Мудрый Юрист

Нормы расхода топлива

Базарова А.С., консультант ЗАО "BKR-Интерком-Аудит".

Общие положения

Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (N Р3112194-0366-03) утверждены Минтрансом Российской Федерации 29 апреля 2003 года. Указанные Нормы введены в действие с 1 июля 2003 года и будут действовать до 1 января 2008 года.

Данные Нормы содержат значения базовых показателей:

Данный документ предназначен для автотранспортных предприятий и организаций (независимо от форм собственности), предпринимателей и других лиц, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации. Также данные Нормы могут использоваться в качестве основы для расчета ведомственных норм при эксплуатации специальных и технологических автомобилей.

Для чего предназначены Нормы? Документом установлено, что Нормы расхода топлива (смазочных материалов) на автомобильном транспорте предназначены для:

Существующие Положения по бухгалтерскому учету не содержат требования о нормировании расходов на ГСМ организациями. Исключение составляют организации автомобильного транспорта, которые в своей деятельности должны руководствоваться отраслевой Инструкцией по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утвержденной Приказом Минтранса Российской Федерации от 24 июня 2003 года N 153 "Об утверждении Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте" (далее - Инструкция N 153).

Инструкция N 153 устанавливает, что в состав материальных затрат в расходах по обычным видам деятельности некоторые расходы включаются только в пределах установленных норм и лимитов. В частности, в пределах Норм, утвержденных Минтрансом России, учитываются расходы на топливо, что должно быть отражено в приказе по учетной политике.

Сверхнормативные расходы в соответствии с пунктом 97 Инструкции N 53 включаются в состав внереализационных расходов.

Обратите внимание!

Требование Инструкции N 153 учитывать расходы на топливо в составе затрат по обычным видам деятельности только в пределах норм противоречит ПБУ 10/99. Пункт 6 ПБУ 10/99 устанавливает, что расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности. Следовательно, в бухгалтерском учете расходы по обычным видам деятельности должны приниматься в сумме фактических затрат.

Расчет нормируемого расхода топлива

При нормировании расхода топлива различают базовое значение расхода топлива и расчетное нормативное значение, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля. Базовое значение расхода топлива определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля.

Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью поправочных коэффициентов, устанавливаемых в виде процентов повышения или снижения исходного значения Нормы расхода топлива.

Представим поправочные коэффициенты в виде таблицы.

  Увеличение норм расхода  
топлива
    Условия увеличения     
   Размер   
увеличения
Для бензиновых автомобилей 
Работа в зимнее время года 
От 5% до 20%
(в зависи-
мости от
климатиче-
ских райо-
нов)
Работа  на  дорогах  общего
пользования (I, II и III
категорий) в горных местно-
стях, включая городские и
сельские поселения и приго-
родные зоны, при высоте над
уровнем моря:
- от 300 до 800 метров
(нижнегорье);
- от 801 до 2000 метров
(среднегорье);
- от 2001 до 3000 метров
(высокогорье);
- свыше 3000 метров
(высокогорье)
До 5%       
До 10%
До 15%
До 20%
Работа  на  дорогах  общего
пользования (I, II и III
категории) со сложным пла-
ном, вне пределов городов и
пригородных зон, где в
среднем на 100 км пути не
менее 500 поворотов
До 10%      
Работа  в городах с населе-
нием:
- свыше 3,0 млн. человек;
- от 1,0 до 3,0 млн.
человек;
- от 250 тысяч до 1,0 млн.
человек;
- от 100 тысяч до 250 тысяч
человек;
- в городах и поселках го-
родского типа с населением
городского типа с населени-
ем до 100 тыс. человек
До  25%     
До 20%
До 15%
До 10%
До 5%
Работа,   требующая  частых
технологических остановок,
связанных с погрузкой и
выгрузкой, посадкой и вы-
садкой пассажиров (при ус-
ловии, что на один километр
пробега приходится более
одной остановки, при этом
остановки у светофоров, пе-
рекрестков и переездов не
учитываются)
До 10%      
Движение   с    пониженными
скоростями (при перевозке
нестандартных крупногаба-
ритных, тяжеловесных,
опасных грузов, грузов в
стекле и тому подобных,
движение в колоннах и при
сопровождении и тому подоб-
ных):
- с понижением скорости до
20 - 30 км/час;
- с понижением скорости до
10 км/час
До 15%      
До 35%
Пробег  первой тысячи кило-
метров новыми автомобилями
и автомобилями, вышедшими
из капитального ремонта, а
также при централизованном
перегоне таких автомобилей:
- своим ходом в одиночном
состоянии;
- в спаренном состоянии;
- в строенном состоянии
До 10%      
До 15%
До 20%
Срок эксплуатации:         
- более 5 лет;
- более 8 лет
До 5%       
До 10%
Работа грузовых автомобилей
фургонов, грузовых таксомо-
торов и тому подобных без
учета массы перевозимого
груза, работа в качестве
технологического транс-
порта, включая работу
внутри предприятий
До 10%      
Работа специальных  автомо-
билей (киносъемочных, ре-
монтных, автовышек, авто-
погрузчиков и тому подоб-
ных), выполняющих транс-
портный процесс при манев-
рировании на пониженных
скоростях, при частых ос-
тановках и движениях задним
ходом
До 20%      
Работа в карьерах, движение
по полю, при вывозке леса
на участках горизонтальных
дорог IV и V категории вне
основной дороги общего
пользования:
- для автомобиля в снаря-
женном состоянии без груза;
- для автомобиля с полной
или частичной загрузкой, в
зависимости от полной массы
автомобиля
До 20%      
До 40%
Работа в  чрезвычайных кли-
матических и тяжелых дорож-
ных условиях в период се-
зонной распутицы, снежных
заносов и тому подобных:
- для дорог I, II и III
категорий;
- для дорог IV и V катего-
рий
До 35%      
До 50%
Учебная езда               
До 20%      
Использование  кондиционера
или установки "климат-
контроль":
- при движении автомобиля;
- на стоянке (независимо от
времени года)
До 7%       
1 час
простоя с
работающим
двигателем -
10 км
пробега
Простой под погрузкой, раз-
грузкой в пунктах, где зап-
рещается выключать двига-
тель, простой со специаль-
ным грузом, не допускающим
охлаждения салона (кузова)
автомобиля
 До 10%     
Простой и прогрев автомоби-
лей и автобусов (при отсут-
ствии независимых отопите-
лей) в зимнее или холодное
время года при среднесуточ-
ной температуре ниже +5
градусов С
Один час    
простоя с
работающим
двигателем
соответству-
ет 10 км
пробега
    Для газобаллонных      
автомобилей
Заезд  в  ремонтную  зону и
выезд из нее после проведе-
ния технических воздействий
До 5 л      
на один
автомобиль
Запуск двигателя  в  зимнее
время (при температуре ок-
ружающей среды ниже 0 гра-
дусов С)
До 10 л в   
месяц на
один
автомобиль
Маршруты, протяженность ко-
торых превышает запас хода
одной заправкой газа
До 25% от   
общего рас-
хода топлива
на маршруте
   Снижение норм расхода   
топлива
     Условия снижения      
   Размер   
снижения
Работа  на  дорогах  общего
пользования за пределами
городской зоны на равнинной
слабохолмистой местности
(высота над уровнем моря до
300 метров) на дорогах I,
II и III категорий
До 15%      

Следует обратить внимание, что в том случае, когда автотранспортные средства эксплуатируются в пригородной зоне вне границы города, поправочные коэффициенты не применяются.

При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

Конкретное значение поправочного коэффициента устанавливается приказом или распоряжением руководителя организации или местной администрацией.

В Нормах приведены формулы для расчета нормируемого количества топлива:

Признание расходов на ГСМ в целях налогообложения прибыли

ГСМ, израсходованные в процессе осуществления хозяйственной деятельности, в целях налогообложения прибыли включаются в расходы в соответствии с правилами главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

Если автомобили используются в основной деятельности организации, то расходы на приобретение ГСМ согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 254 НК РФ должны быть отнесены к материальным расходам. Если же автомобили используются в управленческой деятельности, то расходы на приобретение ГСМ для таких служебных автомобилей согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

Необходимо обратить внимание на то, что НК РФ не предусмотрено нормирование расходов на ГСМ в целях налогообложения прибыли. Из пункта 1 статьи 252 НК РФ следует, что расходами налогоплательщика признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии что данные затраты произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Для обоснования расходов на приобретение ГСМ следует руководствоваться нормами, содержащимися в технической документации к транспортному средству, а также Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (N Р3112194-0366-03), утвержденными Минтрансом Российской Федерации. Этими Нормами следует руководствоваться еще и для того, чтобы расходы организации на ГСМ не превышали затрат, рассчитанных с применением Норм, и при налоговой проверке не пришлось доказывать экономическую обоснованность расходов.

Под экономически оправданными понимаются затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота.

Затраты организации по содержанию арендованных транспортных средств также учитываются в целях налогообложения прибыли, если договором аренды предусмотрено, что расходы несет арендатор. В письме Минфина Российской Федерации от 28 декабря 2005 года N 03-03-04/1/463 сказано, в частности, что затраты организации, произведенные по договору аренды транспортного средства, заключенному с физическим лицом, в том числе затраты на приобретение ГСМ для обеспечения работы данного автомобиля, исходя из фактического пробега автомобиля (с учетом фактического расхода ГСМ в производственных целях и стоимости его приобретения), могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль при условии их соответствия критериям, изложенным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.

Нередко организации задают вопрос о том, достаточно ли чеков автозаправочных станций для того, чтобы признать расходы на ГСМ в целях исчисления налога на прибыль. Чек, выдаваемый водителю на АЗС, подтверждает оплату и получение ГСМ. Но использование ГСМ должно быть подтверждено документально. Первичным документом, подтверждающим расходование ГСМ на производственные или управленческие нужды, является путевой лист. Унифицированные формы путевых листов утверждены Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 28 ноября 1997 года N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте". На основании данных, содержащихся в путевом листе, определяется фактический расход топлива по каждому конкретному автомобилю.

Выше мы отметили, что расходы должны быть экономически обоснованными, поэтому можно рекомендовать организациям в целях налогового учета установить нормы расхода ГСМ. Можно это сделать самостоятельно на основании данных, содержащихся в технических паспортах на автомобили, а можно ориентироваться на Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-03), утвержденные Минтрансом Российской Федерации.

Таким образом, если расходы налогоплательщика не будут экономически обоснованы и подтверждены документально, то согласно пункту 49 статьи 270 НК РФ данные расходы не будут учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль как не соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.

Необходимо также отметить, что в отношении организации налогового учета расходов на содержание служебного автотранспорта, принимаемых для целей налогообложения прибыли, глава 25 НК РФ не предусматривает особенности оформления и формирования первичных документов. В письме Минфина Российской Федерации от 11 января 2006 года N 03-03-04/2/1 отмечено, что в целях налогообложения в качестве первичных документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией служебного автотранспорта, служат первичные документы, используемые в бухгалтерском учете для учета указанных затрат. Такими документами являются, в частности, путевые листы, талоны на ГСМ, кассовые чеки и иные документы.

Многие организации, имеющие парк автотранспортных средств, оказывают своим работникам услуги по доставке на работу и обратно. В пункте 26 статьи 270 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, при этом исключение составляют:

Из письма Минфина Российской Федерации от 24 августа 2004 года N 03-03-01-04/1/16 следует, что расходы на доставку работников к месту работы и обратно ведомственным транспортом, предусмотренные коллективным договором, включаются в состав расходов на оплату труда в соответствии со статьей 255 НК РФ. В данной статье сказано, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются, в частности, любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Таким образом, расходы на содержание ведомственного транспорта, доставляющего работников к месту работы и обратно, в том числе расходы на ГСМ, включаются в состав расходов, учитываемых в целях исчисления налога на прибыль.

Мнение о правомерности включения в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, затрат по перевозке рабочих к месту работы и обратно, высказано и в письме Минфина Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 03-03-04/1/426 (ответ на частный запрос налогоплательщика). В названном письме сказано, что если доставка работников к месту работы возможна только ведомственным транспортом по причине отсутствия городских маршрутов и такая доставка предусмотрена коллективным договором, то расходы по перевозке работников к месту работы и обратно организация вправе учесть для целей налогообложения прибыли в том объеме, в котором это предусмотрено коллективным договором.