Мудрый Юрист

ФАС и Минэкономразвития смешали картель при помощи электронных аукционов

"Фармацевтический вестник", 2009, N 22

В течение ближайших полутора лет система аукционов при проведении госзакупок будет переведена на электронную основу. Эта мера позволит государству экономить до 1 трлн. руб. в год, добиться от участников аукциона максимальной прозрачности, а также открыть доступ к торгам для игроков малого и среднего бизнеса, считают авторы соответствующей идеи в ФАС и Минэкономразвития России. Главный принцип новой системы заключается в том, что заявитель не будет знать, кто еще участвует в торгах, а значит, появится возможность избежать картельных сговоров при проведении тендеров для госнужд. Участники фармрынка считают, что нововведение окончательно проблему картельных сговоров не решит, но в то же время откроет дорогу на рынок недобросовестным предпринимателям.

С 1 июля вступила в силу новая редакция ст. 41 по проведению электронных аукционов ФЗ N 94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Инициаторами введения данной системы явились ФАС и Минэкономразвития, которые надеются с ее помощью свести к минимуму долю монополизирующих игроков при проведении госзакупок, предотвратить картельные сговоры, добиться существенной экономии госсредств.

Как рассказал "ФВ" начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Михаил Евраев, "1 трлн. рублей, который планируется ежегодно экономить с помощью системы электронных аукционов, составляет примерно 20% от всего годового бюджета госзаказа и является огромной суммой... Как показывает практика, цена на электронных аукционах падает от 10 до 50% без ущерба для качества. При этом возможности для сговора, распространенного на обычных торгах, практически отсутствуют".

Добиться прозрачности на тендерном рынке в ФАС рассчитывают благодаря системе электронных торгов, построенной на принципе анонимности участников аукциона. Михаил Евраев уверен: анонимность предотвратит образование картельных сговоров, что, по словам чиновника, позволит участвовать в аукционах представителям малого и среднего бизнеса. Несмотря на анонимность, заказчик предъявляет к участникам электронного аукциона те же квалификационные требования, что и к участникам обычного аукциона. "Все необходимые предусмотренные законом сведения о себе участник аукциона предоставляет перед началом торгов, поэтому риски участия в аукционе недобросовестных участников не повышаются", - отметил г-н Евраев.

Участвовать в аукционе сможет любой предприниматель, обладающий электронно-цифровой подписью, вне зависимости от своего географического положения или от положения заказчика. Отсутствие географических границ в электронном пространстве является, по мнению разработчиков данной системы, одним из главных факторов, обеспечивающих развитие конкуренции на электронных аукционных площадках.

На сегодняшний день наряду с электронными аукционами проходят и обычные. В какой форме проводить аукцион, решает сам заказчик, однако, как заявили в ФАС, со временем электронные аукционы станут обязательными. На полное внедрение системы уйдет 1-1,5 года. Как заявил Михаил Евраев, в ближайшее время будет разработана система IT-безопасности электронных аукционов, цель которой - пресечение возможных махинаций при проведении госзакупок, например манипулирование программным обеспечением или информацией.

Система электронных аукционов не сможет решить всех проблем, возникающих при проведении госзакупок. Например, практика недробления заказчиком лотов с целью создания выгодных условий для крупных игроков рынка не сможет быть искоренена после введения новой системы. Однако, как отметил глава ФАС Игорь Артемьев, выступая на совместном заседании президиума "Опоры России" и президиума НП "Опора", 1 июля 2009 г. Госдума приняла поправки в Кодекс об административных правонарушениях, вводящие ответственность за недробление заказчиками лота в интересах малого бизнеса в виде штрафа в размере 50 тыс. руб. Также г-н Артемьев подчеркнул, что ФАС и Минэкономразвития разработали поправки к закону о госзаказе, отменяющие предквалификационные требования к участникам торгов. Соответственно, борьба со сговорами при проведении госзакупок будет носить комплексный характер.

Игорь Артемьев также озвучил идею необходимости стимулирования заказчиков, которым удалось сэкономить бюджетные средства при проведении торгов. Например, направлять 1% сэкономленных средств на нужды своего ведомства.

Как ожидают чиновники ФАС, новая модель проведения аукционов в скором времени вызовет волну критики, т.к. крупным игрокам рынка невыгодно введение системы электронных аукционов.

Генеральный директор Ассоциации российских фармпроизводителей Виктор Дмитриев ждет, когда система электронных торгов начнет применяться на аукционах по закупкам лекарственных средств: "Проведение аукционов в электронном формате - это, безусловно, шаг вперед, создание более прозрачной процедуры, направленной на снижение уровня коррумпированности. Однако наш опыт показывает, что всегда находятся лазейки для недобросовестного нормоприменения. Как иначе можно объяснить, что доля препаратов российского производства, более доступных по стоимости, снижается год от года, несмотря на то, что ФЗ N 94 по госзакупкам предполагает победу на аукционах препаратов с наименьшей ценой? Если, например, конкурсная документация включает такое требование к препарату, как делимость таблетки, хотя это соотносит лот с конкретным лекарственным средством, то не до конца ясно, как электронный формат проведения аукционов позволит исключить формирование конкурсной документации под конкретного производителя. Тем не менее, мы очень надеемся, что это полезное нововведение позволит нарастить долю участия отечественных препаратов в госзакупках".

Впрочем, есть у проекта и критики среди фармкомпаний. Вице-президент компании "БИОТЭК" Александр Крикун уверен, что ничего хорошего от нововведения ожидать не стоит - новая система не сможет обеспечить должного барьера для недобросовестных предпринимателей, реализующих контрафакт и фальсификат. "На начало года у нас в стране на складах лежит невостребованных лекарств на сумму 11 млрд. А участие в электронном аукционе каких-либо непонятных компаний еще больше увеличит эту цифру. Государство будет покупать кота в мешке, - сетует он. - Я считаю, что в госзаупках должны участвовать ведущие дистрибьюторы, отвечающие за качество продукции и дорожащие своей репутацией. Не нужно забывать, что лекарство - это специфический продукт, в котором важна не только цена. И если сэкономить деньги государству электронные аукционы смогут, то вот обеспечить высокий уровень качества, эффективности и безопасности товара - нет. Я вообще придерживаюсь мнения, что для закупки лекарств должны проводиться конкурсы или тендеры, при которых определяющими являются не цена, а качество".

Е.СМИРНОВ