Мудрый Юрист

Понятийный аппарат статьи 285.1 УК РФ требует уточнения

Марзаганова А.М., соискатель Горского государственного аграрного университета (г. Владикавказ).

Объективная сторона деяния, указанного в диспозиции ч. 1 ст. 285.1 УК РФ, состоит в действиях в форме расходования бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенного в крупном размере.

Содержание понятия "расходование бюджетных средств" стало предметом для дискуссии в специальных научных исследованиях в сфере бюджетных отношений. Так, Р.Р. Фазылов отмечает, что "в Бюджетном кодексе РФ, Инструкции Минфина от 26 апреля 2001 г. и в ст. 285.1 УК РФ по одному и тому же вопросу имеет место расхождение в терминологии. Это разночтение заключается в том, что в Бюджетном кодексе РФ, указанной выше Инструкции говорится о нецелевом использовании бюджетных средств, а в ч. 1 ст. 285.1 УК РФ - об их нецелевом расходовании" <1>. Данный автор указывает среди прочего, что и в ст. 15.14 КоАП РФ (смежной с составом ст. 285.1 УК РФ) также употребляется термин "нецелевое использование бюджетных средств". Р.Р. Фазылов делает вывод о недосмотре законодателя в данном вопросе и предлагает внести изменения в диспозицию ч. 1 ст. 285.1 УК РФ, заменив термин "расходование" на "использование".

<1> Фазылов Р.Р. Уголовная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов: Дис. ... к.ю.н. М., 2004. С. 56.

Очевидно, следует внимательно проанализировать содержание используемых в уголовном законе и иных нормативных правовых актах термины, используемые в тех отношениях, которые выступают объектом нашего исследования.

В соответствии со ст. 6 "Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе" Бюджетного кодекса РФ <2>:

<2> Далее - БК РФ.

Можно сделать вывод, что расходы бюджета понимаются не как процесс, а как статическое понятие - определенная сумма денежных средств.

Далее, Р.Р. Фазылов прав, когда говорит, что в БК РФ ни разу не применяется словосочетание "нецелевое расходование", а употребляется "нецелевое использование". Однако согласиться с тем, что неверной является терминология, применяемая в УК РФ, мы не можем.

БК РФ неоднократно употребляет понятие "расходование" (ст. ст. 14 - 16, 21, 31, 70, 81 и др.). Приведем лишь некоторые примеры. Так, в ст. 16 БК РФ говорится, что "федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств", в ст. 219 БК РФ - "Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств", в ст. 226 БК РФ - "Орган, исполняющий бюджет, совершает расходование бюджетных средств после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов", и, наконец, в ст. 227 БК РФ - "Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц". Можно привести и другие примеры. Из перечисленного, на наш взгляд, следует, что процедура "траты" (термин не нормативный, а разговорный) денежных средств из средств, направленных на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления, в БК РФ именуется "расходование". Почему же тогда неправомерные действия в рамках данного расходования денежных средств получили в БК РФ наименование "нецелевое использование"? Ведь речь не идет об изменении характера совершаемых действий: при нецелевом использовании бюджетных средств (противоправном деянии) согласно ст. 289 БК РФ происходит направление и использование данных денежных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, т.е. те же действия (направление и использование), что и при правомерном расходовании. Могут возразить, что согласно ст. 227 БК РФ расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц, однако, на наш взгляд, это одно и то же.

Р.Р. Фазылов дополняет аргументацию своей позиции следующим утверждением: "...в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ устанавливается, что расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Исходя из этого определения данного понятия, мы можем заключить, что расходование бюджетных средств - это направление их на финансовое обеспечение указанных задач и функций. Таким образом, получается, что нецелевого расходования бюджетных средств быть не может, ибо это уже не расходование, а что-то другое... Если бюджетные средства направляются на недопустимые статьи, то это не расходование, а использование" <3>. Такое представление о формировании терминологии, используемой в уголовном законодательстве, нам представляется неверным. Так, например, согласно примечанию к ст. 158 УК РФ "под хищением в статьях настоящего Кодекса понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное ИЗЪЯТИЕ и (или) ОБРАЩЕНИЕ чужого имущества..." (выделено мной. - Авт.), а в ГК РФ изъятие и обращение являются терминами, используемыми при описании предусмотренных законом операций с имуществом (например, ст. ст. 80, 235, 237, 299 и др.), под мошенничеством согласно ст. 159 УК РФ понимается "хищение чужого имущества или ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА НА ЧУЖОЕ ИМУЩЕСТВО путем обмана или злоупотребления доверием" (выделено мной. - Авт.), а в ГК РФ предусмотрена глава 14 "Приобретение права собственности", в ст. 171 УК РФ понятие незаконного предпринимательства раскрывается как "осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации...", а в ч. 1 ст. 2 ГК РФ расшифровывается понятие предпринимательской деятельности - данный список можно продолжить. Вывод, который следует из сказанного, состоит в том, что законодатель, формулируя диспозиции составов преступлений, использует те термины, которые описывают правомерное деяние и, дополняя его признаками, позволяющими говорить о преступном характере данных деяний, использует их в УК РФ, что вполне логично - зачем придумывать новое название изъятию имущества, если суть действия остается той же, независимо от правомерного или незаконного характера изъятия: собственник лишается имущества. Такой же подход, по нашему мнению, следует использовать и при конструировании понятия нецелевого расходования (в редакции ст. 289 БК РФ - использования) бюджетных средств. Как было показано выше, бюджетные средства именно "расходуются", в понимании БК РФ - значит, неправомерные действия с ними вполне логично именовать "нецелевым расходованием", как это сейчас предусмотрено в УК РФ. Для приведения к единообразному пониманию используемых в различных отраслях законодательства терминов мы считаем необходимым:

<3> Фазылов Р.Р. Указ. соч. С. 59.
  1. Изменить наименование и редакцию ст. 289 БК РФ, изложив ее в следующем виде:

"Статья 289. Нецелевое расходование бюджетных средств

Нецелевое расходование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации".

  1. В иных статьях БК РФ аналогично заменить понятие "нецелевое использование" на "нецелевое расходование".
  2. Изменить наименование и диспозицию ст. 15.14 КоАП РФ, изложив ее в следующей редакции:

"Статья 15.14. Нецелевое расходование бюджетных средств

Расходование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда".

Данные изменения должны способствовать также единому пониманию порядка конструирования норм о противоправных деяниях, в которых используются заимствованные из других отраслей законодательства понятия.