 2009 г. К заявлению должны были прилагаться:

ФСС РФ вправе принимать решения о направлении страхователем до 20% сумм страховых взносов (на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний), начисленных за предшествующий год, на финансирование предупредительных мер. В том числе на санаторно-курортное лечение работников, чей труд связан с вредными и опасными производственными факторами.

Лечебно-профилактические учреждения должны учитывать, что ежегодно ФСС РФ принимает решение о направлении страхователями средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме до 2 млрд. руб. на выполнение углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Упущенные возможности

К сожалению, в правовых условиях, создавшихся в 2008 г. с принятием этой законодательной нормы, медицинские учреждения разобрались с опозданием. Многими ЛПУ выход предыдущего Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" от 21.07.2007 г. N 183-ФЗ был упущен из виду. А потому получить своевременно положенные по нему средства для мер охраны труда (ст. 16) они в большинстве не успели. Ну, а прошлогодние деньги ФСС РФ на нынешний год, увы, не переходят и не сохраняются!

И все же в 2008 г., по данным 16 региональных организаций профсоюза, ЛПУ получили от отделений ФСС РФ 37,9 млн. руб. на предупредительные меры по охране труда, включавшие аттестацию рабочих мест и санаторно-курортное лечение. В числе таких субъектов РФ в 2008 г. были, например, Архангельская и Амурская области, Республика Башкортостан, Кемеровская область, Красноярский, Краснодарский и Ставропольский края, Московская, Омская и Самарская области, Республика Татарстан и др.

Ключевая роль

Ежегодно с выходом приказа Минздравсоцразвития РФ "Об утверждении Правил финансирования предупредительных мероприятий по охране труда" ЦК профсоюза тут же знакомит с этим документом региональные организации профсоюза. И те сразу направляют документ руководителям ЛПУ для оформления финансирования в отделениях ФСС РФ.

Надо сказать и о ключевой роли региональных организаций профсоюза в контроле использования медицинскими учреждениями еще одного важного источника средств ФСС РФ. Речь идет о постановлении ФСС РФ от 21 марта 2002 г. N 30 "Порядок направления средств для осуществления мероприятий по обучению по охране труда застрахованных и контроля за правильностью использования этих средств", действующем в настоящее время. Им предусмотрено обучение мероприятиям по охране труда с отрывом от производства руководителей медучреждений, специалистов и руководителей служб охраны труда, членов профсоюзных комитетов, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюза. В 2008 г., например, этим обучением за счет средств ФСС РФ было охвачено более 6 тыс. человек.

Мобилизационный ресурс

Об укреплении влияния в отрасли уполномоченных (доверенных) лиц скажем особо. Учитывая, что они являются в коллективах ЛПУ основным звеном общественного контроля охраны труда непосредственно на рабочих местах, президиум ЦК профсоюза поддержал практику регионов в организации смотров-конкурсов на звание лучшего уполномоченного по охране труда. Проведенный в 2008 г. в два этапа общеотраслевой конкурс на звание "Лучший уполномоченный (доверенное лицо) по охране труда профсоюза работников здравоохранения РФ" имел большой резонанс среди медицинских работников. Как известно, общественный контроль охраны труда с помощью таких уполномоченных мобилизует ЛПУ использовать для этих целей все положенные источники средств.

И еще немаловажный аспект - взаимодействие с региональными органами власти в решении вопросов охраны труда медицинских работников. В качестве примера можно привести закон "Об охране труда в Омской области" (от 02.02.2007 г.), который предусматривает выделение средств на эти цели. Другой пример - закон "О наделении органов местного самоуправления Самарской области отдельными государственными полномочиями в сфере охраны труда" (от 10.07.2006 г.). Аналогичные меры социального партнерства с отраслевым профсоюзом в улучшении условий и охраны труда медицинских работников предприняты также и в ряде других субъектов РФ.

В.ШИДЛОВСКИЙ