Мудрый Юрист

Принудительные меры медицинского характера: содержание и правовое регулирование

"Медицинское право", 2009, N 3

Рассматривается междисциплинарная проблема содержания и правового регулирования применения принудительных мер медицинского характера. Принудительные меры медицинского характера рассмотрены с точки зрения объекта уголовно-правового воздействия. Предложены к обсуждению дефиниция принудительных мер медицинского характера и их номенклатура.

Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ) предусмотрено, что исполнение принудительных мер медицинского характера (далее - ПММХ) "определяется уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и иными федеральными законами" (ч. 3 ст. 97 УК РФ). В Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации среди целей и задач уголовно-исполнительного законодательства (ст. 1 УИК РФ) вопросы исполнения принудительных мер медицинского характера отсутствуют. Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 2 УИК РФ уголовно-исполнительным законодательством устанавливаются общие положения и принципы применения, в том числе "иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации".

Имеющиеся в Уголовном кодексе, в Уголовно-исполнительном кодексе, в Основах законодательства об охране здоровья граждан в Российской Федерации, а также в Законе РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" отдельные нормы, касающиеся исполнения ПММХ, не образуют системы, а в ряде случаев противоречат друг другу. Последствия существования столь значительного пробела в правовом регулировании применения ПММХ достаточно подробно обсуждаются в работах С.Н.Шишкова [2002, 2007] <*>. Очередным поводом к анализу современного состояния правового регулирования в сфере исполнения ПММХ стало издание Указа Президента Российской Федерации от 30 апреля 2008 г. N 656 "Об организации охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию", которым на Федеральную службу исполнения наказаний были возложены функции по охране психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением органов здравоохранения (ПССТИН), обеспечению безопасности находящихся на их территориях лиц, сопровождения и охраны лиц, которым назначено лечение в таких стационарах в оговоренных случаях. Кроме того, названным Указом Правительству Российской Федерации было дано поручение в трехмесячный срок подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, направленного на урегулирование вопросов охраны ПССТИН. Очевидно, что деятельность по охране и обеспечению безопасности ПССТИН должна осуществляться в соответствии с нормами об исполнении ПММХ.

<*> См.: Шишков С.Н. Исполнение принудительных мер медицинского характера // Законность. 2007. N 6; Шишков С.Н. Исполнение принудительных мер медицинского характера как составная часть уголовно-исполнительной деятельности // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2002. N 11. С. 115-119.

В настоящее время отсутствие четкой регламентации исполнения ПММХ порождает еще одну проблему - отсутствие однозначного представления о методах контроля за лицами, проходящими принудительное лечение <*>, и о субъектах такого контроля (относительно более определенной является ситуация с обеспечением охраны ПССТИН, поскольку на этот счет имеется уже упоминавшийся Указ Президента России). В результате функция контроля за лечащимися <**> либо вообще не исполняется, либо исполняется лечебно-профилактическими учреждениями, не имеющими для этого ни правовой, ни организационной, ни материально-технической, ни кадровой базы. В ряде случаев администрация лечебно-профилактических учреждений (имеются в виду главным образом ПССТ) привлекает для исполнения функций охраны и обеспечения безопасности охранные предприятия или подразделения органов внутренних дел, функционально предназначенные для охраны имущества собственника и не имеющие необходимого потенциала для выполнения возлагаемых на них задач по обеспечению правопорядка в учреждениях, связанных с принудительным пребыванием контингента.

<*> В тексте понятия "принудительные меры медицинского характера" (ПММХ) и "принудительное лечение" употребляются как синонимы.
<**> Под "лечащимися" в настоящем тексте понимаются лица, которым назначены принудительные меры медицинского характера.

Таким образом, необходимость совершенствования законодательства о применении принудительных мер медицинского характера на сегодняшний день очевидна. Одновременно с этим многими исследователями [Г.В.Назаренко, 2007; А.И.Ситникова, 2008] <*> обосновывалась необходимость серьезного пересмотра норм уголовного права, регламентирующих применение ПММХ. В связи с этим последовательным и логичным было бы сначала провести ревизию Уголовного кодекса, затем на основе его положений о ПММХ создать систему норм уголовно-исполнительного права, регламентирующих исполнение этих норм государственного принуждения, а в завершение провести необходимую коррекцию соответствующих процессуальных норм.

<*> См.: Назаренко Г.В. Основы регулятивного воздействия на социально опасных лиц: Монография. Орел: Издательство ОРАГС, 2007; Ситникова А.И. Предупреждение социально опасных деяний психически аномальных лиц // Противодействие преступности: уголовно-правовые, криминологические и уголовно-исполнительные аспекты // Материалы III Российского конгресса уголовного права (29-30 мая 2008 г.). М.: МГУ, 2008.

Представляется необходимым ввести в Уголовный кодекс дефиницию принудительных мер медицинского характера. Она может стать первой нормой соответствующей главы Уголовного кодекса. Рассмотрение принудительных мер медицинского характера с точки зрения объекта уголовно-правового воздействия позволило разработать и предложить к обсуждению следующий вариант такой дефиниции: "принудительные меры медицинского характера есть меры государственного принуждения, назначаемые судом лицам, совершившим общественно опасное деяние, предусмотренное Особенной частью настоящего Кодекса, в состоянии невменяемости или если лицо в момент совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими, и заключающиеся в лишении или ограничении прав и свобод этого лица, а также в возложении на него дополнительных обязанностей в той мере, в какой это необходимо для создания условий к его излечению либо улучшению его психического состояния, а также для предупреждения совершения им новых общественно опасных деяний".

На наш взгляд, предложенная дефиниция полностью раскрывает правовую сущность ПММХ. Провозглашаются две относительно самостоятельные цели их применения: а) создание условий для эффективного лечения; б) создание условий для предупреждения совершения новых общественно опасных деяний; дает возможность составить представление о механизме уголовно-правового воздействия при применении рассматриваемых мер.

Четкое понимание содержания и механизмов реализации ПММХ позволяет разрешить дискуссионный вопрос: "Является ли исполнение принудительных мер медицинского характера уголовно-исполнительной деятельностью?" Исходя из предложенной нами дефиниции - является, поскольку их исполнение состоит не в лечении (проведении лечебно-реабилитационных программ), а в практических мерах по реализации специального правового статуса лица, которому назначены ПММХ. К такому лицу могут применяться меры принуждения наряду со стимулированием правопослушного поведения; если ему назначено пребывание в психиатрическом стационаре, то необходимо обеспечить доставление его туда (либо проконтролировать самостоятельное прибытие), а также неотлучное нахождение в лечебно-профилактическом учреждении. Кроме того, требуется обеспечить - в необходимых случаях через принуждение - соблюдение таким лицом правил внутреннего распорядка психиатрического стационара, исполнение им законных требований администрации и медицинского персонала. Если избрана принудительная мера медицинского характера, предполагающая амбулаторное лечение, связанное с периодическим посещением лечебно-профилактического учреждения, контролю подлежит исполнение пациентом амбулаторного режима: явка на освидетельствования, посещение кабинета психотерапевта, выполнение других назначений.

Какими же могут быть способы контроля за лицом, которому назначены принудительные меры медицинского характера? Таких средств, на наш взгляд, три: 1) наблюдение, 2) надзор, 3) охрана. Причем применение надзора подразумевает и наблюдение, а осуществление охраны - всех выше перечисленных средств контроля.

Применение того или иного способа контроля может стать логической основой выделения видов ПММХ. Правда, с необходимыми оговорками. Оговорка первая. Предполагается, что наблюдение (наиболее мягкий способ контроля) могло бы устанавливаться за лицами, которым предписано лечение в лечебно-профилактических учреждениях неспециализированного типа, психоневрологических диспансерах (амбулаториях) и в психиатрических больницах общего типа. Поэтому данному способу контроля в нашем проекте соответствуют два вида принудительных мер медицинского характера (ч. 2 ст. 15.5. проекта главы 15 УК): а) принудительное психиатрическое лечение с периодическим посещением лечебно-профилактического учреждения (амбулаторное психиатрическое лечение) под наблюдением; б) принудительное психиатрическое лечение с постоянным и непрерывным пребыванием в лечебно-профилактическом учреждении (психиатрическом стационаре) под наблюдением. Оговорка вторая. Принудительные меры медицинского характера могут применяться к осужденным. В этом случае нет необходимости установления за ними дополнительного контроля, так как необходимый его уровень обеспечивается режимом исправительного учреждения.

Считаем, что содержание различных видов принудительных мер медицинского характера должно быть раскрыто в Уголовном кодексе более подробно, чем это сделано в существующей его редакции. Это вызвано рядом причин. Во-первых, Конституция Российской Федерации содержит норму (ч. 3 ст. 55), предусматривающую возможность установления ограничений прав граждан исключительно федеральным законом. Во-вторых, определение содержания ПММХ необходимо для создания правовой базы, регламентирующей их исполнение, а также для организации соответствующей деятельности.

Руководствуясь приведенными выше соображениями, мы предложили для обозначения видов принудительных мер медицинского характера ряд довольно объемных описательных формулировок. Ниже приведена предлагаемая редакция статьи Уголовного кодекса, посвященной содержанию и видам принудительных мер медицинского характера:

"15.5 <*>. Содержание и виды принудительных мер медицинского характера

<*> Номер статьи является условным и указывает на ее место в предложенном проекте авторской редакции гл. 15 УК РФ.
  1. Принудительные меры медицинского характера заключаются в вынесении судом предписания о прохождении лицом, которому назначены принудительные меры медицинского характера, психиатрического лечения, а также в лишении или ограничении прав и свобод этого лица и возложении на него дополнительных обязанностей в той мере, в какой это необходимо для создания условий к его излечению либо улучшению его психического состояния, а также для предупреждения совершения им новых общественно опасных деяний.
  2. Видами принудительных мер медицинского характера являются:

а) принудительное психиатрическое лечение с периодическим посещением лечебно-профилактического учреждения (амбулаторное психиатрическое лечение) под наблюдением;

б) принудительное психиатрическое лечение с постоянным и непрерывным пребыванием в лечебно-профилактическом учреждении (психиатрическом стационаре) под наблюдением;

в) принудительное психиатрическое лечение с постоянным и непрерывным пребыванием в лечебно-профилактическом учреждении (психиатрическом стационаре) под надзором;

г) принудительное психиатрическое лечение с постоянным и непрерывным пребыванием в лечебно-профилактическом учреждении (психиатрическом стационаре) под надзором и охраной;

  1. При избрании вида принудительной меры медицинского характера суд должен руководствоваться принципом применения минимально необходимых ограничений прав и свобод лиц, которым такая мера назначается".

В основу предлагаемой номенклатуры ПММХ положен принцип единства объема и содержания правоограничений, налагаемых на гражданина при назначении ему того или иного вида этих мер. Объем налагаемых на лицо, которому назначены ПММХ, правоограничений определяется нормой об ограничении права этого лица на отказ от лечения или на прекращение лечения по своему желанию (ч. 1 приведенной статьи) и нормами ч. 2 той же статьи, в которой перечислены и описаны виды ПММХ.

В таблице приведены виды ПММХ в соответствии с авторским проектом гл. 15 УК, а также соответствующие им методы контроля и типы лечебно-профилактических учреждений, в которых предполагается психиатрическое лечение. Автором предпринята попытка классификации предлагаемых видов ПММХ по двум различным основаниям.

Исполнение ПММХ может рассматриваться как система действий уполномоченного государственного органа, направленных на практическую реализацию специального правового статуса лица, которому такая мера назначена, осуществляемых последовательно и во взаимосвязи. Осуществление контроля за лицами, которым назначена ПММХ, обладает всеми признаками правоохранительной деятельности и может рассматриваться как самостоятельный раздел деятельности уголовно-исполнительной, что, в свою очередь, дает ответ на два существенных вопроса: какими законами эта деятельность должна регулироваться, кем такая деятельность должна осуществляться? Ответы на поставленные вопросы очевидны: в случае отнесения деятельности по исполнению ПММХ к уголовно-исполнительной деятельности регулироваться она должна уголовно-исполнительным правом, а осуществляться - уголовно-исполнительной системой. Следует оговориться, что общественные отношения, складывающиеся при оказании лицу, которому назначена ПММХ, психиатрической помощи (включая мероприятия медико-социальной реабилитации) лечебно-профилактическими учреждениями, должны регулироваться законодательством о здравоохранении и другими законами, но не уголовно-исполнительным законодательством.

Представляется, что при разработке проекта, посвященного исполнению ПММХ закона (или главы УИК РФ), необходимо предусмотреть следующие основные аспекты правового регулирования исполнения принудительных мер медицинского характера: 1) содержание деятельности по исполнению принудительных мер медицинского характера; 2) перечень органов и учреждений, обеспечивающих исполнение таких мер; 3) перечень прав и обязанностей названных учреждений и органов, включая конкретные способы реализации контроля за лицами, которым назначено принудительное лечение; 4) перечень прав и обязанностей лица, которому назначено принудительное лечение в зависимости от его вида (специальный правовой статус).

В зависимости от объема и содержания мероприятий по обеспечению контроля за лицом, которому назначены ПММХ, предлагается возложить их исполнение на следующие виды учреждений уголовно-исполнительной системы.

Исполнение ПММХ, при которых согласно предлагаемому проекту должно устанавливаться наблюдение за лицом, которому назначено принудительное лечение, может осуществляться уголовно-исполнительными инспекциями <*>. При назначении такого вида принудительных мер медицинского характера предполагается либо амбулаторное принудительное психиатрическое лечение в лечебно-профилактическом учреждении органов здравоохранения, либо лечение в психиатрическом стационаре общего типа. Общим для перечисленных выше двух видов принудительного лечения является то, что лечение осуществляется в неспециализированных лечебно-профилактических учреждениях, где лицо, которому такая мера назначена, находится на общих основаниях с другими пациентами. Поэтому и механизмы контроля в данном случае сходны с таковыми, применяемыми при исполнении наказаний и иных мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией от общества <**>.

<*> Уголовно-исполнительные инспекции созданы и функционируют в составе уголовно-исполнительной системы, однако вопросы контроля за исполнением принудительных мер медицинского характера в настоящее время не входят в сферу их компетенции. См.: Положение об уголовно-исполнительных инспекциях, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729 (в ред. от 20 февраля 1999 г.) // СЗ РФ. 1997. N 25. Ст. 2947; 1999. N 10. Ст. 1228.
<**> См.: Инструкция о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утв. Приказом Минюста России от 12 апреля 2005 г. N 38 (в ред. от 13 января 2006 г.) // БНА. 2005. N 19; N 36; 2006. N 7.

Исполнение ПММХ, при которых контроль предлагается обеспечивать путем надзора, что предполагает пребывание пациента в психиатрических стационарах специализированного типа органов здравоохранения <*>, может быть возложено на специальные подразделения уголовно-исполнительной системы по обеспечению безопасности в таких учреждениях. Подобных подразделений в настоящее время не существует. Разработка нормативно-правовой базы их функционирования (в случае принятия предлагаемой модели) может составить цель отдельного исследования.

<*> Типы лечебно-профилактических учреждений органов здравоохранения указаны согласно действующей номенклатуре.

Исполнение ПММХ, при которых методом контроля за лицом, которому такие меры назначены, является охрана (что предполагает их интернирование в психиатрический стационар специализированного типа с интенсивным наблюдением органов здравоохранения), целесообразно возложить на специальные подразделения уголовно-исполнительной системы по обеспечению охраны и безопасности указанных стационаров. Такие подразделения в настоящее время созданы во всех регионах, где дислоцированы психиатрические больницы специализированного типа с интенсивным наблюдением органов здравоохранения <*>, однако их функции ограничены обеспечением безопасности и охраны указанных учреждений (Указ Президента РФ от 30 апреля 2008 г. N 656).

<*> В городе Санкт-Петербурге, Республике Татарстан, Волгоградской, Костромской, Смоленской, Орловской, Калининградской областях, однако их функции ограничены обеспечением безопасности и охраны указанных учреждений.

Исполнение ПММХ в отношении осужденных в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы целесообразно возложить, как собственно это и происходит сегодня, именно на данные учреждения.

Доцент,

кандидат медицинских наук,

ведущий научный сотрудник НИИ

Федеральной службы исполнения

наказаний РФ

В.Ф.ТРУБЕЦКОЙ