Мудрый Юрист

Становление и развитие дознания по делам о преступлениях несовершеннолетних, совершенных в воспитательных колониях

Гнатенко В.А., старший преподаватель цикла уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Пермского колледжа ФСИН России, подполковник внутренней службы; адъюнкт Владимирского юридического института ФСИН России.

Российская Федерация на пути построения правового демократического государства претерпевает различные сложности, вызываемые социальными, экономическими, геополитическими и другими проблемами <1>. Негативным фактором, тормозящим процесс развития российской государственности, является преступность. Особую тревогу вызывает устойчивый рост преступности среди несовершеннолетних. Немаловажную роль здесь играет эффективность исполнения такого наказания, как лишение свободы. Ведь исправление осужденного как цель наказания достигается благодаря отлаженной работе персонала воспитательных колоний, наличию благоприятной обстановки, способствующей исправлению несовершеннолетних преступников, поддержанию установленного режима их содержания. Фактором, дестабилизирующим процесс перевоспитания несовершеннолетних осужденных, выступает пенитенциарная преступность. В целом совершаемые преступления лицами, отбывающими наказание в воспитательных колониях, подрывают авторитет государственной власти в области уголовной и уголовно-исполнительной политики и провоцируют преступное поведение более широкого круга несовершеннолетних осужденных. Применение самого строгого уголовного наказания к ним само по себе не способствует снижению роста пенитенциарной преступности среди несовершеннолетних.

<1> См.: Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2003. 17 мая.

Динамика численности осужденных и совершаемых преступлений в воспитательных колониях Рисунок не приводится.

Анализ предложенной выше схемы демонстрирует спад преступлений, совершаемых лицами, отбывающими лишение свободы в воспитательных колониях <2>. Но вместе с тем совершенно очевидна закономерность. Чем меньше численность осужденных, тем меньше количество совершаемых ими преступлений. На первый взгляд анализ статистических данных, приводимых в ведомственных отчетах, формирует мнение о снижении преступности в местах лишения свободы <3>. В действительности же снижение преступности в воспитательных колониях достигается искусственно, благодаря периодическим актам об амнистии в России.

<2> См.: Телефонограмма УСПВРО ФСИН РФ N 10/15/4-275 от 16.08.2006.
<3> См.: Деятельность пенитенциарной системы // Российская юстиция. 2003. N 6. С. 77.

Дознание в воспитательных колониях на сегодняшний день носит сложный, противоречивый характер. Это обусловлено в первую очередь общими проблемами, которые присутствуют во всех пенитенциарных учреждениях ФСИН РФ:

  1. Отсутствие в нормах УПК РФ четко определенного перечня органов дознания.
  2. Отсутствие ведомственной нормативной правовой базы, регламентирующей осуществление дознания в учреждениях ФСИН РФ.
  3. Невозможность точного уяснения правового статуса субъекта, уполномоченного на производство дознания в учреждениях ФСИН России.
  4. Фактическое отсутствие в УПК РФ нормы, устанавливающей процессуальное положение начальника органа дознания.
  5. Отсутствие в учреждениях ФСИН специализированных подразделений дознания.

Кроме упомянутых существуют и иные проблемы, присущие только тем учреждениям, в которых отбывают лишение свободы несовершеннолетние. Новый уголовно-процессуальный закон предусмотрел проведение в полном объеме дознания по делам о преступлениях несовершеннолетних, тогда как ст. 126 УПК РСФСР напрямую указывала об обязанности предварительного следствия по делам о преступлениях несовершеннолетних следователями ОВД.

Преступность в воспитательных колониях обладает высокой латентностью, и чем ниже категория преступлений (по тяжести), тем выше латентность, поэтому в реальности по сравнению с цифрами на бумаге все намного серьезнее.

Анализ качественной характеристики пенитенциарных преступлений, совершенных за пять предшествующих лет в воспитательных колониях, позволяет сделать вывод о том, что самыми распространенными являются преступления небольшой и средней тяжести <4>. Именно эти преступления подследственны органам дознания.

<4> См.: Телефонограмма УСПВРО ФСИН РФ N 10/15/4-275 от 16.08.2006.

Качественная характеристика преступлений, совершаемых несовершеннолетними в воспитательных колониях Рисунок не приводится.

Все это приводит к отсутствию однообразной практики производства дознания в воспитательных колониях. В одних учреждениях дознание осуществляют оперативные отделы колоний, в других - следователи прокуратуры по надзору за законностью в ИУ, в иных же материалы уголовных дел для дознания передаются в ОВД по территориальности.

Дознание является простой формой расследования очевидных преступлений по уголовным делам, возбуждаемым в отношении установленных конкретных лиц. По замыслу законодателя оно призвано освободить следователей от расследования указанных преступлений, не представляющих большой общественной опасности, совершаемых как взрослыми, так и несовершеннолетними <5>.

<5> См.: Формы расследования преступлений // Законность. 2002. N 12. С. 3.

Исследование дознания о преступлениях несовершеннолетних в историческом аспекте показывает, что тенденции в развитии законодательства, наблюдаемые в настоящее время, во многом напоминают те, которые отмечались в России в XX в. (имеется в виду расширение подследственности по указанной категории дел в 70 - 80 годы) <6>.

<6> См.: Кулагин Н.И. Организационная деятельность следственного аппарата по оптимизации борьбы с преступностью несовершеннолетних // Задачи следственного аппарата МВД СССР по расследованию преступлений несовершеннолетних. Волгоград, 1979. С. 133 - 134.

В настоящее время уголовно-процессуальное законодательство РФ нечетко определяет перечень органов и должностных лиц, уполномоченных на производство дознания. Фактически в УПК РФ отсутствует норма, устанавливающая процессуальный статус начальника органа дознания. Приказ Минюста России от 27 июля 2002 г. N 170 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации, учета и разрешения в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации заявлений, явок с повинной, сообщений о совершенном или готовящемся преступлении, а также информации об иных происшествиях" не в состоянии в полной мере восполнить пробелы в законодательстве, хуже того, наблюдаются явные коллизии по вопросам полномочий субъектов дознания.

В настоящий момент сотрудники оперативных отделов воспитательных колоний, являющиеся основными субъектами, осуществляющими дознание, не обладают столь необходимыми знаниями и навыками, зачастую у них попросту отсутствует юридическое образование.

Крайне любопытен вопрос: "А кто в учреждениях ФСИН РФ в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством может быть дознавателем?" Дознаватель, именно в том понимании, каким его видит законодатель, - лицо процессуально независимое, наделенное правом как возбуждения уголовного дела (разумеется, с согласия прокурора), так и самостоятельного производства следственных и иных процессуальных действий (за исключением тех, которые требуют санкции прокурора или суда). Кроме того, на такого дознавателя законом возлагается обязанность по осуществлению уголовного преследования (ст. 21 УПК РФ). Полагаем, невозможно возбудить уголовное дело (пусть даже с согласия прокурора), например, дознавателю-оперуполномоченному в воспитательных колониях, т.к. в соответствии с положениями УПК РФ он еще не является дознавателем (п. 7 ст. 5; ч. 1 ст. 41). В подтверждение сказанному приведем положение Приказа Минюста России от 27 июля 2002 г. N 170, в соответствии с п. 4.6 которого "постановления о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела утверждаются начальником учреждения или органа УИС" <7>. Как видно, в данном случае уголовное дело возбуждает начальник учреждения или органа УИС, а не дознаватель (сотрудник оперативного отдела). Таким образом, дознаватель, осуществляющий дознание на временной основе, не обладает ни статусом дознавателя по должности (штатный дознаватель), ни статусом органа дознания. Разрешение этой и упомянутых выше проблем возможно только на законодательном уровне. Необходимо как внесение изменений в УПК РФ, так и создание ведомственных нормативных актов, детализирующих производство дознания в учреждениях ФСИН РФ.

<7> Приказ Минюста России от 27 июля 2002 г. N 170 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации, учета и разрешения в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации заявлений, явок с повинной, сообщений о совершенном или готовящемся преступлении, а также информации о иных происшествиях".