Мудрый Юрист

Конкуренцию восстановили законными мерами

"Фармацевтический вестник", 2009, N 22

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) хочет более продуктивно бороться с образованием картельных сговоров, злоупотреблением компаниями доминирующим положением на рынке, а также с незаконным предоставлением преференций органами власти фирмам - участникам аукционов. Полномочия антимонопольных органов расширятся благодаря поправкам, внесенным в проект закона "О внесении изменений в Федеральный закон N 135 от 26.07.2006 "О защите конкуренции" и одобренным депутатами Госдумы во втором и третьем чтении 3 июля 2009 г. В тот же день были приняты поправки и в КоАП, которые, как заявил депутатам глава ФАС Игорь Артемьев, призваны дисциплинировать чиновников и руководителей компаний и минимизировать число нарушений с их стороны, а также предоставить представителям малого бизнеса больше возможностей для развития.

Согласно поправкам, ФАС России сможет признать доминирующей компанию, доля которой на соответствующем товарном рынке составляет менее чем 35% и превышает доли других хозяйствующих субъектов на данном рынке. Также компания может быть признана доминирующей, если она имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке. Кроме того, в законопроект внесено уточнение понятия "монопольно высокая" и "монопольно низкая" цена товара. Так, монопольно высокой признается цена, установленная доминирующим хозяйствующим субъектом, если она превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов, прибыли, а также цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Впрочем, в поправках есть и оговорки. Не признается монопольно высокой цена товара, являющегося результатом инновационной деятельности либо нового взаимозаменяемого товара при снижении расходов на его производство и/или улучшение его качества. При определении монопольно высокой цены на товар ФАС будет использовать затратный метод исследования, заключающийся в оценке суммы необходимых для производства товара расходов и прибыли, а также "метод сопоставимых рынков" - сравнение с ценой, установленной в условиях конкуренции на сопоставимом рынке.

Бороться с картелями ФАС намерена не только за счет введения электронных аукционов (читайте на этой стр.), но и при помощи внеплановых проверок без предварительного уведомления об их проведении проверяемого лица. Соответствующие полномочия ФАС прописаны в поправках. Смогут антимонопольщики и выдавать предписания о продаже определенного объема продукции на товарной бирже, а также о предварительном согласовании с антимонопольным органом особенностей формирования стартовой цены на продукцию.

Поправки к КоАП предусматривают включение в него ряда административных правонарушений в сфере размещения государственного или муниципального заказа. В частности, предлагается установить административную ответственность за неразмещение заказов на поставки товаров, нарушение сроков возврата денежных средств и прав участников торгов на электронной площадке, продолжение действий по размещению заказа, если размещение такого заказа приостановлено в соответствии с законодательством РФ, непредоставление сведений о заключении государственного или муниципального контракта и т.д.

Депутаты также поддержали идею ФАС о дисквалификации на срок до трех лет должностных лиц хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке и злоупотребляющих таким положением. "Указанная мера административной ответственности может применяться как альтернативная административному штрафу", - рассказал парламентариям Игорь Артемьев.

Однако для участников картельных сговоров остается возможность избежать наказания, в частности 7 июля сенаторы Совета Федерации одобрили поправки в примечание к ст. 14.32 КоАП РФ, закрепляющее возможность участников антиконкурентных соглашений воспользоваться так называемой программой смягчения наказания. Согласно этой норме участник картельного сговора может быть освобожден от ответственности, если он заявит в ФАС о заключении им ограничивающего конкуренцию соглашения или об осуществлении ограничивающих конкуренцию согласованных действий, а также добровольно откажется от участия в таком соглашении, или предоставит имеющуюся у него информацию для установления факта сговора. "Смягчающая" мера, по словам Игоря Артемьева, работает: "За два года ею воспользовалось более 300 компаний. Это позволило нам в значительной степени очистить рынки от противозаконных соглашений и согласованных действий. Программой смягчения наказания могли воспользоваться все без исключения компании, обратившиеся в ФАС. Однако переходный период заканчивается. С принятием поправок в КоАП полностью от ответственности будет освобождаться только первая из обратившихся в ФАС компаний. До вступления в силу законопроекта у предпринимателей, участвующих в антиконкурентных соглашениях, еще есть время прийти к нам и воспользоваться программой смягчения наказания".

Директора по маркетинговым исследованиям ЦМИ "Фармэксперт" Давида Мелик-Гусейнова настораживает расширение полномочий ФАС: "С одной стороны, было очевидно, что у антимонопольной службы не хватало рычагов воздействия на бизнес-сообщество, реально необходимых для регулирования сферы конкурентных взаимоотношений. С другой - участники фармрынка хорошо помнят, сколь однобоко ФАС определяла доминирующих игроков в различных сегментах. Есть опасения, что так же однобоко, не разобравшись в отраслевой специфике, она будет осуществлять и контрольные меры по отношению к компаниям, работающим на рынке ЛС".

Е.СЕРГАТЕНКО