Мудрый Юрист

Нотариат и суд

Ярик А.А., соискатель кафедры гражданского процесса УрГЮА.

Согласно Конституции Российской Федерации государство берет на себя обязательство по обеспечению прав граждан на предотвращение нарушений их прав, а в противном случае - на защиту от совершившихся правонарушений.

Подавляющее большинство российских граждан пользуется гарантированным Конституцией правом на защиту уже нарушенных прав, не применяя до этого определенных мер по предупреждению в будущем нарушения какого-либо права. Другими словами, граждане зачастую обращаются за правовой помощью в судебные органы. Хотя было бы предпочтительнее свести к минимуму нарушение прав, но многие в силу правового нигилизма и недостаточного уровня доверия к судебным органам не применяют законные условия по предотвращению в дальнейшем правонарушения, что может осуществлять нотариат.

Судебные органы восстанавливают законные права, обязанности и интересы, тогда как нотариат подтверждает вышеуказанное.

Исторически сложилось так, что судьба нотариальной деятельности неразрывна с судом.

Данная ситуация прослеживалась не только в нашем отечественном праве. Так, например, в Англии нотариальные действия могли совершаться и нотариусами, и судьями. Такая же картина наблюдалась и в Германии вплоть до 1939 г.

В России с XVIII в. нотариат в целом относился к судебным органам и, соответственно, нотариусы являлись должностными лицами суда. В то время они регистрировали соглашения, выполняли роль судебных секретарей и были подходящими претендентами на судебные должности.

В советское время организационно нотариальные органы входили то в систему органов юстиции, то в судебную. Только позднее данные правовые институты отделились, но, несмотря на этот факт, между ними остались общие черты, в частности это их назначение, которое раскрывается в правозащитной функции. Имеются и характерные отличия.

В связи с принятием новой Конституции 1993 г. мы не можем отнести нотариальные органы, как это было ранее, к судебной сфере.

В настоящее время на основании ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В связи с этим суд - это единственный орган, который может занимать место в судебной ветви власти в силу принципа разделения властей.

Что касается непосредственно нотариальных органов, то их место и роль не определены Конституцией, и, как следствие этого, отсутствует в науке единое мнение по поводу данного вопроса.

Несомненно, выполняя правозащитную функцию, компетенция вышеупомянутых органов отличается друг от друга. Если в юрисдикцию суда входят, как правило, споры о праве, то нотариат лишь юридически закрепляет и утверждает права в целях предотвращения в дальнейшем спора.

Субъекты, осуществляющие указанные полномочия, - это лица, имеющие высшее юридическое образование, опыт работы в юридической практике, сдавшие определенные квалификационные экзамены для занятия соответствующих должностей, также для нотариуса обязательна лицензия (ст. 119 Конституции РФ, ст. ст. 4, 5 Закона РФ "О статусе судей в РФ", ст. 2 Основ законодательства о нотариате (далее - Основы)).

Назначают вышеуказанных лиц от имени государства, после чего судья становится государственным лицом, а нотариус - представителем государства. Действуют они от имени Российской Федерации.

Предельного возраста, как и возраста, с которого можно заниматься нотариальной деятельностью на законодательном уровне, нет, в отличие от возраста, с которого можно лицам осуществлять судебную власть (ст. 119 Конституции РФ, ч. 1 ст. 4, ч. ч. 1, 2, 3 ст. 11 Закона РФ "О статусе судей в РФ").

Как судьи, так и нотариусы - это лица независимые, объективные, беспристрастные, подчиняются только закону, и вмешательство в их деятельность просто недопустимо (ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ", ч. 4 ст. 1 Закона РФ "О статусе судей в РФ", ст. 12 Закона РСФСР "О судоустройстве", ст. 5 Основ). Также существует запрет им заниматься любой иной деятельностью, кроме научной, творческой, преподавательской (ч. 3 ст. 3 Закона РФ "О статусе судей в РФ", ст. 6 Основ).

Деятельность суда имеет исключительный характер. Деятельность нотариуса в ряде случаев могут выполнять и иные лица, такие как: органы местного самоуправления, консульские представительства учреждений Российской Федерации (ст. ст. 37, 38 Основ).

Помимо всего прочего в Основах содержится открытый перечень действий, совершаемых нотариусами, занимающимися частной практикой (ст. 35 Основ), что позволяет законодательным органам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации расширить данные полномочия. Указанное право у вышеупомянутых органов законодательной власти наделено Конституцией РФ, где в п. "л" ч. 1 ст. 72 закреплено положение, согласно которому нотариат относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что невозможно в судоустройстве (п. "о" ст. 71 Конституции РФ).

При осуществлении своих функций судебные органы, как правило, руководствуются ГПК, АПК, УПК, Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ" и рядом других кодифицированных источников материального права. Для нотариуса такими базовыми и в ряде случаев единственными нормативно-правовыми актами являются Основы законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 г., ГК РФ и СК РФ.

В целях сохранения, подтверждения того или иного доказательства по заявлению заинтересованного лица, если существуют основания полагать, что представление данных доказательств в дальнейшем станет затруднительным, возможно их обеспечение. Согласно ст. ст. 64 - 66 ГПК РФ, а также ст. ст. 102, 103 Основ соответственно суд и нотариат выполняют указанную деятельность практически идентично, за исключением того, что нотариус, как правило, занимается этим до возбуждения дела в суде, а суд - после. Хотя нет никакого законодательного запрета обеспечивать доказательства нотариусом после возбуждения дела в судебном органе. Осуществляя данную функцию, нотариат руководствуется не только Основами, но и (как суды) ГПК РФ, на что есть прямое указание в Основах.

В результате проделанной работы как судья, так и нотариус составляют определенные акты. Если для судей это судебные акты (решения, определения, судебные приказы и др.), то для нотариуса - нотариальные акты. И первые, и вторые при составлении имеют свои необходимые реквизиты, без чего могут считаться ненадлежащим образом оформленными.

Различна также и степень обязательности судебных и нотариальных актов (ст. 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ"). Судебные постановления, решения и определения имеют общеобязательный характер, обязательны для исполнения всеми, а в случае необходимости их принудительная реализация обеспечивается системой исполнительного производства и службой судебных приставов. Нотариальные акты, за некоторым исключением (например, нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов и исполнительных надписей - ст. 100 СК РФ, ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве", ст. 89 Основ), исполнительной силы не имеют, и обязать к принудительному исполнению другую сторону нотариального действия может только суд <1>.

<1> См.: Нотариальное право России / Под ред. В.В. Яркова. М.: Волтерс Клувер, 2003. С. 20 - 21.

Несмотря на этот факт, нотариально удостоверенный акт имеет особую доказательственную силу, потому что лицо, составляющее данный документ, дает присягу, что является презумпцией достоверных сведений, содержащихся в акте. Присяга как требование обязательна и для судьи (ст. 8 Закона РФ "О статусе судей в РФ"), и для нотариуса (ст. 14 Основ). Российские нотариусы не единственные, кто приносит присягу при вступлении в должность, такая торжественная процедура предусмотрена и в Республике Молдова, и в Украине.

Уплата государственной пошлины (в судебной деятельности и в нотариате) и нотариального тарифа является обязательным условием для совершения указанными органами определенных полномочий. Конституция РФ (ч. 1 ст. 48) гласит, что в ряде случаев юридическая помощь может быть оказана бесплатно. Данная норма нашла свое отражение в ст. 22 Основ законодательства о нотариате, по ней нотариусы должны предоставлять свои услуги некоторым лицам при определенном льготном режиме. Аналогичная ситуация имеется и в налоговом законодательстве, чем руководствуются судебные органы (ст. ст. 333.35 - 333.38 НК РФ).

Институт отвода в судебной сфере имеет место, чего нет в нотариальной деятельности. В иностранном законодательстве Австрии, а именно в Федеральном законе Республики Австрия "О деятельности нотариусов в качестве уполномоченных суда (судебных поверенных) по бесспорным делам" (§ 6), имеется положение об отводе нотариуса <2>.

<2> См.: Нотариат за рубежом: позитивный опыт / Отв. ред. И.Г. Медведев. СПб.: Издательский Дом, 2006. С. 211.

В содержание ст. 18 Основ входит обязательное требование для нотариусов, занимающихся частной практикой, застраховать деятельность, без чего выполнять нотариальные обязанности они не имеют права. Такого рода положение имеется и Законе Германии "О нотариате" <3>. Данная обязанность отсутствует у суда.

<3> См.: Там же. С. 227 - 229.

Поддержание уровня квалификации судей считается необходимым требованием (ст. 20.1 Закона РФ "О статусе судей в РФ"), для чего они имеют право один раз в три года проходить обучение в учреждениях высшего профессионального и послевузовского профессионального образования с сохранением денежного содержания на период обучения. Правило аналогичного содержания было бы верно внедрить и в законодательство о нотариате.

Морально-этические нормы, которыми должны обладать указанные субъекты, содержатся в соответствующих кодексах для судей и нотариусов.

Финансирование судебной и нотариальной деятельности государственных нотариусов происходит из денежных средств, выделяемых государством, а частнопрактикующие нотариусы "кормятся" финансовыми поступлениями за совершаемые нотариальные действия (ст. 23 Основ).

Было бы верно указать еще и аспекты деловых взаимоотношений таких правовых институтов, как суд и нотариат. В силу ст. 5 Основ нотариус обязан по запросу суда выдать справку о совершенных нотариальных действиях в связи с находящимися в его производстве делами. Согласно ст. 16 Основ у нотариусов имеется обязанность хранить в тайне ставшие ему известными в связи с его деятельностью сведения, суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия <4>.

<4> См.: Ковалев Л. Нотариат и правоохранительные органы: аспекты деловых взаимоотношений // Нотариус. 1998. N 5/6. С. 60.

В соответствии со ст. ст. 33, 34 Основ контроль за совершением нотариальных действий осуществляют судебные органы. В науке принято выделять два вида такого контроля - это прямой и косвенный. Если первый контроль применяется при подаче жалобы в суд лицом, считающим, что нотариус неправильно осуществил свою функцию или неправомерно отказался выполнить (п. 10 ч. 1 ст. 262, гл. 37 ГПК РФ), то последний имеет место при рассмотрении судами тех дел, которые связаны с нотариально удостоверенными актами.

Судебные и нотариальные органы во многом схожи по своей правовой природе, но существуют и определенные отличия, которые должны присутствовать, а иначе бы каждый из данных органов потерял свою самобытность и то юридическое значение, которым обладает в данный момент.