Мудрый Юрист

Дух и буква ФЗ-94

"Медицинский вестник", 2009, N 20

Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не ругает разве что ленивый. Производители, медики, депутаты не против внести в него изменения, а то и вовсе отменить. В том, насколько плох закон и как наиболее эффективно проводить госзакупки, мы попытались разобраться вместе с представителями учреждений здравоохранения, осуществляющих закупки, и поставщиков, предлагающих свою продукцию в регионах.

Слово заказчика

Однозначно ответить на вопрос, чем так плох данный закон, сложно, считает начальник отдела государственных закупок Министерства здравоохранения Омской области Александр Филатов.

Помимо этого есть чисто технические сложности при получении ответов на запросы в уполномоченные органы с целью проверки документации, которую подают поставщики на конкурс. Например, срок, который отводится по закону на получение ответа из налоговой инспекции, - 10 дней, по мнению Александра Филатова, слишком мал, зачастую ответы не успевают прийти. При этом он не считает необходимым отменять закон:

Похожей позиции придерживается и главный врач МЛПУ "Городская больница N 13" г. Нижний Новгород Александр Разумовский:

Критикуя "букву" закона, представители медсообщества считают, что сами механизмы организации госзакупок через конкурсные торги - безусловный плюс. Александр Разумовский приводит пример из своей практики, когда при проведении аукционов удавалось добиться снижения цены на 40% и только на закупках лекарств получать экономию по 500-600 тыс. руб. в год.

Есть и несколько иная точка зрения.

Купи - продай

Собственно, главный камень преткновения не столько нормы закона, сколько практика их применения. На недобросовестность поставщиков обращает внимание Александр Филатов:

А вот так комментируют свое участие в торгах медики Ростовской области.

По мнению А.Оганяна, настала пора сократить сроки процедуры, облегчив существующие схемы проведения торгов и аукционов, а также повсеместно компьютеризировать весь процесс.

Главный врач ЦРБ Целинского района Василий Корольков главной проблемой при проведении конкурсных торгов считает невозможность самостоятельно решать, что необходимо лечебному учреждению сегодня и сейчас:

В некоторых регионах функции по организации торгов и обеспечению ЛПУ всем необходимым берут на себя департаменты здравоохранения и местные власти.

Много нареканий со стороны ростовских медиков вызывает целевая поставка медикаментов в больницы через тендеры, проводимые областным фондом ОМС.

Однако многим главврачам представляются более удобными именно централизованные поставки. Свое мнение они аргументируют сложностями с выделением дополнительного штата для проведения торгов, проблемами с закупкой нового, нужного для торгов, оборудования и оргтехники.

По ту сторону баррикад

В ответ на упреки со стороны медиков поставщики выдвигают свои контраргументы.

Виктор Дмитриев считает, что при существующей системе финансирования здравоохранения ни одному чиновнику не выгодно экономить бюджетные средства:

Есть и другая сторона вопроса. Виктор Дмитриев приводит пример возбуждения уголовного дела по фактам нарушений при закупках медоборудования на Сахалине, где была отслежена вся схема "взаиморасчетов" заказчика и поставщиков.

Правда, Александр Филатов (Омская область) говорит о невозможности необъективной интерпретации положений закона:

В целом претензии к закону у поставщиков товаров приблизительно те же.

Директор компании ООО "Регионфарм", участвующей почти в 20% проводимых в Свердловской области аукционов и котировок, Ольга Коротких отмечает отсутствие у больниц единого формата предоставления заявок:

А вот мнение руководителя тендерного отдела холдинга "Алкор Био" (Санкт-Петербург) Елены Сергеевой:

Вопрос подготовки специалистов по проведению госзакупок не праздный, согласно законодательству в состав конкурсных комиссий должны входить сертифицированные специалисты в этой области.

Так где же выход? Как примирить интересы заказчика и поставщика, соблюсти все положения закона и при этом еще получить именно то, что заказывали?

Говоря о возможности изменения ситуации применительно к госзакупкам лекарственных средств, Виктор Дмитриев отмечает, что вместить в рамки какого-то универсального закона такую сложную область, как производство и реализация фармпрепаратов, сложно, если возможно вообще. Вероятно, выход в том, чтобы прописать прозрачные, единые для всех правила игры и их придерживаться. Главное, считает В.Дмитриев, принятые законы должны четко, быстро и объективно исполняться и представителями бизнеса, и государственными чиновниками.

С.ЛИТВИНЕНКО,

Т.РАВДУГИНА,

С.МАМАЙ,

К.ЗБОРОВСКИЙ,

Е.КОЗЛОВА,

Л.ПОНОМАРЕВА

Москва, Омск,

Свердловск,

Санкт-Петербург,

Ростов-на-Дону,

Нижний Новгород