Мудрый Юрист

Использование в расследовании типичных моделей механизмов насильственных преступлений против свободы малолетних

Игорь Федотов, начальник кафедры Воронежского института МВД РФ, кандидат юридических наук, доцент.

Как свидетельствуют результаты проведенного автором настоящей статьи анализа, действующее российское законодательство не в полной мере обеспечивает защиту нарушенных прав и интересов ребенка. Дети в Российской Федерации остаются, как и прежде, самой незащищенной социальной группой, несмотря на то, что государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности <1>. Но если отсутствие надлежащих законов, обеспечивающих защиту нарушенных прав и интересов ребенка, или их низкое качество является существенной недоработкой парламентариев, то недостаточная эффективность научно-криминалистического обеспечения расследования преступлений в рассматриваемой сфере и, как следствие, низкий уровень их раскрываемости свидетельствуют об отсутствии специальных научных исследований в данной области, в то время как налицо существенная практическая потребность в разработке соответствующих методических предложений.

<1> Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802.

Полагаем, что одним из направлений деятельности по совершенствованию научно-методического обеспечения преступлений рассматриваемой категории является включение в криминалистическую методику их расследования типичных моделей их механизмов <2>. Как отмечает профессор В.П. Лавров, данное новаторство небесспорно, но имеет право на существование. Указанное предложение может повлечь коренное изменение в структуре частной криминалистической методики расследования отдельных видов преступлений. Так, в частности, происходит замена криминалистической характеристики рассматриваемого преступления на типичные модели механизма его совершения, которые позволяют передать взаимосвязь между обстоятельствами, подлежащими установлению и доказыванию, и при выявлении следов преступления довольно-таки четко представить "картину" его совершения, позволяющую эффективно построить дальнейший процесс расследования.

<2> Об эффективности таких предложений свидетельствуют работы Г.А. Густова, Г.В. Косталевой, А.М. Кустова, О.А. Кустовой, И.М. Лузгина, М.М. Миловановой, Н.М. Тарасик, И.С. Федотова и др.

Рассмотреть все частные типичные модели насильственных преступлений против свободы малолетних в рамках данной статьи достаточно сложно, поскольку только эта группа включает четыре самостоятельных состава изучаемых преступлений. По нашему мнению, следует более подробно остановиться на специальных типичных моделях механизмов насильственных преступлений против свободы малолетних, предусмотренных п. "д" ч. 2 ст. 126; п. "д" ч. 2 ст. 127; п. "б" ч. 2 ст. 127.1; п. "б" ч. 2 ст. 127.2 УК РФ. Среди данной группы типичных моделей следует выделить:

  1. заранее не планируемое (как правило, спровоцированное жертвой) насильственное преступное посягательство на малолетнего ребенка, совершенное его родителями, родственниками или лицом, на которого возложены обязанности по воспитанию малолетнего;
  2. заранее запланированное насильственное преступное посягательство на малолетнего ребенка, совершенное посторонним для него лицом или группой лиц;
  3. насильственное преступное посягательство на малолетнего ребенка, совершенное лицом, у которого имеется психическое расстройство, сопровождаемое маниакальным синдромом, проявляющимся именно в отношении малолетних.

Рассмотрим более подробно каждую из указанных моделей.

  1. Заранее не планируемое (как правило, спровоцированное жертвой) насильственное преступное посягательство на малолетнего ребенка, совершенное его родителями, родственниками или лицом, на которого возложены обязанности по воспитанию малолетнего (они составили 89% от общего числа изученных нами фактов насилия в отношении детей).

Следует отметить, что данная модель характерна для совершения преступления, предусмотренного п. "д" ч. 2 ст. 127 УК РФ. Рассматриваемое преступление заранее не планируется, поэтому у него отсутствует подготовительный этап. Умысел на совершение незаконного лишения свободы в отношении малолетнего у его родителей, родственников или лиц, на которых возложены обязанности по его воспитанию, как правило, возникает после того, как ребенок начинает проявлять свои капризы, не выполняет указаний родителей, что сопровождается плачем, выкриками, раздражительным отношением на замечания и т.д.

Действия, состоящие в ограничении личной свободы малолетнего со стороны родителей, родственников или лиц, на которых возложены обязанности по воспитанию малолетнего, обычно состоят в насильственном удержании ребенка в каком-либо помещении путем водворения в него, запирания в этом помещении. Способом таких действий обязательно является физическое насилие, возможно сопряженное и с психическим насилием, но только в качестве дополняющего элемента по отношению к физическому. Зачастую родители даже не понимают, что совершают преступление, так как считают подобные действия воспитательной мерой, но никак не противоправной, тем более что их действия в подавляющем большинстве случаев остаются неизвестными для правоохранительных органов. Это вызвано тем, что родители или родственники лишают свободы своих же детей в возрасте от 1,5 до 10 лет. В данном возрасте ребенок еще не знает своих прав, но, как представляется, даже если бы он их и знал, то по сложившейся традиции, конечно же, не пошел бы, например, в милицию заявлять на своего родителя или родственника.

В этой связи велика роль воспитателей и педагогов, работающих с детьми в детских садах и начальных классах школ. Именно они первыми из посторонних могут узнать о происходящих событиях в семье, о насилии, применяемом в отношении малолетнего, и при должном взаимодействии с соответствующими сотрудниками милиции (в первую очередь это сотрудники ПДН, а также участковые) могут быть приняты превентивные меры, где ключевым моментом может послужить предупреждение о возможности быть привлеченным за подобные действия к уголовной ответственности.

Для заключительного этапа незаконного лишения свободы малолетнего со стороны его родителей, родственников или лиц, на которых возложены обязанности по его воспитанию, характерно то, что детонасильники не понимают, что совершают преступление. Соответственно, они и не предпринимают никаких усилий, чтобы уничтожить, скрыть его следы. Поэтому их несложно обнаружить.

  1. Заранее запланированное насильственное преступное посягательство на малолетнего ребенка, совершенное посторонним для него лицом или группой лиц по предварительном сговору (7% от общего числа изученных нами фактов детонасилия данной группы).

Под данную типичную модель подпадает процесс совершения преступлений, предусмотренных п. "д" ч. 2 ст. 126; п. "б" ч. 2 ст. 127.1; п. "б" ч. 2 ст. 127.2 УК РФ. Она характеризуется тщательной подготовкой к совершению преступления. Причем подготовительный этап к совершению преступлений, предусмотренных п. "б" ч. 2 ст. 127.1 УК РФ ("Торговля людьми") и п. "б" ч. 2 ст. 127.2 УК РФ ("Использование рабского труда"), как правило, заключается в совершении преступления, предусмотренного п. "д" ч. 2 ст. 126 УК РФ ("Похищение человека"). При этом следует учитывать, что преступники-детонасильники в данной ситуации не всегда действуют в одиночку (в 100% случаев это мужчины), а, как правило, хорошо организованными преступными группами (нередко при участии и женщин). В процессе подготовки им удается наладить надежные преступные международные связи по перевозке малолетних детей в иностранные государства для передачи их в рабство или занятия проституцией. Не случайно данные преступления относятся к международным преступлениям, борьба с которыми регламентируется Конвенцией относительно рабства 1926 г. с изменениями, внесенными Протоколом 1953 г. и Дополнительной конвенцией об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г. <3>

<3> СПС "КонсультантПлюс".

При похищении детей действия преступников выражены в виде тайного либо открытого захвата малолетнего ребенка, сопряженного с последующим его помещением в определенное место и насильственным ограничением его свободы. Как показали результаты анализа собранного эмпирического материала, захват малолетнего не всегда сопровождается насильственными действиями со стороны детонасильников. Это обстоятельство объясняется высокой степенью доверчивости малолетних, которые, отреагировав на различные приманки преступников, доверяют им свою свободу, вследствие чего становятся жертвами насильственных посягательств.

Характерным примером сказанного является случай, происшедший в Германии 30 марта 2003 г. В этот день малолетние брат и сестра Т. и С. ушли на прогулку из своего дома в городе Эшвайлер (земля Северный Рейн - Вестфалия) и не вернулись. На следующий день труп Т. со следами удушения был найден случайным прохожим в лесу, после чего в результате организованного полицией поиска в 60 километрах от места обнаружения трупа Т. был найден и труп его сестры. В ходе проведенного следствия было установлено, что детоубийцы выбрали своих жертв случайно. Проезжая на машине через городок Эшвайлер, М. и Л. обратили внимание на двух детей, играющих рядом с заброшенным рудником. Представившись сотрудниками полиции, они уговорили детей проследовать за ними. Как заявил прокурор, при этом в качестве удостоверения они использовали карточку из видеопроката <4>.

<4> NEWSru.com // Криминал. 2003. 25 апреля.

Надо сказать, что совершению рассматриваемых преступлений сопутствуют, как правило, корыстные побуждения преступников или желание удовлетворить свою половую страсть.

Заключительный этап этих преступлений формируется исходя из направления умысла преступников. Если преступники совершают похищение ребенка с дальнейшей целью его перевозки и продажи или передачи его в рабство, когда у них уже налажены преступные связи, то при совершении таких преступлений практически не остается следов, что очень затрудняет расследование, особенно на его первоначальном этапе. Если же преступники-детонасильники совершают рассматриваемые преступления, не преследуя при этом цель длительное время удовлетворять свою половую страсть с ребенком или же они не имеют связей с преступными организациями, занимающимися торговлей детьми или передачей их в рабство, то в силу незнания, что дальше делать с ребенком, они его убивают, при этом стараясь скрыть труп, что не всегда удается.

  1. Насильственное преступное посягательство на малолетнего ребенка, совершенное лицом, у которого имеется психическое расстройство, сопровождаемое маниакальным синдромом, проявляющимся именно в отношении малолетних (4% от общего числа изученных нами фактов детонасилия данной группы).

Данная модель типична для совершения преступления, предусмотренного п. "д" ч. 2 ст. 126 УК РФ. Рассматриваемый механизм детонасилия характеризуется тщательной подготовкой к совершению преступления. Преступник не только заранее обдумывает, как он будет похищать ребенка, но и готовит место, где он будет его удерживать. Преступники этой группы умеют привлечь внимание со стороны своей будущей жертвы, чем и пользуются при совершении преступления. Как правило, это лица, у которых имеется психическое расстройство, сопровождаемое маниакальным синдромом, проявляющимся именно в отношении малолетних. Они сами в малолетнем возрасте явились жертвами насилия со стороны взрослых или длительное время работали с малолетними. Как показали результаты проведенного исследования, среди данных лиц ни разу не встретилась женщина.

В подобных случаях похищение ребенка лицом, у которого имеется психическое расстройство, сопровождаемое маниакальным синдромом, проявляющимся именно в отношении малолетних, не связано с корыстным мотивом. Основной побудительной причиной здесь выступает желание преступника удовлетворить свою половую страсть. Таким примером может послужить случай, происшедший в Воронежской области с малолетней К. Пользуясь доверчивостью ребенка, Р. похитил малолетнюю и на протяжении семи лет удерживал ее у себя в подвале дома, совершая с ней насильственные половые деяния. Лишь по случайному стечению обстоятельств малолетней К. удалось убежать от своего насильника, после чего она обратилась в милицию <5>.

<5> Уголовное дело N 03168004 // Архив Воронежского областного суда.

Заключительному этапу похищения ребенка, совершаемого лицом, у которого имеется психическое расстройство, свойственно удержание ребенка в течение длительного времени в неволе с последующим ежедневным удовлетворением своей половой страсти. При этом обнаружить следы пребывания ребенка в неволе крайне сложно. По всем изученным фактам детонасилия данного вида раскрыть преступление и изобличить виновного помог только случай.

На основании изложенного следует сказать, что использование в расследовании насильственных преступных посягательств против свободы малолетних метода моделирования позволит оптимизировать процесс этой деятельности, избежать ошибок и упущений при ее проведении.