Мудрый Юрист

Региональный опыт введения новой системы оплаты труда: компенсационные и стимулирующие выплаты

"Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 7

Оплата труда работников бюджетной сферы всегда являлась первоочередной задачей для органов власти всех уровней. С этой целью был осуществлен переход от ЕТС к отраслевым системам оплаты труда, направленным на повышение стимулирования работников к оказанию качественных услуг в бюджетной сфере, в том числе в сфере здравоохранения. На федеральном уровне переход был осуществлен 1 декабря 2008 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 583 <*>, на уровне субъектов сроки определялись самими субъектами. В данной статье представлен региональный опыт установления компенсационных и стимулирующих выплат медицинским работникам, который будет полезен для разработки положений по оплате труда в тех регионах, где еще не осуществили переход на отраслевые системы.

<*> Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений, федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".

Основной нормативный акт, которым регулируются вопросы оплаты труда во всех бюджетных учреждениях, - Трудовой кодекс. Кроме того, построение региональной системы оплаты труда зависит от законов, принятых на уровне каждого субъекта, которые регулируют оплату труда работников государственных бюджетных учреждений. Например, по Нижегородской области таким нормативным актом является Закон от 24.11.2004 N 132-З "Об оплате труда работников государственных учреждений Нижегородской области", по Кировской области - Закон от 01.11.2008 N 296-ЗО "Об оплате труда работников областных государственных учреждений".

В соответствии с нормами ст. 135 ТК РФ система оплаты труда работников медицинского учреждения должна включать размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, а также стимулирующие выплаты. Установленные размеры выплат, порядок и условия их осуществления закрепляются во внутреннем локальном акте организации - положении об оплате труда и материальном стимулировании сотрудников. По общему правилу локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (как обязательные, так и инициативные), имеют ограниченную сферу действия, то есть распространяются только на систему трудовых отношений в конкретной организации. Согласно ст. 8 ТК РФ такие акты не должны противоречить законам и подзаконным актам более высокого уровня.

Несколько слов о размере должностных окладов

Основа каждой системы оплаты труда - базовый должностной оклад. Как правило, к нему в процентном отношении устанавливаются все последующие выплаты. Размер базового оклада работника учреждения здравоохранения зависит от того, к какой квалификационной группе относится его должность. Напомним, что квалификационные группы для учреждений здравоохранения установлены Приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 N 526 "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников". В соответствии с данным Приказом должности работников этой отрасли сформированы в четыре профессиональные квалификационные группы:

  1. "Медицинский и фармацевтический персонал первого уровня".
  2. "Средний медицинский и фармацевтический персонал".
  3. "Врачи и провизоры".
  4. "Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор)".

Первая квалификационная группа предусматривает один уровень. К нему относятся должности: санитарка, санитарка (мойщица), младшая медицинская сестра по уходу за больными, сестра-хозяйка, фасовщица, не требующие квалификационной подготовки.

Вторая квалификационная группа содержит пять уровней. К первым четырем относятся должности среднего медицинского персонала (медицинская сестра, медицинский регистратор, лаборант, оптик-оптометрист и т.д.), требующие профессионального образования. Как правило, на них назначают лиц, окончивших медицинское училище или колледж. Пятый уровень данной квалификационной группы состоит из должностей старшего медицинского персонала. Основное требование к лицам, претендующим на них, - наличие многолетнего опыта работы в должностях медицинского персонала либо высшего профессионального образования.

Третья квалификационная группа состоит из четырех уровней. К первому уровню относятся врачи-интерны, назначаемые на должности после окончания медицинской академии. Второй и третий уровни формируют должности врачей всех направлений. Четвертый уровень состоит из должностей старших врачей и старших провизоров, имеющих многолетний опыт практической работы и высшую профессиональную категорию.

Четвертая квалификационная группа предполагает два уровня и включает должности руководителей медицинских учреждений разного профиля.

Минимальные размеры окладов по квалификационным группам для медицинских учреждений, находящихся на финансировании субъекта, устанавливаются нормативными актами органов власти субъекта. Например, Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.10.2008 N 462 "Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Нижегородской области" (далее - Положение об оплате труда N 462) для работников государственных учреждений здравоохранения установлены следующие минимальные размеры окладов:

      Профессиональная группа/        
квалификационный уровень
  Минимальный  
размер окладов,
руб.
    Повышающие    
коэффициенты
по занимаемой
должности
ПКГ "Медицинский и фармацевтический   
персонал первого уровня"
    3000,00    
ПКГ "Средний медицинский              
и фармацевтический персонал":
1-й квалификационный уровень          
    3730,00    
2-й квалификационный уровень          
       1,10       
3-й квалификационный уровень          
       1,15       
4-й квалификационный уровень          
       1,17       
5-й квалификационный уровень          
       1,24       
ПКГ "Врачи и провизоры":              
1-й квалификационный уровень          
    4434,00    
2-й квалификационный уровень          
    4900,00    
3-й квалификационный уровень          
       1,02       
4-й квалификационный уровень          
       1,06       
ПКГ "Руководители структурных         
подразделений с высшим
медицинским и фармацевтическим
образованием (врач-специалист,
провизор)":
1-й квалификационный уровень          
    5200,00    
2-й квалификационный уровень          
       1,05       

В свою очередь, руководитель учреждения (главный врач лечебно-профилактического учреждения) устанавливает должностной оклад на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации конкретного специалиста, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, а также с учетом сложности и объема выполняемой работы.

К должностному окладу могут устанавливаться повышающие коэффициенты, например за квалификацию. Коэффициент квалификации применяется при исчислении к минимальному окладу с учетом повышающего коэффициента по занимаемым должностям работников при наличии квалификационной категории, присвоенной по итогам аттестации (п. 4.1.1 Положения об оплате труда N 462). Величину коэффициента приведем в таблице.

             Вид персонала                
Квалификационная категория    
высшая   
первая   
вторая    
Врачебный, средний медицинский            
и фармацевтический персонал
0,1      
0,07     
0,03      

Выплата за квалификационную категорию производится медицинским и фармацевтическим работникам, если они работают по специальности, по которой им присвоена квалификационная категория.

Врачам - руководителям структурных подразделений квалификационная категория учитывается, когда специальность, по которой им присвоена квалификационная категория, соответствует профилю возглавляемого подразделения.

Врачам - руководителям учреждений и их заместителям (главным медицинским сестрам) квалификационная категория учитывается по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" или по клинической специальности.

Провизорам (фармацевтам) - руководителям структурных подразделений медицинских учреждений квалификационная категория учитывается по специальности "Управление и экономика фармации" или по провизорской (фармацевтической) специальности.

Порядок и условия установления выплат компенсационного характера

В соответствии со ст.ст. 147, 148, 149 ТК РФ при выполнении работ в опасных и вредных условиях, а также в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Главное их предназначение - компенсация вреда работникам, чей труд связан с выполнением профессиональных обязанностей в условиях вредной и опасной среды, а также в условиях, отклоняющихся от нормальных. При установлении компенсационных выплат в учреждениях, финансируемых из бюджетов субъектов, органы власти субъектов в первую очередь должны руководствоваться нормами Трудового кодекса. Их размеры не могут быть ниже размеров, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

О перечне выплат

Перечень выплат утверждается на уровне субъекта, причем его состав может быть разным. Для федеральных бюджетных учреждений Перечень выплат компенсационного характера утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822. В него входят, в частности, выплаты работникам:

Однако выплата за работу в местностях с особыми климатическими условиями может встречаться не во всех регионах. Так, Перечень выплат компенсационного характера, утвержденный Приказом департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области от 18.06.2008 N 229 "Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в государственных бюджетных учреждениях Нижегородской области и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в государственных бюджетных учреждениях Нижегородской области", данную выплату не содержит.

О выплатах за особые и опасные условия труда

Данные компенсационные выплаты могут рассчитываться с применением коэффициентов специфики и режима работы. Медикам, работающим в условиях, связанных с риском для здоровья, могут устанавливаться повышающие коэффициенты за вредные и опасные условия труда.

В качестве примера приведем нормативы, содержащиеся в п. 4.2.2 Положения об оплате труда N 462. Так, повышающие коэффициенты, применяемые при расчете компенсационных выплат, установлены:

Отдельно хочется выделить медицинских специалистов, работающих в сельской местности: при оплате их труда учитывается повышающий коэффициент специфики. В некоторых регионах для привлечения молодых специалистов к работе в селах размер указанной выплаты составляет 25% от минимального оклада. Данное правило содержит п. 4.2.1 Положения об оплате труда N 462 и Положение об отраслевой системе оплаты труда медицинских и фармацевтических работников пилотных государственных бюджетных учреждений, утвержденное Приказом Минздрава Республики Татарстан от 03.09.2008 N 845.

О выплатах за условия, отклоняющиеся от нормальных

Согласно ст. 154 ТК РФ работа в ночное время оплачивается в повышенном размере. Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Так, Правительством РФ принято Постановление от 22.07.2008 N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время", согласно которому размер выплаты за час работы сотрудника в ночное время (с 22 до 6 часов) не может быть менее 20% оклада (должностного оклада).

Как уже было отмечено выше, верхний предел компенсационной выплаты трудовым законодательством не установлен, здесь каждый работодатель исходит из своих финансовых возможностей. Например, в соответствии с п.п. 7-8 Положения об оплате труда медицинских и фармацевтических работников медицинских учреждений ФСКН России и медицинских подразделений территориальных органов, образовательных учреждений ФСКН России, утвержденного Приказом ФСКН РФ от 30.10.2008 N 364, работникам медицинских учреждений и медицинских подразделений установлена доплата за работу в ночное время в размере 50% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время. Работникам медицинских учреждений и медицинских подразделений, занятым оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, выездному персоналу и работникам связи отделения скорой медицинской помощи доплата за работу в ночное время производится в размере 100% часовой тарифной ставки (должностного оклада).

Выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (сверхурочные часы, часы за работу в выходные и праздничные дни), должны производиться в размерах не менее предусмотренных ст.ст. 152 и 153 ТК РФ. Медицинское учреждение вправе установить и больший размер выплат за счет средств от приносящей доход деятельности.

Кроме того, медицинским и фармацевтическим работникам могут производиться доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема работ, за выполнение наряду со своей работой обязанностей временно отсутствующего работника. На практике до настоящего времени использовались схемы расчета размера доплат за совмещение профессий (должностей), предусмотренные Постановлением Совмина СССР от 04.12.1981 N 1145: рабочим и младшему обслуживающему персоналу размер доплаты составляет до 50% от тарифной ставки (оклада) по основной работе; инженерно-техническим работникам и другим специалистам, служащим производственных отраслей и всем категориям работников непроизводственных отраслей - до 30% тарифной ставки (оклада) по основной работе. На данный момент положения этого документа в части установления размеров доплат могут применяться исключительно в качестве методического материала. Это, в частности, означает, что в медучреждении (при соответствующем экономическом обосновании) могут быть введены схемы определения размера доплаты за совмещение профессий (должностей), основанные на тарифной ставке (окладе) по совмещаемой работе. Указанные доплаты производятся от базового оклада (базового должностного оклада) в пределах фонда оплаты труда по имеющимся в штатном расписании профессиям и должностям.

В силу своей деятельности врачи и средний медицинский персонал осуществляют дежурство на дому, выплата за которое может рассматриваться как выплата за оказание экстренной медицинской помощи после окончания рабочего времени. Отметим, что ранее оплата дежурства на дому была предусмотрена п. 7.1 Положения об оплате труда работников здравоохранения, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.10.1999 N 377, который в настоящий момент в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 28.10.2008 N 598н утратил силу. За дежурство на дому в нерабочее, а также ночное время врачам и среднему медицинскому персоналу производилась доплата из расчета 50% должностного оклада за фактическое время дежурства. Аналогичные нормы действуют и в ряде субъектов РФ, например в Московской области (Постановление Правительства Московской области от 03.07.2007 N 483/23 "Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Московской области"). В соответствии с п. 4.3.2.1 Положения об оплате труда N 462 оплата времени, затраченного на ожидание вызова врачом как в дневное, так и в ночное время, производится в размере 0,5 минимального оклада с учетом повышающих коэффициентов по занимаемой должности.

О выплатах за работу со сведениями, составляющими государственную тайну

В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" и в целях предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны Правительством РФ Постановлением от 18.09.2006 N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны" утверждены Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) (далее - Правила). При этом в п. 3 данного Постановления органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано выплачивать надбавки в размерах, установленных Правилами.

Согласно п. 1 Правил размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) составляет:

При определении размера ежемесячной процентной надбавки учитывается объем сведений, к которым указанные граждане имеют доступ, а также продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений.

Ежемесячная процентная надбавка выплачивается за счет утвержденного в установленном порядке фонда оплаты труда.

Сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к ежемесячной процентной надбавке к должностному окладу (тарифной ставке), предусмотренной п. 1 Правил, выплачивается процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в указанных структурных подразделениях.

Размер процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) при стаже работы от года до 5 лет составляет 10%, от 5 до 10 лет - 15%, от 10 лет - 20%.

О выплатах за работу в особых климатических условиях

В тех регионах, которые расположены в районах с особыми климатическими условиями, к заработной плате медицинских работников применяются районные коэффициенты.

Согласно ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения при расчете заработной платы работников учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утверждаются Правительством РФ. В настоящее время Правительством РФ соответствующий нормативный акт не издан. Таким образом, до тех пор, пока не будут утверждены единые районные коэффициенты, нужно применять те районные коэффициенты, которые установлены ранее принятыми нормативными правовыми актами РФ и постановлениями Госкомтруда СССР <*>. Данный вывод следует из положений ст. 423 ТК РФ, согласно которой до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие Трудовому кодексу законы и иные правовые акты РФ, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего СССР действуют на территории РФ в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ.

<*> Постановления Совмина СССР от 23.09.1988 N 1114, Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.10.1988 N 546/25-5.

Для бюджетных учреждений, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе своими нормативными правовыми актами устанавливать за счет средств соответствующих бюджетов более высокие размеры районных коэффициентов. Кроме того, нормативным правовым актом субъекта РФ для муниципальных образований, входящих в его состав, может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента. Отметим, что районные коэффициенты начисляются на заработную плату, включая ежемесячные выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Эксперт журнала

"Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение"

С.ГУЛИЕВА