Мудрый Юрист

Национальные проекты и государственная политика России

Сафина С.Б., заведующая кафедрой государственного и административного права Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан, кандидат юридических наук, доцент.

Президент Российской Федерации В.В. Путин 5 сентября 2005 г. в своем Послании Федеральному Собранию обозначил приоритеты работы Правительства на период 2006 - 2007 гг. В рамках поставленных задач Правительством были разработаны четыре стратегических проекта на период до 2010 г.: "Образование", "Здравоохранение", "Жилищное строительство", "Сельское хозяйство". В Послании было отмечено, что, "во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала".

Основная ответственность за осуществление мероприятий в рамках национальных проектов была возложена на Правительство РФ.

Национальные проекты по своей сути должны реализовываться как приоритетные направления государственной политики и имеют своей целью существенное улучшение положения человека и гражданина в России. Государство, стремясь оправдать свою конституционную характеристику как социального государства реализацией национальных проектов, демонстрирует осознание социальных проблем общества и готовность решать эти социальные проблемы.

Общая стоимость данных проектов составляет около 200 млрд. рублей. Финансирование здравоохранения по сравнению с 2005 г. увеличится на 60%, образования и сельского хозяйства - на 30%, федеральные расходы на жилищное строительство возрастут почти в 4,5 раза.

Не случайно именно на эти сферы общественной жизни было обращено внимание Президента. На начало 2006 г. в России: смертность превышает рождаемость в 1,52 раза; более 1,1 млн. человек имеют инвалидность; поликлиники укомплектованы врачами на 56%; износ медицинского оборудования, санитарного автотранспорта составляет 65%; потребность населения в жилье составляет 1569,8 млн. кв. м (что составляет 46,1% жилищного фонда страны); износ коммунальной инфраструктуры составляет 60%; жилищная проблема стоит перед 61% российских семей; лишь 12,4% семей в состоянии приобрести жилье самостоятельно или с помощью заемных средств. По продолжительности жизни мужчин Россия занимает в мире 134-е место (59 лет), по продолжительности жизни женщин - 100-е (72 года); у нас очень низкие заработные платы педагогов школ и дошкольных учреждений и низкий уровень компьютеризации в образовательных учреждениях <1>.

<1> Национальные проекты России // www.fom.ru.

Думается, что проблемы в сферах здравоохранения, образования, жилья являются уже следствием другой более важной проблемы. По оценке экспертов ООН, главная беда России сегодня - бедность. Всем известно, что по уровню жизни мы обошли пока только слаборазвитые африканские страны. Причем бедность касается не только иждивенцев (пенсионеров, инвалидов, учащихся и др.), но и работающего населения, производящего продукцию и пополняющего государственный бюджет налогами. Сравнивая наши показатели по уровню ВВП и уровню жизни, экономисты говорят, что мы живем почти в два раза хуже, чем работаем. На все социальные нужды в России тратится лишь около 12% ВВП. Конечно, такая экономическая ситуация не может не сказываться и на здоровье нации, и на образовании и культуре, и на уровне социальных льгот, и на демографии, и на социальной напряженности.

Анализируя статистические данные, можно говорить, что в России прослеживается тенденция понижения продолжительности жизни, понижения показателей здоровья, понижения рождаемости, понижения качества образования, понижения качества медицинских услуг, понижения интеллектуального уровня людей, понижения уровня нравственности. При этом в этой же России наблюдается повышение числа суицидов, уровня наркомании и алкоголизма, числа тяжких преступлений, числа брошенных и бездомных детей, уровня проституции, влияния националистических организаций. Уже было отмечено, что рождаемость в России низкая. При этом число беспризорных детей растет. В бюджетах некоторых российских городов предусмотрены средства на строительство не новых детских садиков, а новых детских домов и приютов. Это значит, что в общем и без того маленьком числе детей процент неблагополучных детей растет. Какое будущее ждет их и, конечно же, нас? По данным органов здравоохранения, сегодняшние дети по состоянию здоровья во многом уступают прежним. Зафиксирован детский алкоголизм, наркотики убивают в первую очередь детей, увеличивается количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, причем растет число преступлений, совершенных с особой жестокостью. Зафиксирована продажа детей. На этом фоне детское курение и нецензурная брань смотрятся вообще легко, хотя и это далеко не безобидные вещи.

Все это происходит на фоне сильнейшего социального неравенства в обществе. Считается, что для стабильной социальной обстановки в обществе доходы малообеспеченных должны отличаться от доходов высокообеспеченных не более чем в 14 - 15 раз. Россия давно перешагнула этот рубеж в разы. Это еще один повод для молодежной агрессии и насилия.

Государство, которое теряет своих детей, обречено на гибель, потому что не имеет будущего. И это предмет не отдельных проектов, а комплексной программы под названием "Сохранение нации". Объявленным национальным проектам не хватает идеологической основы. Национальный проект, как кажется, должен базироваться на национальной идее. Каким мы хотим видеть наше общество? Не просто здоровым и образованным, но еще и ведущим здоровый образ жизни, уважающим и проповедующим семейные ценности, стремящимся к нравственному совершенству.

Много говорят о том, что сегодня в России нет национальной идеи. А откуда же ей взяться, российские граждане уже давно не верят своему государству, не доверяют ему и не надеются на него, имея для того веские основания? Даже об объявленных в стране национальных проектах россияне крайне слабо информированы и почти не интересуются ими. Об этом свидетельствуют результаты масштабного исследования, проведенного фондом "Общественное мнение" в апреле - мае 2006 г. Более половины российских граждан не имеют представления о том, что в стране реализуется национальный проект "Образование". О национальном проекте "Здоровье" знают лишь 20% россиян. Осведомленность населения о национальном проекте по развитию сельского хозяйства в целом также невысока. Наиболее популярным национальным проектом среди россиян является "Жилье". Две трети опрошенных знают или слышали о проекте, но он не слишком интенсивно обсуждается в обществе. При этом в его обсуждении преобладает негативный фон.

Национальные проекты воспринимаются как заигрывание власти, как формальные факторы ее заботы о российском народе.

Для того чтобы социальное государство функционировало в реальной жизни со всеми соответствующими социальными последствиями для населения, нужны адекватные практические механизмы его развития и реализации.

Уже давно необходимо заниматься спасением российского народа, его количеством и качеством. Это очевидно, это является обязанностью государства. Нет необходимости выделять приоритетные направления в государственной политике, потому что формально они давно закреплены в нашей Конституции, в соответствии со ст. 2 которой: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью в государстве". А если уж хочется выделить конкретное направление, то посвятить его выполнению конституционных обязанностей государства перед своим гражданином. Чем не национальная идея?

Вся экономическая политика Правительства должна получить социальную ориентацию и получить такие результаты, которые напомнили бы всем забытое слово "патриотизм" и дали бы основание каждому отдельно взятому гражданину гордиться Россией.