Мудрый Юрист

О структуре механизма реализации судебной власти в гражданском и арбитражном процессах

Загайнова С.К., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса Уральской государственной юридической академии, докторант.

В Толковом словаре русского языка слово "механизм" употребляется в двух значениях: 1) система, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности; 2) последовательность состояний, процессов, определяющих собой какое-нибудь действие, явление <1>. Из этимологии этого слова следует, что оно употребляется как для определения динамики развития какого-либо процесса, деятельности, так и для определения внутреннего состояния, устройства, определяющего статическое положение определенного явления.

<1> Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1998. С. 354.

Такое двойственное значение употребляется и в юридической науке, в частности, для определения механизма правового регулирования, механизма реализации права, механизма реализации норм права. И данный подход следует признать правильным, поскольку он позволяет рассмотреть правовое явление с различных сторон: в динамике и в статике.

Так, в механизме правового регулирования выделяются три основные стадии, позволяющие уяснить его динамику. Первая стадия - это формирование и действие правовых норм. На этом этапе регламентируются общественные отношения, задается направление поведению субъектов отношений. Вторая стадия - возникновение прав и обязанностей. На основе правовых норм, при наличии предусмотренных в законе юридических фактов субъекты отношений получают права и обязанности - меры поведения. Третья стадия - реализация прав и обязанностей. Здесь юридическое веление воплощается в жизнь. Помимо этих стадий, выделяется и факультативная стадия - правоприменения, которая возникает либо после первой, либо после второй стадии.

Если посмотреть на механизм правового регулирования в статике, то его образуют правовые средства, обеспечивающие результативное правовое регулирование. В качестве таких средств выделяют юридические нормы (исходная база регулирования), правоотношения (средства, при помощи которых нормы права воплощаются в жизнь), акты реализации прав и обязанностей (юридически значимые действия участников общественных отношений, в которых воплощаются действия юридических прав и обязанностей). К средствам правового регулирования относятся также и акты правоприменения - результат действия судов, иных органов, которые обеспечивают возникновение правоотношений, гарантируют осуществление прав и обязанностей, являясь частью "поднормативного" индивидуального регулирования.

Механизм реализации судебной власти является одним из видов механизма реализации государственной власти, который чаще всего рассматривается в функциональном аспекте, показывающем динамику, этапы реализации определенных властных полномочий.

Динамику механизма реализации судебной власти можно определить исходя из динамики самого гражданского и арбитражного процессов. При этом следует учитывать, что по общему правилу реализация права субъектами определенных правоотношений рассчитана на добросовестное и добровольное осуществление прав, исполнение обязанностей. Но при соблюдении прав, исполнении обязанностей, использовании своих правомочий может возникнуть спорная ситуация, которая затруднит или сделает невозможным реализацию права. Чтобы сохранить правопорядок, существующий в обществе, государство создает обеспечивающие реализацию права механизмы. Универсальным обеспечивающим реализацию права механизмом является институт судебной защиты. Не случайно правоприменение выделяется в качестве факультативной стадии механизма правового регулирования, а акты правоприменения, к которым относятся и судебные акты, включаются в средства, с помощью которых это правовое регулирование осуществляется. В связи с этим можно сказать, что по своей природе, сущности механизм реализации судебной власти носит правообеспечительный характер, поскольку сущность правосудия в соответствии со ст. 18 Конституции РФ заключается в обеспечении действующими правами, свободами граждан. И этот механизм судебной защиты также носит обеспечительный характер при исполнении судебных актов, поскольку без соответствующих гарантий судебной защиты субъективное материальное право, которое получило защиту и подтверждение в суде, может остаться фактически не исполненным, что нивелирует всю судебную деятельность, подрывает авторитет судебной власти. В связи с этим следует критически отнестись к предложению А.Р. Хакимуллина, который предлагает рассматривать механизм судебной защиты как подсистему механизма правового регулирования общественных отношений <2>. На наш взгляд, механизм правового регулирования показывает порядок от формирования правовой нормы до ее реализации. Как справедливо отмечает Л.Н. Завадская, концепция механизма правового регулирования отражает устройство формального права, с позиций которого право преимущественно является инструментом регулирования общественных отношений, но не их охраны <3>. Механизм судебной защиты по своей природе является процессом обеспечения реализации права посредством его охраны, а процесс реализации и процесс обеспечения реализации права не тождественны. В связи с этим нет оснований для рассмотрения механизма судебной защиты в качестве подсистемы механизма правового регулирования. Это самостоятельный механизм обеспечения реализации существующих прав, свобод и законных интересов.

<2> Хакимуллин А.Р. Особенности механизма судебной защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов в исковом процессе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ярославль, 2004. С. 5.
<3> Завадская Л.Н. Механизм реализации права. М.: Наука, 1992. С. 92.

В теории права под механизмом обеспечения реализации закона понимается комплекс взаимообусловленных мер материально-технического, организационно-управленческого, идеологического (социально-психологического) и специально-юридического характера, осуществляемых государством, его органами и должностными лицами в целях обеспечения реального действия закона, т.е. создание условий, при которых граждане, их объединения и организации согласуют свои действия с требованием закона, а также беспрепятственно и эффективно используют предоставляемые им возможности для удовлетворения многообразных интересов и потребностей <4>.

<4> Гойман В.И. Механизм обеспечения реализации закона в современных условиях // Государство и право. 1993. N 1. С. 25.

С учетом сказанного механизм реализации судебной власти логичнее представить как состоящий их двух составляющих: механизма судебной защиты и механизма обеспечения исполнения судебных актов.

Механизм судебной защиты начинается с обращения заинтересованного лица в суд с требованием о судебной защите и оканчивается с момента вынесения судебного акта и вступления его в законную силу.

Каждый из этих механизмов представляют собой ряд последовательно осуществляемых действий, что позволяет выделить в них определенные этапы.

При определении динамики механизма реализации судебной власти следует учитывать, что необходимо разграничивать саму судебную процедуру защиты права и судебную защиту, реализацию субъективного материального права, которое защищается в суде.

Право на судебную защиту, гарантированное ст. 46 Конституции РФ, относится к сфере публично-правовых отношений. Но в рамках публично-правовой процедуры судебной защиты права защищается субъективное материальное право. Поэтому посредством механизма судебной защиты реализуется право на судебную защиту.

Характеризуя механизм судебной защиты, следует выделить следующие его составляющие (этапы).

1-й этап. Заинтересованное лицо обращается в суд за судебной защитой, чем инициирует деятельность по осуществлению правосудия. Отличительной чертой судебной власти является тот факт, что сама по себе, без надлежащего обращения в суд, судебная власть не начинает действовать. Для запуска механизма судебной защиты необходимо обращение в суд заинтересованного лица. Только после обращения и принятия его к своему производству начинается процедура судебной защиты права, начинается деятельность по отправлению правосудия.

На этом этапе участвуют как лицо, заинтересованное в судебной защите, так и суд, который решает вопрос о приемлемости обращения, о соблюдении порядка обращения в суд, о надлежащем оформлении соответствующих документов.

2-й этап. Деятельность суда по надлежащему рассмотрению и разрешению дела. После возбуждения гражданского дела суд обязан провести подготовительные действия, направленные на правильное и своевременное рассмотрение и разрешение дела, провести слушание дела. На этом этапе под судебным руководством проявляется активность участников процесса.

3-й этап. Вынесение и вступление в законную силу судебного акта. Именно в судебном акте оформляются выводы суда по рассмотренному требованию, именно в этом документе юридически подтверждается субъективное право, налагается обязанность. На этом этапе именно суд осуществляет свою деятельность. С этого момента права, свободы и законные интересы получают юридическое (судебное) подтверждение и защиту. Только после юридической защиты они могут быть реализованы.

Именно с момента вступления судебного акта в законную силу можно сказать, что суды выполнили возложенную на них задачу по рассмотрению и разрешению частноправового спора. Следует согласиться с О.В. Вязовченко, которая утверждает, что защищаемое заинтересованными лицами в судебном процессуальном порядке право получает необходимую защиту с вынесением решения и вступления его в законную силу <5>.

<5> Вязовченко О.В. Эффективность процессуального механизма реализации конституционного права на судебную защиту: некоторые аспекты проблемы // Российский ежегодник гражданского и арбитражного процесса. 2001. N 1. М.: Норма, 2002. С. 80.

Конечный итог правосудия отражается в судебном акте, в то время как конечный итог защиты субъективного права отражается в его реальном исполнении.

Поэтому после первого этапа - механизма судебной защиты вступает в действие второй этап - механизм обеспечения судебной защитой исполнения судебных актов. Как Европейский Суд по правам человека, так и Конституционный Суд РФ неоднократно указывали, что право на судебную защиту было бы иллюзорным, если бы судебный акт остался неисполненным <6>.

<6> См., напр.: Постановление от 14 февраля 2002 г. N 4-П по делу о проверке конституционности ст. 140 ГПК РСФСР в связи с жалобой Л.Б. Фишер // СЗ РФ. 2002. N 8. Ст. 894; Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 2002 г. N 1-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 64 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и ст. 92 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" в связи с жалобой гражданина А.М. Траспова // СЗ РФ. 2002. N 6. Ст. 626; и др.; Постановление Европейского Суда по правам человека от 19.03.1997 "ХОРНСБИ (Hornsby) против Греции" // Европейский Суд по правам человека. Избранные решения. Т. 2. М.: Норма, 2000. С. 428 - 439; Постановление Европейского Суда по правам человека от 06.10.2005 "Дело "ШИЛЯЕВ (SHILYAYEV) против Российской Федерации" // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. Российское издание. 2006. N 3. С. 4, 49 - 57; Постановление Европейского Суда по правам человека от 07.07.2005 "Дело "ШПАКОВСКИЙ (SHPAKOVSKIY) против Российской Федерации" // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. Российское издание. 2005. N 11. С. 67, 77 - 84; и др.

После того как в рамках судебной процедуры суд подтвердил наличие субъективного права, обязал ответчика совершить определенные действия, наступает фаза исполнения.

Второй этап - механизм обеспечения судебной защитой исполнения судебного акта. На этом этапе суд как орган судебной власти осуществляет предварительный и последующий контроль за фактическим исполнением судебного акта, таким образом осуществляется судебная защита де-факто (de facto). На этом этапе субъективное материальное право, после того как оно получило юридическую защиту в суде, получает реальное восстановление.

Поскольку судебная власть заинтересована в реальном исполнении своих судебных актов, чтобы поддерживать свой авторитет и эффективно выполнять возложенные на нее функции, судебный механизм защиты права предусматривает и процессуальные гарантии защиты защищенного в суде субъективного права (производство, связанное с исполнением судебных актов в рамках гражданского и арбитражного процессов). Так как реальное исполнение судебного акта осуществляется за рамками судебной процедуры, но за судом сохраняется право предварительного и последующего контроля за исполнением своих актов, то можно сказать, что фактически субъективное материальное право получает защиту лишь в момент его реализации в исполнительном производстве. Поэтому судебный акт, содержащий юридическую защиту нарушенного права, является юридическим фактом для начала деятельности по фактическому приведению в исполнение судебных предписаний в реальную жизнь.

Защищенное судом право должно быть реализовано, только с этого момента можно говорить о получении полноценной защиты. В теории права также отмечается, что помимо реализации права необходимо предусмотреть и возможные способы обеспечения реализации. В частности, И.Я. Дюрягин отмечал, что механизм реализации не включает в себя механизм обеспечения реализации закона, поскольку различны субъекты этих процессов. В правореализации участвуют граждане, другие субъекты права, в то время как обеспечением реализации занимаются государство, его органы и должностные лица. В механизме обеспечения реализации "не просматриваются назначение, правовой статус, порядок деятельности самих правореализующих субъектов, также юридическая природа и формы их правореализационных действий" <7>.

<7> Дюрягин И.Я. О понятии механизма реализации нормативных правовых актов. Механизм реализации нормативных правовых актов. Сборник научных трудов. Челябинск, 1995. С. 7 - 8.

В связи с этим можно сказать, что гражданское исполнительное право, будучи комплексной отраслью права, содержит в себе нормы, направленные на реализацию различных юрисдикционных актов, в том числе и судебных актов. Но поскольку акты правосудия занимают особое место среди юрисдикционных актов, являясь актами судебной ветви власти, то необходим механизм обеспечения исполнения этих актов. Учитывая универсальный характер правосудия как правового средства защиты прав, нормы, обеспечивающие исполнение судебных актов, закреплены в соответствующих разделах ГПК РФ и АПК РФ. Включение в гражданский и арбитражный процесс производства, связанного с исполнением судебных актов, показывает, что законодателем избрано правосудие в качестве гарантии исполнения судебных актов. Поэтому в этой части нормы гражданского исполнительного права включаются в механизм реализации судебной власти в гражданском и арбитражном процессе, являясь составной частью гражданского и арбитражного процесса.

Таким образом, следует отметить, что механизм судебной власти в гражданском и арбитражном процессе состоит из совокупности двух составляющих: механизма судебной защиты нарушенного субъективного права и механизма обеспечения судебной защитой исполнения судебных актов.