Мудрый Юрист

Законопроект о торговле прошел мимо фармрозницы

"Фармацевтический вестник", 2009, N 23

Подготовка нашумевшего законопроекта "Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ" завершена. 13 июля он был внесен в Правительство РФ, а уже 15 июля - в Госдуму. В случае его одобрения законопроект должен вступить в силу 1 января 2010 г. В итоговой версии законопроекта нет положения о прямом регулировании цен на социально значимые товары, а потому участники фармрынка смогли вздохнуть свободно, чего нельзя сказать о представителях продовольственной розницы: в последний момент перед внесением законопроекта в Госдуму в него была включена поправка, запрещающая расширять бизнес продуктовым сетям, если их годовой оборот превышает 1 млрд. руб., а доля в городских округах, муниципальных районах, в Москве и Санкт-Петербурге составляет более 25%. Если этот запрет по мере прохождения законопроекта в Госдуме распространится и на аптечную розницу, серьезное ограничение развития может ждать и фармритейл.

Шефство над законопроектом о торговле Минпромторг взял на себя после реорганизации правительства в мае 2008 г. и получения функций по регулированию торговой деятельности от Минэкономразвития. Минпромторгу предстояло дорабатывать в принципе уже сформированный документ, над которым до этого плотно работали Минэкономразвития и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). На суд общественности они вынесли свою концепцию законопроекта о торговле еще в ноябре 2007 г. В документе предлагалось сформировать единую нормативно-правовую базу для торговцев, определить понятийный аппарат, методы и формы госрегулирования торговой деятельности, а также способы ее осуществления. В концепции законопроекта также приводилась классификация торговых объектов: по видам - стационарные или нестационарные, по размеру, по группам товаров. Но главное, законопроект предлагал серьезное ужесточение регулирования деятельности торговых компаний - положение об обязательном установлении географических границ для игроков розничной торговли электробытовой техникой, продовольственными товарами, а также лекарственными средствами. Концепция предлагала установить первоначальный порог доминирования для продуктовых и аптечных сетей на уровне 15% в муниципальных образованиях (сейчас 35% на региональном уровне), для непродуктовых сетей - также 15%, но уже на региональном уровне. Порог коллективного доминирования для трех сетей с долей на локальном рынке более 3% на каждую предполагается установить на уровне 20%, а для пяти сетей с долей более 3% - на уровне 30%. Представители торговых сетей на предлагаемые ограничения авторов законопроекта тогда отреагировали бурным протестом. Взявшись за доработку вызвавшего неоднозначную реакцию законопроекта, Минпромторг первым делом пообещал быть с ритейлерами полиберальнее. Проект закона "Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ" стал общедоступен 8 мая.

Итоговая версия законопроекта "Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ" была рассмотрена на заседании Президиума Правительства России 13 июля. А 15 июля документ был отправлен в Госдуму. Документ определяет основные понятия розничной торговли. В частности, под торговой сетью понимается совокупность двух и более принадлежащих одному или нескольким хозяйствующим субъектам торговых объектов, находящихся под общим управлением, на площади которых под одним коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации осуществляется торговля. Торговая деятельность является специализированной при условии, что в ассортименте всех предлагаемых в общей доле продаж товаров 80% от их общего количества составляют товары одного класса, определяемого в соответствии с Общероссийским классификатором продукции.

Одно из главных нововведений итоговой версии законопроекта - отсутствие положения о прямом регулировании цен и наценок. Напомним, что в ранних версиях документа предусматривалось прямое регулирование цен на социально значимые товары, а также возможность установления правительством предельных наценок. В ст. 8 "Права и обязанности хозяйствующих субъектов при организации и осуществлении торговой деятельности" говорится, что, если федеральным законом предусмотрено государственное регулирование цен (тарифов, торговых надбавок) на отдельные виды товаров, цены на такие товары устанавливаются хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговлю, в порядке, установленном правительством.

Итоговая версия законопроекта исключает особый порядок антимонопольного регулирования торговых сетей. Напомним, что в предыдущих редакциях планировалось снизить предельный порог доминирования торговых сетей с 35 до 15%. Однако в гл. 3, посвященной, в частности, антимонопольному регулированию, нет речи о пороге доминирования. В ст. 15 гл. 3 приводится список недопустимых действий хозяйствующих субъектов. В законопроекте прописываются права и обязанности сетей при заключении договоров поставки и перечень недопустимых действий по отношению к поставщикам со стороны ритейлеров и органов госвласти. Так, хозяйствующим субъектам запрещается создавать дискриминационные условия, препятствия к доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка хозяйствующим субъектам, нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования. Причем хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что его действия в ряде случаев могут быть признаны допустимыми. Кроме того, запрещается навязывать условия, устанавливающие запрет на заключение хозяйствующим субъектом договоров поставки товаров с другими компаниями. Запрещено также устанавливать в договорах с контрагентом условия, предусматривающие ответственность за неисполнение обязательства хозяйствующего субъекта о поставке товаров на условиях, лучших, чем для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, условия, предусматривающие предоставление хозяйствующим субъектом сведений контрагенту обо всех заключаемых им договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, и ряд других.

Представители фармрынка в целом позитивно восприняли законопроект. Как замечает исполнительный директор РААС Елена Неволина, в законопроекте четко прописан нормативный аппарат и отношения между поставщиками и сетями. Кроме того, она указывает на отсутствие положения о прямом регулировании цен и наценок: "Цены и наценки будут устанавливаться правительством, т.к. лекарственные средства являются социально значимым товаром". "В общем и целом законопроект коснулся всех областей взаимодействия с производителями, и, я думаю, продолжит процесс урегулирования взаимоотношений между ритейлерами, поставщиками и производителями на пути к цивилизованному рынку", - замечает генеральный директор ООО "Альфега-Аптека" Лариса Желткова.

Елена Неволина позитивно восприняла факт исключения из законопроекта пункта доминирования: "Все критерии антимонопольного регулирования адекватны, закон очень хорошо проработан".

Впрочем, в продуктовых сетях так уже не думают. Как стало известно 16 июля, премьер-министр Владимир Путин завизировал перед отправкой в Госдуму несколько иную версию законопроекта, чем та, что обсуждалась на заседании президиума правительства. Правка в документ была внесена всего одна, зато весьма существенная. Она подразумевает запрет на расширение бизнеса продуктовым сетям, если их годовой оборот превышает 1 млрд. руб., а доля в городских округах, муниципальных районах, в Москве и Санкт-Петербурге составляет более 25%. Пока данная поправка не касается аптечных сетей. Однако, если бы это ограничение распространялось и на них, развитие крупнейших фармритейлеров было бы парализовано в целом ряде территорий страны, в границах муниципальных и городских округов.

В России около 30 сетей с оборотом более 1 млрд. руб. При этом многие из них, согласно исследованию ФАС России за 2007 г., занимают доминирующее положение на отдельных территориальных рынках. Например, в Екатеринбурге доля крупнейшей аптечной сети России - "36,6" - по общему товарообороту составила 41,6%, а по лекарственным средствам - 40,11%. Самарская аптечная сеть "Имплозия" на трех локальных рынках занимает долю свыше 35%. В частности, доля сети по общему товарообороту в Сызрани составила 74,1%; в Новотроицке - 40,2%; в Тольятти - 40,6%. Другая самарская аптечная сеть "Вита" занимает доминирующее положение в Новокуйбышевске (доля - 56%) и Самаре (36%). ЗАО "Эркафарм" (аптечная сеть "Доктор Столетов") доминирует в Саратове с долей 38%.

Ю.КИРЕЕВА